Обратная и прямая цепочка как научить ребенка
Иногда, чтобы научить ребёнка или взрослого с особыми потребностями выполнять сложное действие — например, чистить зубы или надевать куртку, — мы используем особую стратегию обучения, называемую цепочкой (chaining). Это метод, при котором большое задание разбивается на маленькие, последовательные шаги.
Что такое обратная цепочка (backward chaining)?
Представьте, что вы учите ребёнка мыть руки. Вместо того чтобы начинать с открытия крана, вы сначала учите самого последнего шага — например, вытереть руки полотенцем. Всё остальное делает взрослый или тьютор. Но этот последний шаг — делает сам ребёнок, и за него сразу получает похвалу или награду.
Когда он выучил последний шаг, его начинают учить предпоследнему — например, закрыть кран. Остальные шаги пока выполняет взрослый. Так, шаг за шагом, ребёнок двигается от конца к началу, и при этом каждый раз заканчивает задачу полностью — что даёт ему ощущение успеха.
А что такое прямая цепочка (forward chaining)?
В этом случае мы идём по логике реального времени — от начала к концу. Ребёнок сначала учится открыть кран, потом, когда хорошо это делает — учится намочить руки, потом — намылить мылом, и так далее. Каждый следующий шаг добавляется после того, как предыдущий усвоен.
Почему иногда лучше начать с конца?
Метод обратной цепочки особенно хорош для тех, кому важно сразу почувствовать, что он выполнил задачу до конца. Это мотивирует. Даже если ребёнок пока не умеет открывать кран и намыливать руки — он уже сам вытирает руки и получает за это поощрение. Это придаёт уверенности и желания учиться дальше.
Итог:
Оба метода — и прямая, и обратная цепочка — важны и полезны. Всё зависит от потребностей ученика. Обратная цепочка позволяет начать с успеха и двигаться к полной независимости, шаг за шагом, но с уверенностью, что “я уже умею делать что-то сам”.
Свидетельство о публикации №225052301043