Письма 421-430

Письмо 421


Христос воскресе, сынок! Ты наверно не раз замечал, что на работу, особенно ту, которую не хочется делать, себя надо понуждать. Если это в обычных делах наших так бывает, то и в духовных тоже. Часто бывало такое, что я оправдывала себя занятостью, только бы не идти в храм, или не вставать на молитву, или не помочь просящему. Святой Игнатий Брянчанинов, наш русский святитель и подвижник, так пишет:

«Всякое духовное делание, будучи собственно даром Божиим в нас, непременно нуждается в понуждении нашем к нему, потому что понуждение есть деятельное обнаружение и свидетельство нашего благого произведения».

Трудись, сын, Царство Небесное берется с трудом. Воистину воскресе Христос!



Письмо 422


Христос воскресе, сынок! Человек находит тысячу причин, только бы не выйти, как сейчас модно говорить, из зоны комфорта. Но Христос нам зовет: «идите узким путём». Значит, в любом деле нужно преступать через своё нежелание и трудиться изо всех сил. Святитель Игнатий говорит:

«Хранение ума, блюдение ума, трезвение, внимание, умное делание, умная молитва это - различные наименования одного и того же душевного подвига, в различных видоизменениях его. Душевный подвиг переходит, в свое время, в духовный. Духовный подвиг есть тот же душевный, но уже осененный Божественною благодатью».

Храни себя от многой суеты, сынок. Воистину воскресе Христос!


Письмо 423


Христос воскресе, сынок! Нам, живущим в миру христианам, нужно брать пример с монахов. Монахи оставили всё, чтобы заниматься только своей душой. Но это не значит, что в миру нельзя спастись. Молиться по мере сил и жить по заповедям может каждый христианин, где бы он не находился. Святитель Игнатий приводит слова Святых Отцов:

«Преподобный Нил Сорский, ссылаясь на священномученика Петра Дамаскина, утверждает, что многие, не достигши бесстрастия, сподобились получить отпущение грехов и спасение. Святой Исихий, сказав, что без трезвения нет возможности избежать греха в мыслях, назвал блаженными и тех, которые воздерживаются от греха на деле. Он наименовал их насилующими Царство Небесное. Достижение же бесстрастия, освящения или, что то же, христианского совершенства без стяжания умной молитвы невозможно, в этом согласны все Отцы».

Молись по мере своих сил, сынок. Воистину воскресе Христос!


Письмо 424


Христос воскресе, сынок! Святитель Игнатий Брянчанинов жил в 19 веке, не так то давно от нашего времени. Но как же актуальны его слова сейчас! Вот он говорит:

«Помню: современные молодости моей некоторые благочестивые миряне, даже из дворян, проводившие очень простую жизнь, занимались Иисусовой молитвою. Этот драгоценный обычай, ныне, при общем ослаблении христианства и монашества, почти утратился. Моление именем Господа Иисуса Христа требует трезвенной, строго нравственной жизни, жизни странника, требует оставления пристрастий, а нам сделались нужными рассеянность, обширное знакомство, удовлетворение нашим многочисленным прихотям, благодетели и благодетельницы, Иисус уклонися, народу сущу на месте».

Внимай себе, сын. Воистину воскресе Христос!


Письмо 425


Христос воскресе, сынок! Молиться нужно на любом месте и в любое время. Это труд. Потому что наш ум всё время хочет «бегать по сторонам», думать то одно, то другое. Мы думаем, что думаем, но на самом деле наши мысли не только наши мысли. Святитель Игнатий так говорит о молитве:

«О, как справедливо называют отцы упражнение молитвою Иисусовою и тесным путем, и самоотвержением, и отречением от мира! Эти достоинства принадлежат всякой внимательной и благоговейной молитве, по преимуществу же молитве Иисусовой, чуждой того разнообразия в форме и того многомыслия, которые составляют принадлежность псалмопения и прочих молитвословий».

Подвизайся идти узким путем, сын. Воистину воскресе Христос!


Письмо 426


Христос воскресе, сынок! Во всяком деле полезно постоянство. Если что-то не получается в обычном деле, то мы прилагаем усилие и доводим начатое до конца. Так и в духовном деле. Постоянство показывает наше терпение. Встав один раз на путь христианской жизни, не нужно оглядываться и сходить с него. Об этом постоянстве в молитве пишет и святитель Игнатий:

«Будем молиться постоянно, терпеливо, настойчиво. Бог, в свое время, даст благодатную чистую молитву тому, кто молится без лености и постоянно своею нечистою молитвою, кто не покидает малодушно молитвенного подвига, когда молитва долго не поддается ему».

Понуждай себя в терпении, сын. Воистину воскресе Христос!


Письмо 427


Христос воскресе, сынок! Христиане всегда гонимы в этом мире. Тот, кто хочет посвятить себя Богу, встречает препятствия на своем пути. И тут важно не оборачиваться назад, не сомневаться. Об этом хорошо говорит святитель Игнатий:

«Преуспевшие в монашеской жизни стяжавают особенную свободу и простоту сердца, которые не могут не обнаруживаться в их обращении в ближними. Они не нравятся миру! Он признает их гордыми, как весьма справедливо замечает святой Симеон Новый Богослов. Мир ищет лести, а в них видит искренность, которая ему не нужна, встречает обличение, которое ему ненавистно».

Но нам надо радоваться, сын, потому что мы чувствуем нашу нужность Богу. Воистину воскресе Христос!


Письмо 428


Христос воскресе, сынок! Наша жизнь это постоянные скорби. Иногда кажется, что уже и сил то нет терпеть, но Бог спасает и дает утешение. Потому не надо никогда унывать. По себе знаю, что уныние затягивает, как болото, и очень сложно выбираться из него. Святитель Игнатий говорит:

«Странное дело! Иногда от сильного действия скорби потеряется вся сила души; душа как бы оглохнет, утратит способность чувствовать что-либо: в это время начну вслух, насильно и машинально, одним языком, произносить «Слава Богу», и душа, услышав славословие Бога, на это славословие как бы начинает мало-помалу оживать, потом ободрится, успокоится и утешится».

Славословь Бога непрестанно, сын. Воистину воскресе Христос!


Письмо 429


Христос воскресе, сын! Все скорби от Бога. Но как это понять? Неужели Бог хочет нам причинить боль? Когда-то я думала, что православные должны непременно быть счастливыми и без скорбей. И совершенно не хотела терпеть и трудиться. Это была моя ошибка. Святитель Игнатий наставляет:

«Тем, которым попускаются скорби, невозможно бы было устоять в них, если бы не поддерживала их тайно помощь и благодать Божия. Опять: без скорби человек не способен к тому таинственному, вместе существенному утешению, которое дается ему соразмерно его скорби, как и Псалмопевец сказал: «По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою».

Всё даётся нам от Господа, сын. Воистину воскресе Христос!


Письмо 430


Христос воскресе, сын! Оборачиваясь на свою жизнь, я вижу, как часто я неверием сама себе причиняла боль. Вместо того, чтобы довериться Богу и от Него ждать освобождения, я роптала и гневалась на всех. И так усиливала свои страдания. Святитель Игнатий наставляет:

«Причина сердечного смущения - неверие; причина сердечного спокойствия, сердечного благодатного мира - вера. При обильном действии веры, всё существо человека погружается в духовное утешительнейшее наслаждение священным миром Христовым, как бы пропитывается и переполняется этим ощущением. Упоенное им, оно делается нечувствительным к стрелам смущения».

Вот какова сила веры, сын! Воистину воскресе Христос!


Рецензии