Исторические истины. Как их правильно понимать?

Министр юстиции РФ Константин Чуйченко заявил:  По его словам, все ключевые события российской истории связаны с внешними факторами. Он призвал к дальнейшему изучению истории страны "сквозь призму вмешательства и иностранного влияния", а также подчеркнул важность объективного ее изложения, чтобы избежать искажений под влиянием конъюнктуры.

С полным текстом Вы можете ознакомится по ссылке:
Ключевые события в истории России? Знаете ли Вы о них? Можно ли о них писать? Всегда привожу в пример историка Николая Карамзина, который в условиях жесточайшей цензуры писал историю России и советовал научится читать исторические произведения между строк. А. С. Пушкин написал о Н. Карамзине : «История государства Российского“ есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека». Я вместе с Егором Кончаловским хотели поставить художественный фильм о деятельности А. Пушкина на государственной службе. Совершенно другой образ А. Пушкина - образ крупного государственно деятеля, который сражался за Россию. Запретили снимать…

Как произошло разрушение СССР? Мощная кибер война против нашей страны. Я лично работал с Президентом М. Горбачевым. Мои шифраторы, которые я ему поставил никто не мог отключить… Самое крупное ограбление в истории существования банковской системы - ограбление ЦБ РФ ( фальшивое авизо). Украли многие триллионы рублей . Это Кибер война зарубежных спецслужб, которые хотели разрушить Россию. Вы о ней слышали? https://lenta.ru/articles/2023/04/07/avizoo/amp/ 

Вы читали книгу Генерала Трошева - командующего российским войсками во время войн в Чечне: «Моя война. Чеченский дневник окопного генерала» . В ней он написал, что войска платили кровью из - за отсутствия шифраторов. Я подарил 3000 шифраторов нашим войскам…  Вы читали хоть одну статью о том сколько наших солдат и офицеров погибло во время афганской войны из за отсутствия эффективной шифровальной техники?

Кибер оружие в XXI веке стало главным оружием и по своей силе превосходит ядерное и ракетное. Вот почему чрезвычайно важно осветить исторические аспекты радиоразведки и криптографии, которые сыграли решающие роль в истории нашей страны.   

Хотя правдивое изложение исторической правды было всегда чрезвычайно сложно и даже опасно за всю историю нашей цивилизации. Но художники, писатели всегда находили пути, чтобы выразить свое мнение о происходящих исторических событиях. Надо только научится их понимать…


На первый взгляд, это просто гравюра.

Задумчивый ангел. Нагромождение инструментов. Странный многогранник. Магический квадрат. И все это под темным небом.

Но что, если я скажу вам, что «Меланхолия I» — это не просто искусство?

Это еретический кодекс.
Манифест, спрятанный на виду.

Альбрехт Дюрер был не обычным художником. Он жил на заре научной революции, в мире, где за правду можно было сгореть на костре. Поэтому он делал то, что всегда делали мыслители в условиях тирании: он говорил символами. Тихо. Резко. С гениальной тонкостью.

Меланхолия I — его мятеж.

Вместо того, чтобы рисовать богов или королей, Дюрер рисовал границы человеческого знания и то, что лежит за его пределами. И он встраивал это в оптические иллюзии, искаженную геометрию, скрытые отсылки к оккультной философии и даже подсознательные лица.

Потому что если присмотреться, все начнет меняться.

Возьмите ангела. Она не божественна в традиционном смысле. Она приземлена. Окружена инструментами геометрии и хронометража, инструментами разума, а не религии. Она смотрит вверх, не с экстазом, а со скептицизмом. Ее руки покоятся, праздно, на паре циркулей, которые она даже не использует.

Послание тонкое, но режущее. Теология утратила свою хватку.

На самом деле, ангел носит кошелек и ключи, символы, которые сам Дюрер определил как «власть и богатство». Но здесь кошелек волочится по земле, бесполезный. Это не просто падший ангел. Это икона коррумпированной власти. Дюрер развенчивает теологию и освобождает место для чего-то другого.

Рядом с ней стоит мальчик, почти незаметный, что-то строчащий на планшете.

Он представляет естественную философию, то, что мы сейчас называем наукой. Он сидит на сломанном жернове, символе, который когда-то использовался для представления совершенного порядка небес. В древней космологии небо было большой вращающейся сферой, такой же надежной, как мельница, перемалывающая зерно.

Но Дюрер сломал это колесо.

Он говорит то, что Коперник опубликует десятилетия спустя: небеса не управляют нами.

Это не «как наверху, так и внизу». Это «посмотри вниз». Посмотрите на Землю. На природу. На то, что можно проверить, измерить, усомниться. Истина приходит из наблюдения, а не из откровения.

А еще есть Октаэдр.

Странная, перекошенная, граненая форма, которая закрепляет изображение. Некоторые говорят, что это куб. Другие говорят, что ромб. Он смещается в зависимости от того, как вы наклоняете голову.

Именно так, как и задумал Дюрер.

Он был мастером перспективы и одним из первых исследовал, как объекты выглядят по-разному с разных точек зрения. Октаэдр — это не провал геометрии. Это урок: восприятие нестабильно. Истина относительна. Реальность зависит от того, где вы стоите.

Эта идея, что истину невозможно определить, делает эту работу современной.

Даже название гравюры, Melencolia I, вызывает подозрения. Неправильно написанное, странное, на крыльях химеры с хвостом летучей мыши.

Это не просто настроение. Это отсылка к оккультным трудам Генриха Корнелия Агриппы, философа, который считал, что меланхолический темперамент может привести к вспышкам творческого гения. Химера, созданная из животных, ассоциирующихся с безрассудством и неудавшейся властью, тонко высмеивает Агриппу, одновременно кивая на него как на источник влияния.

Химера Дюрера становится символом бунтарства и художественной независимости.

И повсюду в произведении он скрывает подсознательные лица, десятки из них, призраки, выглядывающие из теней. Некоторые из них гротескны, другие безмятежны. Большинство из них видны, только если повернуть изображение или отойти назад и прищуриться. Это не просто визуальные трюки. Это аргументы.

Что мы видим то, что хотим видеть.

Это восприятие многослойно.

Эта истина — не луч света, а туман, в котором нужно ориентироваться.

Некоторые из скрытых лиц даже напоминают его родителей. Некоторые — дураки, засунутые в складки ангельского одеяния.

И другие, пророки из разных религий, Моисей, Иисус, Мухаммед, скрытые в драпировке. Не для того, чтобы объявить их ложными, но чтобы дать понять, что даже размышление не может остановиться на одном взгляде на истину.

И это, возможно, самая смелая мысль Дюрера.

Истина не единична. Она не фиксирована. Она раздроблена, относительна, пропущена через эмоции, власть, время и место.

Дюрер это видел.
Почувствовал это.
И спрятал это в гравюре, которую можно повесить на стену, не опасаясь ареста.

Так что в следующий раз, когда вы посмотрите «Меланхолию I», не просто восхищайтесь техникой.

Спросите, что он пытается вам сказать.

Потому что внутри этого меланхоличного ангела горит огонь, вера в то, что истина важна, даже если ее невозможно постичь.

И эта красота, какой бы хрупкой она ни была, способна выдержать тяжесть бунтарства.

P. S. Мои книги « Шифраторы и радиоразведка. Щит и меч информационного мира», « Шпионаж, Шифраторы и Шоколад» Как раз об этом таинственном мире разведки, где криптография играла решающую роль в мировых событиях. Мы с Гошей Куценко собираемся поставить спектакль « Бог, Дьявол и Криптограф». Тема сейчас очень актуальная в мире. «Телефонные мошейники» украли только по официальным данным более пятисот триллионов рублей !!!??? Невольно, вспоминал пророческие слова А. Пушкина о том, что без политических свобод можно жить, но без семейной  неприкосновенности невозможно, каторга лучше. В современном информационном мире защита частной информации на самом высоком уровне становится вопросом выживания  цивилизации!


Рецензии
Анатоль , очень интересен разбор Дюрера... никогда не задумывался столь глубоко... Удач и в дальнейшем )).

Владим Филипп   22.05.2025 12:18     Заявить о нарушении
Большое спасибо. Очень ценно от тебя слышать. Школы: живописи, математики… Вот что формируют Ученого, Живописца, Литератора, Музыканта… К моему огромному сожалению, эти школы в России начинают исчезать. Как тогда у нас появятся новые Коровлевы, Курчатовы, Поленовы… ?

Анатолий Клепов   22.05.2025 15:21   Заявить о нарушении