Запреты и вольности

I
Все мы «играем в жизнь». В инвариантной части стараемся придерживаться неких общих правил игры, а вариативную часть планируем каждый по своему усмотрению. То есть у каждого есть определенные незыблемые пределы допустимого, красные флажки, границы, за которые не переступаешь ни при каких обстоятельствах, и есть зыбкая «грань фола», самостоятельно прорисованная в сознании с опорой на личный опыт, воспитание, уровень интеллекта, степень эмпатии, представлений о такте и долге.
Пределы допустимого каждый определяет сам, они внутри нас. Если же их определяют извне, то это не пределы допустимого, а запреты. Часть запретов действует благотворно на механизм принятия решений, другая часть искажает наше сознание, ломает линию нашего поведения не в лучшую сторону, порой направляя прямиком в ловушку или бездну не только нас, но и людей, от нас зависящих, поверивших в нас, доверившихся нашему уму, нашему авторитету и нашей удаче.
Запреты поступают из авторитетных источников. Амплитуда «авторитетности» - тоже личное дело каждого. Кто-то опирается на религиозную литературу, на поучения наставников и наказы родителей. Для кого-то не менее авторитетным будет мнение блогеров, аналитиков, тренеров личностного роста, откровения порносайтов или «птичья почта» слухов и сплетен. А кто-то «ни во что не верит, даже в черта назло всем». При этом каждый из нас в той или иной мере является авторитетом для определенной группы людей: семьи, друзей, коллег, членов одной партии или, как Эйнштейн или Дарвин, для подавляющей части человечества.
Другими словами, все мы в одной части ведущие, в другой – ведомые. Кто-то считает себя умным сам, а кого-то считают умным другие. Нет ничего плохого в том, чтобы считать себя умным. Но для такой самооценки нужен должный уровень компетенции. И тут возникает «парадокс Демокрита»: «Чем больше я узнаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю» (Сократовское «scio me nescire» - «знаю, что не знаю», с греческого на латынь). То есть человек компетентный не будет считать себя таковым, поскольку видит перспективы развития, а вот профан, напротив, зачастую убежден в собственной неопровержимой правоте. И правоту эту авторитетно пытается всучить окружающим в качестве наставлений и запретов.
II
Религиозные догмы, заповеди, запреты, точно так же, как государственные законы, регламентирующие поведение в социуме, компетентному человеку не нужны. Поскольку его компетентность сама способна провести пределы допустимого. Провести так, чтобы ощущать себя свободным и при этом не ограничивать свободу окружающих. А вот профану никак нельзя без заповедей и кодексов – иначе начнет шалить.
Социальные катаклизмы возникают и разгораются именно тогда, когда профаны вырываются из тисков религиозных и юридических запретов и начинают самостоятельно определять степени собственной свободы, что, собственно, можно, а что нельзя. Профан «свободный» в быту – это пролезть без очереди, проехать по встречке, оскорбить без причины, включить музыку на полную, взять чужое, встать на электросамокат и так далее. Профан «свободный» при исполнении – это несчастье другого рода, более масштабное и более разрушительное.
Мировые конфликты сойдут на нет только тогда, когда люди компетентные начнут жестко определять пределы допустимого для профанов. Но тут есть нюансы. Компетентных – единицы, профанов – легион. Компетентные – скромны и созерцательны, профаны – наглы и агрессивны. У компетентных – только их компетенция и понимание, что «так делать нельзя», у профанов – власть, ресурсы, весь мир в кармане и уверенность, что «так можно и нужно». В наше время профаны, путая собственные берега, определяют пределы допустимого и недопустимого для 


Рецензии