Слово, как зажигание искры
Мидраш о том, как начинать и вести разговор по-еврейски
Один старый раввин, чья борода была белее горных облаков, говорил своим ученикам:
— Когда ты открываешь уста — ты открываешь врата. Не только свои, но и врата сердца другого человека. А быть может, и врата Небес.
Ибо сказано в трактате Таанит:
«Как дождь даёт жизнь земле, так доброе слово даёт жизнь душе». И не важно, кому ты говоришь: мужчине ли, женщине ли, знакомому, или страннику в пути. Потому что в каждом — частица Божественного. Даже у камня есть ангел, который стоит над ним и шепчет: «Расти». Тем более у человека — у которого душа зажжена от самого Света Эйн Соф. «Даже случайная встреча — не случайна. В ней есть предназначение.»
А когда ты уже начал разговор — веди его, как шёл бы по тропе между двух садов.
Смотри, куда ступаешь. Смотри, не нарушил ли ты цветок. Смотри, не заглушил ли ты чью-то тишину.
Пять тропинок для праведной беседы:
1. Слушай больше, чем говоришь. Ибо у человека два уха и один рот — и это не случайно.
2. Не ищи победу в споре — ищи свет. Как говорили мудрецы: «Даже когда мы спорим — мы вместе ищем истину».
3. Благословляй словом. Каждое слово может быть либо искрой, либо занозой. Будь огоньком, не занозой.
4. Суди в сторону добра. Если ты не знаешь, что в сердце другого — не строй догадок. Строй мост.
5. Помни: говоришь ты с душой. Не с одеждой, не с тенью, не с лицом. С душой. А душа — она из Неба.
И сказал тот же раввин в конце урока:
— Если ты будешь говорить с другим, как будто перед тобой стоит сам пророк Элияу — тогда однажды ты и вправду его не узнаешь. Потому что в этом мире каждый случайный встречный — может быть посланником Б-га.
И ученик запомнил эти слова и однажды, увидев одинокую женщину на скамейке, остановился, поклонился сердцем — и сказал:
— Шалом. Пусть сегодняшний день принесёт вам что-то светлое. Вы выглядите так, будто внутри у вас весна.
И улыбка женщины в ответ была ответом на Небесах.
А как быть с теми, кто далёк от света?
И однажды поднял руку ученик, у которого в глазах стояла боль.
И он сказал:
— Равви, а если человек говорит грубости? Если он смеётся, унижает, оскорбляет? И особенно тяжело, если это не враг, а свой. Родственник. Близкий. Что делать, если он далёк от Торы, и каждый раз, как встречаешься — как будто пепел на душу сыплют?
Старец кивнул, долго молчал и ответил:
— Послушай: даже когда Каин убил Эвеля, Всевышний не разрушил мир. Он дал Каину знак. Потому что даже Каин — творение Б-га. А если так — то и твой родственник, каким бы он ни был, — тоже носит внутри Небо. Пусть заваленное пеплом. Пусть забытое. Но всё равно — от Него.
Что делать?
Во-первых, не уподобляйся. Если он колет — ты не становись иглой. Если он кричит — ты стань тишиной. Как сказано в Талмуде: «Кто терпит унижение и молчит — тому Небо готовит венец света».
Во-вторых, не верь ему. Он говорит не про тебя — он говорит про свою боль. «Из избытка сердца говорят уста», — так учит Тора.
В-третьих, отдались — но не проклинай. Если можешь — отойди. Но не делай себе идола из боли. Не живи в ответе. Потому что, если он бросает в тебя грязь, а ты несёшь её в душе — то она уже внутри. Отмойся. Словом. Молитвой. Тишиной. Музыкой. Торой.
И главное — знай: Тот, кто смеётся над тобой — судит себя. Потому что на Небесах не говорят: «Ты виноват». Там говорят: «Как ты судил других — так и тебя будем судить». Так сказал пророк Натан Давиду. И Давид понял. И раскаялся. А тот, кто не понимает — идёт другим путём.
И закончил раввин:
— Беги от зла, но не будь злым. Смейся над болью — но только после того, как ты её обнял. И помни: когда тебя пытаются унизить, на Небесах смотрят, не ожила ли в тебе душа, достойная венца.
И ученик поклонился, и ушёл в мир — не с ненавистью, а с лампадой.
Свидетельство о публикации №225052301378