О сыновьях Иафета

Продолжаем разбираться с сыновьями Ноя. Сегодня рассмотрим происхождение антропонимов потомков Иафета, которому досталась европейская часть земли. Подробно про уделы сыновей рассказано в главе IX Книги Юбилеев.

ИАФЕТ (иврит ;;;;, древнегреч. ;;;;;, латин. Iapheth). Сначала посмотрим на часть земли, доставшейся Иафету: «третья наследственная часть, по ту сторону реки Тины, к северным странам истока ее воды, и идет к северовостоку вся область Лага и все восточные страны ее; и идет на крайний север, и простирается до гор Кильта к северу, и к морю Маук, и идет на восток Гадира, до берегов моря: и направляется, пока не подойдет к западу Пары (Para), и обращается назад к Аферагу, и направляется к востоку, к воде моря Миот, и направляется вдоль реки Тины, к востоку севера, пока не подойдет к границе ее воды, к горе Рафы, и обходит кругом к северу». Очевидно описание Европы: от Уральских гор на крайний север до моря Мрака (Mauk) и на юг до побережья Адриатики (Гадир), на запад до Иберийского полуострова (Para) и обратно через Альпы/Карпаты (Афераг) к Меотиде и устью Дона.

ГОМЕР (иврит ;;;, древнегреч. ;;;;;). «И вышел первый жребий Гомеру к востоку, от севера до реки Тины». Имя, по мнению исследователей, имеет значение «полный, завершенный, совершенный» и сопоставляется с киммерийцами или кимврами. Бессмысленная семантика антропонима, как следствие, ведет к неверным выводам и о народах, определяемых этим сыном Ноя. Мы же рассмотрим индоевропейский конструкт: префикс *kom- (кельтский *kom-) «с, вместе» [1, с. 213; 2, с. 612-613] и *mori (mer-; кельтский *mori-) «море; стоячая вода» [1, с. 277; 2, с. 748]. Таким образом, Гомер определяет народы приморья. Учитывая указание Книги Юбилеев, удел Гомера находился севернее и северо-восточней Дона, а значение антропонима подчеркивает, что на краю Океана и среди болотистой местности (см. рис. 1, 2).

МАГОГ (иврит ;;;;;;;;;, древнегреч. ;;;;;). «На севере Магогу досталась вся внутренность севера, пока не придешь к морю Миот». Исследователи предлагают этимологию имени связать с шумерским «тьма», но помещают сей народ то в район северо-восточней от Земли Израиля, то в Анатолию, то на территорию Северной Месопотамии – все перечисленные места вовсе не темные. Мы же вновь предлагаем индоевропейский конструкт с кельтским уклоном: *meg(h)- «великий, большой», кельтское *magos- «равнина, открытое поле» [1, с. 253; 2, с 708-709] и суффикс усиления и принадлежности -og (от кельтского *-;kos при индоевропейском *-kos) [3]. Имя Магог характеризует открытое пространство, равнину, на которых обитают соответствующие народы. Сопоставляя с данными Книги Юбилеев, можно утверждать, что речь идет о приазовских степях.

МАДАЙ (иврит ;;;;;; древнечреч. ;;;;;). «Мадаю вышел удел, чтобы он владел им, на запад от обоих его братьев, до островов и до границ островов». Исследователи, видя похожий корень, определяют этим именем народ Мидии. Но это – не Европа и никак не западнее удела первых двух братьев. Поэтому разумнее оттолкнуться от индоевропейского корня *mad- «мокрый, влажный; жирный, откормленный», с которым связан кельтский *mad-yo- «сломать, разрывать; растекаться, растворяться» [1, с. 250-251; 2, с. 694-694]. Описана влажная, луговая местность, которая как раз и находится к западу от Гомера и Магога, т. е. от Днепра на запад и до Дуная.

ИАВАН (иврит ;;;). «Ийоайону вышел четвертый удел – весь остров и острова к Адлуду». Локализация владений этого сына Иафета охватывает земли греков (Балканы) и ионийцев (Иония в Анатолии). Но при чем тогда здесь остров? А остров может быть Певка, а также другие острова дельты Дуная и окрестностей Черного моря (включая, вероятно, и Крым, примыкающий к Адлуду). Естественно, Иаван у современных исследователей не имеет этимологии, кроме отсыла к ионийцами или наоборот. В то же время происхождение имени может быть связано с кельтским *;owino- при валлийском ewyn «пена <морская>» (ewynnu «пениться») [1, с. 138], т. е. очевидно указание на морское побережье (кстати, по одной из версий, древнегреческая богиня красоты и любви Афродита имеет значение «пенорожденная»).

ФУВАЛ (вариант – Тубала; иврит ;;;;;; древнегреч. ;;;;;). «И Толбелу (Тубал) вышел пятый удел, между перешейком, который подходит к Уда, уделу Луда, до другого перешейка, внутрь в третий перешеек». Народы этого сына Иафета локализуют в Малой Азии – или на северо-западе в пределах Лидии, или в юго-восточной части западнее Ассирии. Хотя речь должна идти о европейском континенте. В нашем случае, он легко усматривается в Босфорском перешейке, который примыкает к Малой Азии, второй перешеек – Галлипольский полуостров (Херсонес у Геллеспонта (Дарданеллы)) и третий – полуостров Халкидики. Соответственно, и земли Фувала – Северные Балканы (после реки Вардар). Этимология антропонима восходит к конструкту из префикса *to-/*tu- «к, вместе» [1, с. 391] с основой *ballo- (при индоевропейском корне bhel- «расти, набухать»), валлийскому b;l «вершина» (кроме того, ball «выступ») [1, с. 53; 2, с. 120-122; 3]. Таким образом, значение может быть определено как «у поднимающихся к верху выступов, или к горам», что соответствует рельефу местности, от прибрежной зоны к горам Родопи и Старо-Планина.

МЕШЕХ (иврит ;;;;, древнегреч. ;;;;;). «Месеку вышел шестой удел, и все по ту сторону третьего перешейка, пока не придешь к востоку Гадира». Предполагается сопоставление с народом Mushki, проживавшем в Анатолии или Фригии. Однако, путь «за третий перешеек» указывает нам на Грецию (Балканский полуостров), при этом восток Гардира – это восточное побережье Адриатики (Hadria). Тогда в основе антропонима может лежать индоевропейский корень meu- «влажный, сырой» с развитием в кельтский *musso-/*mussako- «грязный» [1, с. 281; 2, с. 841-842]. Выявленная этимология указывает на сырую, влажную, грязную местность, которая присуща южной части Балканского полуострова и побережью Адриатики.

ФИРАС (иврит ;;;;;; древнегреч. ;;;;;;). «Терасу вышел седьмой удел: он имел великие острова в средине моря, которые принадлежали к наследию Хама, и острова Каматури». Считается прародителем фракийских народов, хотя это и не соответствует владениям, выпавшим этому сыну Иафета. Согласно Книги Юбилеев Фирасу принадлежали острова Средиземноморья. Происхождение имени связано с кельтским *tiros- (валлийский/древнеирландский tir) «земля, суша» как противоположность морю [1, с. 379-380] (действительно, острова – это суша в море).

Таким образом, можно утверждать, что основа для сыновей Иафета была взята древним автором из догреческого источника.


Рис. 1. Примерный ареал уделов сыновей Иафета, согласно Книги Юбилеев.

Литература
1. Matasovi; R. Etymological Dictionary of Proto-Celtic (Leiden Indo-European Etymological Dictionary Series; 9), Leiden: Brill, 2009. 458 p.
2. Pokorny J. Indogermanisches Etymologisches W;rterbuch, Bern & M;nchen, 1959. 1183 p.
3. Thomas R. J., Bevan G. A., Donovan P. J. et al., Geiriadur Prifysgol Cymru Online, University of Wales Centre for Advanced Welsh & Celtic Studies, URL: https://www.welsh-dictionary.ac.uk/


Рецензии