Мемуары Арамиса Часть 442
Краткие инструкции, написанные мной, Анри д’Эрбле (Арамисом), герцогом д’Аламеда для Филиппа Бурбона, занявшего трон Франции под именем Людовик XIV
Дорогой Принц Филипп! Данную заметку я пишу для вас с той целью, чтобы вы делали очень чёткие отличия от терминов, которые бытуют в кругах руководства Европейских стран. Для меня совершенно очевидно, что некоторые руководители некоторых стран совершенно неправильно трактуют некоторые политические и военные термины. Дабы и вы не повторяли за ними эти ошибки, я взял на себя труд составить некий краткий Толковый Словарь, который предлагает вам правильное толкование, а также предостерегает от неверного толкования некоторых терминов.
«ПЕРЕГОВОРЫ»
Данный термин вовсе не означает того, что в итоге обмена информацией Стороны обязательно заключат соглашение. Напомню, что экономика продолжается в форме политики, а политика продолжается в форме войны. Сомнительно, чтобы в ближайшие пятьсот лет в этом смысле что-то изменилось, так как оно оставалось неизменным на протяжении более двух тысяч лет, имея в виду ту историю, которая хоть как-то известна нам, то есть со времени основания Рима, что принято считать началом европейской цивилизации. Итак, переговоры – это не более, чем общение. Следует учитывать, что переговоры никогда не являются беседой друзей и крайне редко – совещанием союзников. Даже когда Стороны называют себя союзниками, это вовсе не означает общности их интересов, а означает лишь то, что один или два самых главных их интересов временно совпадают, и не более того. Поскольку мы понимаем это, согласимся, что переговоры преимущественно осуществляются Сторонами, являющимися врагами. Экономические переговоры имеют целью обман партнёра, поскольку каждая Сторона стремится извлечь для себя больше выгоды, нежели извлекает другая сторона. Поэтому целью каждой Стороны состоит узнать как можно полнее выгоды противной стороны для того, чтобы узнать, до какой степени она может уступить, не потеряв интерес к заключению сделки. Тем самым экономические переговоры есть завуалированная агрессия методами экономики. Политические переговоры есть завуалированная агрессия методами политического давления. Переговоры воюющих стран есть способ затянуть время для упорядочивания и усиления собственных военных сил при одновременном противодействии получения таких же выгод противной стороной. Таким образом, всякая цель переговоров – обман, всякое средство переговоров – утончённый обман, а результат переговоров – кратковременные выгоды, полученные посредством утончённого, обычного или вопиющего обмана. Выгоды краткие имеют шанс стать долговременными, если удается закрепить их юридически, то есть с помощью несомненного и длительного силового преобладания.
«СОГЛАСИЕ НА ПЕРЕГОВОРЫ»
Данный термин означает согласие обсуждать что угодно с кем угодно, но он не предполагает согласие подписать какие угодно документы. В чём, собственно, разница? Выслушать не означает согласиться. Обещание выслушать не означает обещания заключить соглашение. Даже согласие говорить с кем-либо вовсе не означает, что этот кто-либо воспринимается в качестве юридически законного представителя той страны или того сообщества, от лица которого он, как ему кажется, вещает. Переговоры как таковые – это лишь информирование сторонами друг друга. Информацию можно получать от кого угодно, а выслушивать можно тем более кого угодно, даже тех лиц или ту группу лиц, которым совершенно нет никакого доверия. Иногда получение информации от тех, кого знаешь, как недостоверный источник информации, это тоже своего рода информация. При начале переговоров ни одна из переговаривающихся сторон не может в одностороннем порядке взять на себя обязательство обо всём договориться и, следовательно, заключить мир. Поэтому переговоры как таковые никому ничего не обещают. Следует понимать, что дипломатия – есть ложь неявная, политика – есть ложь, явная для собеседников, но не явная для сторонних людей, а военная риторика – есть ложь, очевидная для всех компетентных сторон, направленная лишь на то, чтобы обмануть всех, кто не принадлежит к правящим классам, для их успокоения и для манипулирования ими.
«ПЕРЕМИРИЕ»
Данный термин никак не означает заключение мира. Этот термин означает прекращение боевых действий временно. Ключевое понятие к этому термину – именно «ВРЕМЕННО», то есть само по себе перемирие содержит в себе негласное обещание продолжить военные действия по истечении назначенного срока при условии, что за этот период Стороны не договорятся о заключении мира или, по крайней мере, о продолжении перемирия. Поскольку перемирие заключается на определённый срок, то если обе стороне не договорились о его продлении или о заключении мира, то по истечении времени, на которое заключено перемирие, оно автоматически считается закончившимся, и, следовательно, с этого момента следует ожидать продолжения военных действий любой из Сторон или обеими. Если при договорённости о перемирии одна из Сторон эту договорённость не соблюдает, это автоматически снимает ответственность со второй стороны за его Соблюдение, и, следовательно, прекращает эту договорённость, делает её ничтожной. Таким образом, перемирие может длиться лишь с момента, с которого оно заключено обоюдным согласием сторон и лишь до момента фактического нарушения его хотя бы одной из сторон.
«УСТРАНЕНИЕ ПРИЧИН КОНФЛИКТА»
Основными причинами военного конфликта являются соединения неблагоприятных геополитических факторов с военными факторами, благоприятными хотя бы для одной из сторон, или ошибочно трактуемыми как таковые. Побеждающая сторона склона к заключению мира лишь в случае полной капитуляции побеждённой стороны, или же в случае признания её законности отторжения всех потерянных ею территорий и в случае полного уничтожения возможности попыток возврата этих территорий в ближайшем будущем, как минимум, на 20-30 лет, или же в случае полной замены политического устройства побеждённого государства таковым, которое гарантировал бы полный протекторат над ней государства-победителя. Устранением причин конфликта, таким образом, является кардинальное изменение ситуации.
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МИРА
Страна, которая явным образом терпит поражение, стремится к миру, дабы не увеличивать свои потери. Государство, которое достигает успеха в военных действиях, к миру не стремится, поскольку ожидает ещё больших успехов. Для заключения мира требуется, чтобы страна, ранее побеждающая, полагала, что её успехи закончились и впереди её ничего хорошего в случае продолжения конфликта не ожидает, а страна, терпящая поражение, могла бы продемонстрировать, что ситуация изменилась, и что она ожидает перелома ситуации и достижения в дальнейшем значительных успехов. При этом категорически недопустимо, чтобы руководство терпящей поражение страны само уверовало в будущие свои возможности, также как недопустимо, чтобы руководство страны, одерживающей успехи, усомнилось в том, что эти успехи далее закончатся поражением. Таким образом, главными предпосылками к заключению мира является ошибочное преставление руководством, как минимум, одной из воюющих сторон, фактической ситуации, или же полная победа одной стороны с полной капитуляцией другой стороны. Таким образом, в случае прогнозируемого поражения следует сосредоточить все силы для хотя бы временного явного успеха, тогда как побеждающей стороне следует ни в коем случае не допускать подобного хотя бы временного успеха противника. Эти рассуждения очерчивают поводы для заключения мира. А истинными причинами заключения мира может служить та ситуация, что ни одной стороне далее не выгодно продолжать войну. Но поскольку фактически ни одной стороне никогда не выгодно вести войну, следует признать, что в вопросах заключения мира поводы важней причин, тогда как в развязывании войны причины важней поводов.
АНГЛИЯ
Островное государство, которое практически никогда не испытывало на себе тяжестей сухопутных войн: даже Александр Македонский и позднее Юлий Цезарь, а также Гай Калигула ничего не смогли с ней поделать. Это позволяет Англии считать себя непобедимой со стороны любых войск Европы, хотя, пожалуй, бурный рост мореходства и развитие флота Испании, Голландии, Португалии и некоторых других стран, имеющих выход к океану, может в будущем изменить эту ситуацию. Посему Франции надлежит стремительно развивать свой военный флот, дабы конкурировать с флотом Англии, в особенности, в Новом свете. Поскольку Англия исторически разошлась со святой Католической Церковью, нет необходимости для монарха католического государства обременять свою совесть какими бы то ни было упрёками за несоблюдение каких-либо условий каких бы то ни было договоров. Всякое зло, нанесённое Францией Англии оправдано в глазах Папы, следовательно, одобрено Господом. Но надлежит поступать с ней осторожно, имея в виду силу этого государства. Всячески надлежит использовать противоречия Англии с Шотландией и Ирландией, раздувая в этих зависимых государствах тенденции к самоопределению, автономности, сепаратизму.
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ
Страна не христианская, поэтому церемониться с ней нечего. Но она сильна, поэтому лучше иметь её в качестве союзника. Но союз с ней должен быть таковым, чтобы в случае её ослабления никакие договоры не мешали бы при возможности отнять у неё лакомые куски её территорий. К слову сказать, любые куски Османской Империи являются лакомыми для любого европейского государства, поэтому никогда ни одно европейское государство не заключит с Османской империей никакого надёжного союзнического договора. Это благоприятно для нас тем, что Османская империя вынуждена заключать союзнические договоры, пусть даже и не прочные, с любым государством Европы, которое пойдёт на такое.
ГОЛЛАНДИЯ
Опасная для Франции страна. Отнять или хотя бы отделить от неё южные территории было бы для Франции благом.
РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ
Территория, считающая себя государством. Выборная монархия – ненадёжное средство управления страной. Очевидно, с этой территорией будет много хлопот, и каждый будет стараться присоединить её под своё начало, или, по меньшей мере, оттяпать у неё изрядную часть. Нам следует присматриваться к этим процессам и при возможности не упустить своё.
СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
Иначе говоря, германские и испанские страны под управлением Габсбургов. Ослаблять всеми возможными способами. Не давать германским странам объединиться. Не упускать Эльзас, Лотарингию. Можно использовать наёмные войска одних государств этого окружения против других.
ПОРТУГАЛИЯ, ВЕНЕЦИЯ, И ПРОЧИЕ
Не позволять усиливаться. Препятствовать их развитию всеми средствами.
ФРАНЦИЯ
Будучи Королём Франции вам, Ваше Величество, необходимо подавлять все сепаратистские устремления всех подвластных Вашему Величеству территорий. Наварра, Шампань, Бургундия, Нормандия, Прованс, Иль-де-Франс, Лангедок, Орлеан, Леон, Пуату, Пиккардия, Бретань, Турень, Оверн, Беарн и все прочие – все эти провинции должны беспрекословно подчиняться вам, Ваше Величество. Надлежит уничтожить фактическое местное самоуправление сеньорами этих провинций, сделав его чисто номинальным, для чего желательно этих сеньоров разорить большими налогами. Дабы избежать бунтов следует возвращать часто собранных с них налогов в виде премий, награждений, пансионов и прежде всего оплаты за службу при дворе Вашего Величества. Наместники должны назначаться Королём, то есть вами. Губернаторы, маршалы, генералы, коменданты крепостей и даже ещё менее значительные должности – все они должны быть заняты вашими людьми на основании патентов, подписанных лично вами, с государственной печатью. Никакой самостоятельности военной, политической, экономической. Те крепостные стены, которые ещё не разрушены по распоряжению кардинала Ришельё, кроме крепостей в пограничных городах Франции, разрушить полностью. Городские стены снести. Духовенство – епископы, кардиналы, коадъюторы – должны назначаться только из числа тех, кому доверяете лично вы, и на кого вы можете положиться.
Свидетельство о публикации №225052200487