Неизвестный Казанский собор. Обелиск
Судя по рисункам и гравюрам, изображающим Казанский собор в десятых и даже двадцатых годах XIX столетия, этот обелиск перед собором был установлен.
Происхождение обелисков восходит к архитектуре Древнего Египта, где обелиски были символами Солнца («Солнечный луч») и появились в эпоху Древнего Царства при фараонах V династии (около 2500 г. до н. э.).
Принято считать, что идея использования обелисков в качестве градостроительных элементов нового христианского Рима принадлежит папе Сиксту V, который с 1585 года предпринял грандиозные работы по перестройке и благоустройству города, прокладывая новые улицы и расширяя площади, оформляя их дворцовыми фасадами и акцентируя городские центры с помощью обелисков. В 1586 году работы по установке ватиканского обелиска на Площади Святого Петра перед главным собором христианского мира, как важнейшего архитектурного свидетельства политики Ватикана, направленной на превращение памятников древности в символы христианской веры, были поручены опытному архитектору и инженеру Доменико Фонтана. На архитектора была возложена сложная задача по транспортировке и установке обелиска высотой 25,5 метра, вместе с постаментом — 41 метр. Вес конструкции — 350 тонн. Обелиск привезли в Рим из Гелиополя во времена правления императора Калигулы в 37 году.
В делах построения Казанского собора не имеется сведений или упоминаний о построении обелиска, а на Воронихинских чертежах он показан только в плане. Относительно истории этого обелиска существует два предания. Согласно первому — установленный обелиск носил временный характер, был сделан из дерева и выкрашен под цвет гранита. Вместе с гипсовыми статуями Архангелов позднее был демонтирован и обелиск, пришедший в течение двух десятилетий в негодность.
По второй легенде обелиск, некоторое время стоявший у Казанского собора, существует и поныне в сквере на Васильевском Острове между бывшим Первым Кадетским Корпусом и Академией Художеств, т. е. этот обелиск — ни что иное, как памятник Румянцеву. Действительно, между Румянцевским и Казанским обелисками, судя по гравюре М.Н. Воробьева, самой точной из большинства известных по старинным изображениям Казанского собора, есть много общего, однако документальных данных, подтверждающих несомненность этой версии и перемещения обелиска, в архивах не найдено.
Несомненно, что установка этого обелиска совершена была помимо решений Комиссии о построении Казанской церкви, так как в ее делах о нем нет упоминаний, но зато в «Путеводителе по Санкт-Петербургу и окрестностям его Ивана Пушкарева 1843 г.» читаем: «Памятник Румянцеву» — «Обелиск из серого сердобольского мрамора, на пьедестале из красноватого мрамора, с фестонами и барельефами: на вершине обелиска вызолоченный шар, на котором утвержден двуглавый орел, также вызолоченный, с распростертыми крыльями. На черной мраморной доске, прикрепленной к пьедесталу, надпись: Румянцева победам. Нa третий год по смерти Румянцева, Император Павел I, в 1799 году, повелел воздвигнуть сей памятник. Чертежи составлены были придворным архитектором Бренна и обелиск поставлен на Царицыном лугу. (Примечание составителя: на том месте, где теперь стоит памятник Суворову — работы Козловская, стоявший раньше на противоположном конце Марсова поля), где Румянцев в молодости своей, будучи еще офицером, обучал солдат ратному делу. В 1820 году, памятник перенесен на нынешнее место и поставлен против Первого Кадетского Корпуса, в котором Румянцев получил первое воспитание». Таким образом из вышеприведенной выписки видно, что Румянцевский обелиск, поставленный на рубеже XVIII и XIX веков на Марсовом поле, в 1820 году был перемещен на настоящее его местоположение, а о пребывании обелиска на площади у Казанского собора нет никаких указаний.
Тем более высота Румянцевского обелиска составляет 10 с четвертью саженей, а не 15 саженей, как у Казанского, указанных в некоторых источниках.
По зрелом размышлении об отсутствии обелиска жалеть не приходится, так как, он являлся сооружением, в известной степени чуждым православной традиции, его существование напоминало бы об обелиске Римского собора Петра и Павла, наводя тем самым на нежелательные выводы об известной подражательности всего православного собора легендарной Римской святыне.
1. Воробьев М.Н. (гравер, по собственному рисунку). Похороны фельдмаршала М.И. Кутузова. 1814. С-Петербург. Номер в Госкаталоге:49518951. МПББ. Справа угол дома на Невском проспекте; на втором плане стела (обелиск) и здание собора.
2. Кларк Джон, Морней (Художник), Дюбур М. Казанский собор. 1815. Номер в Госкаталоге:59586799. НИМ РАХ.
3. Kneass William, гравер, 1781-1840. Свиньин Павел Петрович, Автор оригинала, 1787-1839. Петербург. Вид на Казанский собор с обелиском. До 1826 г. Номер в Госкаталоге: 58361988. ГИМ.
4. Dubourg Matthew, Гравер, 1786-1838 Дамам-Демартре М. Ф., Автор оригинала. Гравюра «Невский проспект у Казанского собора». 1812 г. Париж. Номер в Госкаталоге: 57379948. ГИМ.
5. Книс по рисунку Свиньина. Вид на Казанский собор с угла Невского проспекта и Малой Конюшенной улицы. Первая четверть XIX в. Номер в Госкаталоге:55796136. ГМИ СПб.
#Казанскийсобор #Воронихин #Обелиск #Воробьев #Петербург
[id424158046|Александр Костерев]
[https://vk.com/club205142857|Питер Петра]
Свидетельство о публикации №225052301056