Кубанская степь
В давние времена эти бескрайние просторы, некогда непаханые земли были покрыты только дикими травами да огромными полями белеющего на солнце ковыля. Насколько хватало взгляда человека, везде степь без конца и края, безбрежный травяной океан! До горизонта не было видно ни одного деревца, только по оврагам и балкам росли кустарники дикого тёрна. В низинах и на берегах степных рек иногда проглядывались небольшие рощицы из акации, тутовника, карагача и ивы. Здесь же росли тростники, камыши, осока и степной бурьян.
Степь была красива в любое время года, но особенно весной. После таяния снега природа просыпалась на глазах. Быстро поднималась свежая зеленая трава, наполняя пьянящим ароматом теплый кубанский воздух, а ветер разносил его по бескрайним степным просторам.
В апреле-мае степь превращалась в яркий ковер из цветущих тюльпанов, ирисов, маков и других полевых цветов. Иногда она становилась фиолетовой от покрывающих её цветов шалфея и полыни, бело-розовый от разных клеверов или жёлтой от цветущего донника.
В начале лета степь наполнялась необычайно богатой палитрой красок: от серебристого до ярко-фиолетового. Самыми обширными, часто уходящими за горизонт, словно серебристое волнующееся море, были поля цветущего ковыля.
Так было до тех пор, пока Кубанская степь оставалась безлюдной. В конце XVIII века сюда переселились выходцы из южных регионов Российской империи. С приходом большого количества людей всё изменилось. Земли распахали и приспособили для земледелия. Сегодня Кубанская степь практически не осталась в её первозданном виде. Тем не менее степь сохранила свою красоту и сегодня. Она прекрасна так же, как и сто, и двести лет тому назад.
На уцелевших целинных склонах оврагов и вдоль обочин степных дорог в глаза бросаются шаровидные кусты перекати-поля, покрытые нежно-фиолетовыми мелкими цветками. Привлекают внимание своим приятным запахом и плетущиеся кустики душистого горошка с темно-розовыми цветами. На общем фоне выделяются высокие стебли короставника с фиолетовыми розетками на концах. Встречается здесь и растение с синими цветами под названием синяк - лучший медонос в кубанской степи.
Особую красоту кубанской степи сегодня придают аккуратные прямоугольники полей созревающей золотистой пшеницы, цветущего подсолнечника и рапса, обрамлённые ровными линиями лесопосадок.
К середине лета к палитре степных красок добавляется очаровывающий запах поспевшей пшеницы. Её высокие стебли с тяжёлыми колосьями колышутся на ветру, и поле, покрываясь безбрежными золотистыми волнами, становится очень красивым. Во время уборки урожая степь наполняется ни с чем не сравнимым запахом свежеубранной нивы. Этот запах не спутаешь больше ни с чем.
К концу лета красота степи постепенно увядает. Безжалостное солнце превращает расписной степной ковёр в желто-серое покрывало. На полях, где ещё совсем недавно переливались золотом колосья пшеницы, теперь стройными рядами выстроились копны обмолоченной соломы.
Осенью природа постепенно затихает, окрашивая степь в теплые желтые, а затем в коричневые и грязновато-бурые тона. Начинается неуютная пора дождей и сильных ветров.
Зимой кубанская степь замирает. Её безбрежные просторы покрываются легким снежным покровом, превращая степь в тихое и умиротворенное пространство.
Затем опять приходит весна, и степь оживает, а жизненный цикл начинается заново.
Разнообразен и животный мир кубанской степи. В основном это мелкие млекопитающие и птицы. Чаще всего их можно встретить ранним утром по берегам степных рек.
Весной в кубанской степи рассвет наступает быстро. Ещё не успели на небе погаснуть звёзды, а горизонт становится всё светлее и светлее. Затем он загорается розовым, оранжевым цветом, и внезапно появляется краешек огненного Светила. Вдруг всё озаряется ярким светом, природа оживает и наполняется разнообразными звуками. На заре природа ещё спит, поэтому каждый звук слышен четко, громко и разносится на большое расстояние.
С восходом солнца на берегу тихой степной речки появляются и шум сухого прошлогоднего камыша, и кваканье лягушек, и разноголосое щебетанье птиц.
На самом берегу, в густых, свисающих до самой воды зелёных ветках огромных ив, раскачиваемых лёгкими порывами ветра, утренние птицы заливаются трелями, стараясь превзойти друг друга в искусстве звонкоголосого пения. Каждая из них заводит свою весёлую песню. Их песни сливаются в общий хор, так что трудно выделить пение какой-либо одной птицы. Но постепенно они разлетаются, и появляется возможность услышать, как поёт каждая из них.
Поодаль в камышах шуршит водяная курочка. Обычно её трудно заметить среди густых зарослей. Она сторонится людей. Вот она вышла на небольшую прогалину и уверенно зашагала на своих длинных крепких ножках, будто одетых в зеленые сапожки под цвет водорослей, по листьям водяной лилии и густым скоплениям тины, покрытым густой ряской. Проворно собирая на поверхности воды какую-то живность, она настороженно ведёт наблюдение, тихо кудахча и изредка издавая резкие и довольно громкие стрекочущие звуки, чем-то напоминающие щебет сороки.
Затем, заметив или почувствовав постороннее присутствие, издав негромкий резкий выкрик: "Кик-кирк", быстро скрывается в густых зарослях камыша.
Неподалёку заводит свои утренние трели камышевка. Её пение трудно перепутать с чьим-то другим. Её пение очень разнообразно и состоит из нескольких звуков: треска, стрекотания, свистовых переливов. В быстром темпе её трели "налегают" и "наезжают" на предыдущие. Между ними периодически громко звучит трескучее: "Черрр." Перепрыгивая с одного стебля камыша на другой, птичка, удаляясь, продолжает своё удивительно красивое пение.
На противоположном берегу, у камышей, среди лёгкой ряби волн, переливающейся в лучах яркого весеннего солнца всеми цветами радуги, безмятежно плавает одинокая лысуха. Периодически она опускает голову под воду, что-то ища для пропитания, а вынырнув, подаёт резкое высокое: "Пикс".
Где-то там же, в камышах, звучит утробный низкий звук, как гудение ветра в трубе и напоминающий негромкое мычание быка. Это крик выпи - птицы из семейства цаплевых, которых в этих местах довольно много.
Совсем рядом среди камышей появилась лягушка. Немного освоившись, она сначала тихо, а затем всё громче и громче заводит свою сладкую серенаду. Слушать весной многоголосные лягушачьи концерты одно удовольствие. Нередко они разносятся далеко от речных музыкантов.
Кубанская степь - это целый мир, наполненный красками, звуками и ароматами. Они поражают взор своими бескрайними просторами и оставляют неизгладимый след в душе каждого, кто хотя бы раз побывал здесь.
Свидетельство о публикации №225052301117