Вера, надежда, любовь - 3-1
заблуждения хорошо пожившего человека
Часть 3. ЛЮБОВЬ
Была когда-то популярна песенка с таким припевом:
О любви не говори,
О ней всё сказано,
Сердце, верное любви,
Молчать обязано.
О той любви, которая имеется ввиду в этой песенке, сказано, конечно, не всё, однако довольно много. Поэтому об этой любви я говорить здесь не буду, оставив это удовольствие поэтам.
3.1. О НЕПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ И О ЛЮБВИ К ВРАГАМ
Я же говорю вам: не противься злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку твою,
обрати к нему и другую
(слова Иисуса Христа по Евангелию от Матфея, 5:39).
Вы слышали, что сказано: люби ближнего
твоего и ненавидь врага твоего. А я
говорю вам: любите врагов ваших,
благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь
за обижающих вас и гонящих вас
(слова Иисуса Христа по Евангелию от Матфея, 5:43,44).
Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро (первая строчка принадлежит поэту Михаилу
Светлову, остальные – поэту Станиславу Куняеву).
У одного израильского генерала брали интервью и, в частности, спросили:
– Можно ли простить террориста?
– Бог простит, – отвечал генерал, – а наша задача организовать им встречу.
Для израильского генерала, естественно, не христианина, слова Иисуса Христа руководством не являлись, но посмотрим, что ответил христианнейший император российский не менее христианнейшему оберпрокурору Святейшего синода Константину Победоносцеву.
Когда Лев Толстой, памятуя о словах Христа, написал Александру III-му письмо, в котором уговаривал императора помиловать убийц его отца, Победоносцев стал убеждать императора не поддаваться на уговоры знаменитого писателя. Молодой император ответил: «Не опасайтесь, Константин Петрович, все злодеи непременно будут повешены».
Таким образом, иудей и христианин по вопросу о непротивлении злу проявили полное единодушие. Что же касается Льва Толстого, то его императору оказалось возможным не принять во внимание, поскольку этот великий и вместе с тем весьма странный человек, не признавая Христа Богом, требовал, тем не менее, слушаться каждого его слова. Император же, как видно, полагал за благо считать Христа Богом, но не всегда его слушаться.
Теперь по поводу второй щеки. Лет пятьдесят тому назад отец Сергий, священник одного из храмов моего родного города Иваново, шел к себе домой, а навстречу ему шла группа студентов. Один из них стал приближаться к священнику, который был в рясе и при кресте и подумал, что студент – верующий и хочет получить благословение. Однако тот, приблизившись, неожиданно размахнулся и влепил «батюшке» пощечину. «Батюшка» же был довольно молодым и весьма нехилым человеком. Опешив на мгновение, он со словами «Господи, прости мне мое согрешение!», хорошим ударом кулака поверг обидчика на землю. Затем обернулся к его товарищам, ожидая агрессии, но увидел, что те вовсю хохочут над поверженным и кричат: «Батюшка, не бойтесь, мы вас уважаем». Затем они объяснили, что у них по какой-то причине зашел разговор об изречении Иисуса. По их мнению, ни один, даже очень верующий, получив пощечину, не станет подставлять другую щеку. Увидев священника, один из них немедленно пожелал провести эксперимент и провел, как его ни отговаривали остальные. Надо ли добавлять, что вся компания была слегка «подогрета».
Со своей стороны, могу сказать, что я тоже никогда не слышал о таком случае, чтобы получивший пощечину подставил другую щеку. Думаю, что евангелист, желая представить Христа в высшей степени миролюбивым и незлобивым, немного переусердствовал и приписал Христу такие слова, которые тот, скорее всего, и не говорил. Да и можно ли считать Христа настолько миролюбивым, если вспомнить, какой погром он и его ученики учинили в храме, опрокинув столы торговцев и менял и выгнав всех продающих и покупающих, о чем сообщает тот же Матфей (21:12,13).
И, наконец, скажем о любви к врагам своим. Когда в 1914 году началась 1-я мировая война в тысячах русских церквей молились. О чем? О любви к врагам? Как бы не так! Во всех церквах шли молебны о победе русского оружия. Думаю, что в то же самое время во всех немецких кирхах молились о победе немецкого оружия, а во французских соборах – о победе французского оружия. О любви к врагам все христианские церкви напрочь позабыли. А ведь в результате этой войны было погублено более десяти миллионов человеческих жизней. Следствием этой же войны было возникновение условий, породивших нацизм в Германии, а значит, и 2-ю мировую войну, унесшую уже больше 70 миллионов жизней (суммированы потери военных и мирного населения всех стран, затронутых войной).
И после этого люди не прекращают воевать и убивать друг друга и продолжают делать это в новом XXI-м веке, в связи с чем вспоминаю еще одни слова Христа из Евангелия от Матфея:
«Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч...» (Матфей, 10:34).
Вспоминая всемирную историю от начала торжества христианской религии и глядя на то, что делается на Земле сейчас, думаю, что вот эти-то слова Матфей точно не сочинял и что они действительно принадлежат Христу.
Продолжение: http://proza.ru/2025/05/24/1773
Свидетельство о публикации №225052301059