Царь и сарос. Царский титул и астрономия

В.Т.Поляковский
Царь и сарос. Или рассказ о том, как один из астрономических терминов оказался связанным с царским титулом
"Проза"- версия статьи, весьма аскетичная на рисунки. Более щедрая на оные дзен-версия статьи на dzen.ru/ a/ aDCSnX3m-gpD4SLH, проблемы удалить.

Дорогие друзья, дорогие читатели ! Волею судеб тема сароса как одного из фундаментальных астрономических циклов является весьма популярной в научном творчестве автора этих строк. В классическом понимании астрономии сарос – это термин, связанный с периодичностью повторяемости затмений.
Долгие беседы за чаем и не только с Андреем Игоревичем Захаровым, профессиональным астрономом, сотрудником ГАИШ… Дискуссии об астрономии и хронологии. Автор этих строк по их ходу очень любил употреблять вполне себе легко воспринимаемое и понимаемое понятие «Метонов цикл» с его весьма банальным свойством: тот временной промежуток, когда одни и те же лунные фазы попадают на те же даты солнечного календаря. А вот Андрей Игоревич очень любил употреблять такое интригующе звучащее слово, как «сарос». Тот временной промежуток, по истечении которого затмения, особенно лунные, идут в той же последовательности.
Так выглядит его классическое определение, данное в учебной литературе и энциклопедиях. В частности, как русско- ([1]), так и англоязычной статье ([2]) в википедии. Автору этих строк оно не показалось совершенным, и, примерно смоделировав диалектику становления и развития астрономии, он пришел к выводу, что несколько более органичным определение саросу было бы как временному промежутку, по истечении которого Луна появляется на том же месте звездного неба в той же фазе. Как об этом в его статье «Новое определение сароса?» ([3]).
Здесь можно напомнить, что сарос, или (другое название) драконический период, имеет продолжительность в среднем приблизительно 6585,3211 суток или 18,03 тропического года, и он состоит из 223 синодических месяцев или, что то же самое, из 241 сидерического месяца, или 242 драконических месяцев.
Еще можно вспомнить о знаменитом звездном каталоге, приписываемом глубокой древности, а именно, «Альмагесте» Клавдия Птолемея ([4]). Там на одной из страниц основного текста книги весьма подробно описываются свойства сароса как временного промежутка, но именно этим словом он в тексте не называется. При этом в весьма толковом примечании, помещенном в конце этой книги, подробно дается пояснение, что речь идет именно о саросе.
Еще у автора этих строк об одном из математических свойств сароса речь идет в работе «О весьма вероятной разгадке тайны т.н. битвы на реке Калка. В качестве подзаголовка: И некой интригой, связанной с понятием "сарос"» ([5]), где констатируется факт удивительного пересечения набора чисел, обрамляющего т.н. битву на реке Калка  с набором чисел, обрамляющим сарос на числе 223. Что формирует некий намек о некой причастности сароса в создании набора чисел, участвующих в формировании глобальной хронологии. Как об этом в науч-поп версии диссертации автора этих строк под названием «Как возникла глобальная хронология» ([6]), в статье «О разгадке тайн иудейского летосчисления» ([7]) с изложением базового материала в статье «Попытка разгадки тайн иудейского летосчисления. Изложение материала и результаты предварительной обработки» ([8]).
Некий анализ изложенной гипотезы автора о новом определении сароса содержится в его следующей работе «Сарос: временной промежуток, по истечении которого положение Луны и ее фазы будут повторяться? Правомочность такого его определения?» ([9]). Там же содержится исторический экскурс в историю этого понятия на основании данных из википедии:
«Самое название "сарос" (греч. ;;;;;) было применено к циклу затмений Эдмондом Галлеем в 1686 году. Ему приписывается заимствование этого понятия из Суда, византийского словаря, приписываемого, в свою очередь, XI веку».
Далее идет ссылка на халдеев, которым приписывается равенство:
120 саросов составляют 2220 лет (по 12 лунных месяцев)
Из чего видно, что сарос рассматривался как промежуток в 222 лунных месяца.
Информация, содержащаяся в "Суде", в свою очередь, была прямо или косвенно почерпнута из хроники Евсевия Кесарийского ([10]), в которой цитировался Беросс. Упоминается еще исследователь по имени Гийом Ле Жантиль, который в 1756 году утверждал, что имя Галлей было неправильным, но его продолжают упоминать. Греческому слову, приписывается вероятное происхождение либо от вавилонского слова s;ru, означающего число 3600, либо от греческого глагола saro (;;;;), что означающего "охватывать (небо серией затмений)".
Еще упоминается предмет с большим количеством греческих надписей под названием антикитера с отсылкой на сарос, причем на нем еще можно заметить следы метонова цикла.
А еще в целом в астрономии есть довольно много занятных временных промежутков, которым пока вообще не дано никакого названия и определения. Хотя над названиями некоторых из них можно и подумать. Как это было выяснено один раз в переписке с уже упомянутым Андреем Игоревичем Захаровым.

* * *
Вот здесь как раз можно сделать глубокий вдох, глубокий выдох и немного поразмыслить. Итак, название "сарос" было впервые применено к циклу затмений Эдмондом Галлеем в 1686 году. Из филологии известно, что древний корень «Сар» «соотносится в своем значении с понятием «Царь», и является формой этого слова. Отсюда, в частности, всем известный Сарай, как место нахождения царя» ([11])*. 
* - волею судеб поиск в И-нете по ключевым словам этого предложения первая ссылка привела автора этих строк в группу «Сила славянского духа» в соцсети «Одноклассники»
Ну тогда все весьма банально. «Сарос» многими воспринимался просто как царский цикл. И можно задать вопрос: а есть ли какие-то еще ассоциативные зацепки, намеки,  причины на то, чтобы этот астрономический цикл  обрел именно отмеченное «царское» имя? Давайте подумаем.
Давайте выпишем два числа связанные с этим циклом:
Число 6585,3211 ,
имеющее смысл числа дней в обыкновенном, или одинарным саросе, и
Число 3*6585,3211 = 19 756
имеющее смысл числа дней в тройном саросе.
И давайте постараемся проделать для этих чисел ту же самую процедуру превращения цифр в различные фигуры и символы, которая уже проделывалась для числа 6939 как для числа дней в метоновом цикле в работе автора этих строк «О вполне возможной взаимосвязи между всем известным «числом зверя» (666), «числом Иисуса» (999) и метоновым циклом» ([12]). Там было показано, что в рамках математического менталитета той эпохи это число можно было проинтерпретировать и как «число козла»,и как «число зверя».
Для этого мы скромно представим число 6585 на рисунке в виде ломаной:
 
и, заметив симметрию цифр 585, что несложно, попытаемся еще для этой ломаной пририсовать еще дополнительное правое звено, чтобы ломаная линия получилась симметричной. Именно такое в указанной работе ([12]) уже проводилось для числа 6939:
 
А теперь мы просто проводим соединительные линии и играем в разукрашку, как в детских книжках:
 
Получилось некое подобие головного  убора, не так ли?
Что занятно: в рамках воспроизведения математического менталитета той эпохи аналогично мы можем пофантазировать и для рисунка изначального,
 
еще не подвергнутого процедуре симметризации. Как построил бы ассоциацию автор этих строк, ему это напоминает царский шатер
А теперь давайте нечто аналогичное построим для числа 19756:
 
И даже попробуем его разукрасить
 
Автору этих строк изображенное больше всего напоминает поверженную гору. Хотя другие ассоциации не исключены.

Поток игр с числами неисчерпаем. Можно взять, еще, к примеру, упомянутое здесь число 223 как количество синодических месяцев в саросе, умножить его на три, и получить банальность:
223*3 = 669
Затем, играя в симметрию, можно его достроить до идеальной осевой симметрии, подрисовав сзади цифры 9 две шестерки, получив в итоге число 66966, и посвятить последнему игру в рисунки и разукрашки. И пусть для читателей это будет своего рода домашним заданием.

Поддержка автора и его проектов: 2200 2460 7492 8055

Литература.
1. Сарос. https://ru.wikipedia.org/wiki/сарос
2. Saros (Сарос). https://en.wikipedia.org/wiki/Saros_(astronomy)
3. Поляковский В.Т. Новое определение сароса? https://www.academia.edu/43473130, https://dzen.ru/a/aC4y7oGzaG4sm1-I,
4. Птолемей Клавдий. Альмагест или математическое сочинение в тринадцати книгах. М.Наука-Физматлит, 1998.
5. Поляковский В.Т. О весьма вероятной разгадке тайны т.н. битвы на реке Калка. В качестве подзаголовка: И некой интригой, связанной с понятием "сарос" https://www.academia.edu/44207069, https://dzen.ru/a/Y-TycHHNghANpnkJ,
6. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010
7. Поляковский В.Т. О разгадке тайн иудейского летосчисления. https://www.academia.edu/39458794, https://dzen.ru/a/Y2uWgsrrVTJYoAlE
8. Поляковский В.Т. Попытка разгадки тайн иудейского летосчисления. Изложение материала и результаты предварительной обработки. https://www.academia.edu/39458794, https://dzen.ru/a/Y2uWgsrrVTJYoAlE
9. В.Т.Поляковский. Сарос: временной промежуток, по истечении которого положение Луны и ее фазы будут повторяться? Правомочность такого его определения? https://www.academia.edu/128740226, https://dzen.ru/a/Z_gWnRVHDXJUeM0W
10. Eusebius: Chronicle. Электронная версия. https://www.attalus.org/translate/eusebius4.html#7
11.  Группа «Сила славянского духа». https://ok.ru/silaslavyanskogodukha
12. В.Т.Поляковский. О вполне возможной взаимосвязи между всем известным «числом зверя» (666), «числом Иисуса» (999) и метоновым циклом. https://www.academia.edu/127694905, https://dzen.ru/a/Z7JP0PcLw1GELgP2,
г.Москва
май 2025


Рецензии