Неизвестный Казанский собор. Обелиск

По генплану Воронихина перед Казанским собором, на расстоянии приблизительно половины полукруга, там, где ранее находилась старая Казанская церковь, должен был возвышаться обелиск, из сердобольского (финляндского) гранита, высотою в 15 саженей (более 30 метров).
Судя по рисункам и гравюрам, изображающим Казанский собор в десятых и даже двадцатых годах XIX столетия, этот обелиск перед собором был установлен.
Происхождение обелисков восходит к архитектуре Древнего Египта, где обелиски были символами Солнца («Солнечный луч») и появились в эпоху Древнего Царства при фараонах V династии (около 2500 г. до н. э.). 
Принято считать, что идея использования обелисков в качестве градостроительных элементов нового христианского Рима принадлежит папе Сиксту V, который с 1585 года предпринял грандиозные работы по перестройке и благоустройству города, прокладывая новые улицы и расширяя площади, оформляя их дворцовыми фасадами и акцентируя городские центры с помощью обелисков. В 1586 году работы по установке ватиканского обелиска на Площади Святого Петра перед главным собором христианского мира, как важнейшего архитектурного свидетельства политики Ватикана, направленной на превращение памятников древности в символы христианской веры, были поручены опытному архитектору и инженеру Доменико Фонтана. На архитектора была возложена сложная задача по транспортировке и установке обелиска высотой 25,5 метра, вместе с постаментом — 41 метр. Вес конструкции — 350 тонн. Обелиск привезли в Рим из Гелиополя во времена правления императора Калигулы в 37 году.
В делах построения Казанского собора не имеется сведений или упоминаний о построении обелиска, а на Воронихинских чертежах он показан только в плане. Относительно истории этого обелиска существует два предания. Согласно первому — установленный обелиск носил временный характер, был сделан из дерева и выкрашен под цвет гранита. Вместе с гипсовыми статуями Архангелов позднее был демонтирован и обелиск, пришедший в течение двух десятилетий в негодность.
По второй легенде обелиск, некоторое время стоявший у Казанского собора, существует и поныне в сквере на Васильевском Острове между бывшим Первым Кадетским Корпусом и Академией Художеств, т. е. этот обелиск — ни что иное, как памятник Румянцеву. Действительно, между Румянцевским и Казанским обелисками, судя по гравюре М.Н. Воробьева, самой точной из большинства известных по старинным изображениям Казанского собора, есть много общего, однако документальных данных, подтверждающих несомненность этой версии и перемещения обелиска, в архивах не найдено.
Несомненно, что установка этого обелиска совершена была помимо решений Комиссии о построении Казанской церкви, так как в ее делах о нем нет упоминаний, но зато в «Путеводителе по Санкт-Петербургу и окрестностям его Ивана Пушкарева 1843 г.» читаем: «Памятник Румянцеву» — «Обелиск из серого сердобольского мрамора, на пьедестале из красноватого мрамора, с фестонами и барельефами: на вершине обелиска вызолоченный шар, на котором утвержден двуглавый орел, также вызолоченный, с распростертыми крыльями. На черной мраморной доске, прикрепленной к пьедесталу, надпись: Румянцева победам.  Нa третий год по смерти Румянцева, Император Павел I, в 1799 году, повелел воздвигнуть сей памятник. Чертежи составлены были придворным архитектором Бренна и обелиск поставлен на Царицыном лугу. (Примечание составителя: на том месте, где теперь стоит памятник Суворову — работы Козловская, стоявший раньше на противоположном конце Марсова поля), где Румянцев в молодости своей, будучи еще офицером, обучал солдат ратному делу. В 1820 году, памятник перенесен на нынешнее место и поставлен против Первого Кадетского Корпуса, в котором Румянцев получил первое воспитание». Таким образом из вышеприведенной выписки видно, что Румянцевский обелиск, поставленный на рубеже XVIII и XIX веков на Марсовом поле, в 1820 году был перемещен на настоящее его местоположение, а о пребывании обелиска на площади у Казанского собора нет никаких указаний.
Тем более высота Румянцевского обелиска составляет 10 с четвертью саженей, а не 15 саженей, как у Казанского, указанных в некоторых источниках.      
По зрелом размышлении об отсутствии обелиска жалеть не приходится, так как, он являлся сооружением, в известной степени чуждым православной традиции, его существование напоминало бы об обелиске Римского собора Петра и Павла, наводя тем самым на нежелательные выводы об известной подражательности всего православного собора легендарной Римской святыне.

1. Воробьев М.Н. (гравер, по собственному рисунку). Похороны фельдмаршала М.И. Кутузова. 1814. С-Петербург. Номер в Госкаталоге:49518951. МПББ. Справа угол дома на Невском проспекте; на втором плане стела (обелиск) и здание собора.

2. Кларк Джон, Морней (Художник), Дюбур М. Казанский собор. 1815. Номер в Госкаталоге:59586799. НИМ РАХ.

3. Kneass William, гравер, 1781-1840. Свиньин Павел Петрович, Автор оригинала, 1787-1839. Петербург. Вид на Казанский собор с обелиском. До 1826 г. Номер в Госкаталоге: 58361988. ГИМ.

4. Dubourg Matthew, Гравер, 1786-1838 Дамам-Демартре М. Ф., Автор оригинала. Гравюра «Невский проспект у Казанского собора». 1812 г. Париж. Номер в Госкаталоге: 57379948. ГИМ.

5. Книс по рисунку Свиньина. Вид на Казанский собор с угла Невского проспекта и Малой Конюшенной улицы. Первая четверть XIX в. Номер в Госкаталоге:55796136. ГМИ СПб. 

#Казанскийсобор #Воронихин #Обелиск #Воробьев #Петербург

[id424158046|Александр Костерев]
[https://vk.com/club205142857|Питер Петра]   


Рецензии