Сентенции от мая 2025г

-1--       Рядом с моим домом – парк. Я люблю пройтись по его аллеям и вокруг пруда с утками.  Сегодня мне подумалось, что наша душа немного похожа на этот парк.  Неподвижные деревья – как наши постоянные установки, мысли убеждения.  Ветер, как и эмоции, может колебать ветви деревьев и играть его листьями, но деревья он с места не сдвинет.  Так и мы проросли и закрепились в ментальном и астральном пространствах нашими постоянными пониманиями и убеждениями. Люди, снующие через парк, это наши предположения, догадки, изменчивые чувства.  Утки, временами взлетающими и делающими большой круг около парка – это наша интуиция, она сверху неясно что-то видит.  Бывает в парке дождит и ветрено, тогда в нём никого, кроме постоянных установок – деревьев  нет, это напоминает то наше состояние, когда мы раздражены и плюёмся на всех, а все нас избегают.  А бывает, что парк играет солнечными лучами, в нём много народа: и взрослых и детей.  Это соответствует нашему радостному приятию всего вокруг. Дорожки, по которым я хожу в парке, - это мои привычные мысли и чувства, на газоны и ступить как-то неприлично и в мыслях, и чувствах есть такие неприкасаемые газоны, и дорожки для привычного использования мозгом и сердцем.  Так я и живу возле одного парка заполненного воздухом, как и с одной душой наполненной одним духом.

-2--   О сексе.   Я всегда считал, что все знают, что это низкая сторона жизни, что секс не может быть важен, когда решаются важные жизненные вопросы:  создание семьи,  профессия,  работа и отношения с коллегами,  любимые книги и хобби, здоровье и так далее.  Но сейчас я понял, что несмотря на то, что все это знают, тем не менее, сексуальная тема для очень многих оказалась неподъёмной и многим попортила их жизнь.   Я раньше писал, что предпочитаю непосредственное восприятии – опосредованному.   Секс – это как раз самое непосредственное ощущение, это сама жизнь, но в её искажённой форме. Именно такому ощущению многие не могут противопоставить свою волю и понимание необходимой пользы для себя. Подростки встречаются с этой темой тогда, когда ни разум, ни воля им – не помогают, вследствие неразвитости воли и разума.   Да и многие зрелые мужчины теряют голову при возможности насладиться молодым телом, даже если это может разрушить их жизнь.  Вот что означает этот маленький глупый вопрос о значении секса.  Повзрослевшие до стариков подростки понимают, что у них не было шансов справиться с вопросом о месте в их жизни секса.  Ещё один удивительный нюанс в вопросе о сексе.  Когда тебя окружают люди, например ты – армии, или в пионерском лагере, или в туристическом походе, то сексуальные мотивы, беспокоящие тебя – не замечаются, ты легко обходишься без секса. Но если ты – один, как это частенько случается, то эти мотивы крепко держат тебя в тисках и уверенно тобой управляют. Обидно, но это – факт. Ещё нужно сказать общеизвестную истину: Секс и любовь – разные стихии.  Когда любишь, то и секс преобразуется в светлую, благородную сущность.  Секс же без любви часто бывает так необходим, что мужчины решаются на преступления.

-3--       Несколько слов о религии, вере, язычестве и науке. Все эти понятия имеют один общий недостаток: они – общественные, то есть не личные установки.  Но личность,  личные дела и принципы, личная жизнь  для многих очень важны. Религия, как и наука, передают человеку общественный взгляд на некоторые важнейшие аспекты жизни.  Существуют и исключения: в пределе все эти понятия преобразуются из общественного значения в личное дело.  Есть ещё одна  интересная для меня особенность: язычество легче всего является личной установкой.  Язычество – это природа внешняя и внутренняя, а природа настолько близка к личности человека, что требуются большие усилия для преобразования себя самого, чтобы приблизиться к вере или науке.  Правда цивилизация бредёт по дорогам, уводящим человека от самого себя,  поэтому сейчас легко разрывается связь с язычеством, то есть со своей природой и принятие новых схем понимания сущего: религиозных или научных.  Интересно, что все эти понятия легко вмещают в себя жизнь любого человека, правда они кое-что требуют от своих последователей, но требования эти находятся в сфере личности, которая всегда находит компромиссы для послабления этих требований.

-4--     О Михаиле Науменко – знаменитом МАЙКЕ. Я никогда не слушал ни рок, ни битлс, ни попсу.  Я не избегал их, но выдержать боле 1-2-х  песенок я не мог: скучно.  Но вот на старости лет я случайно послушал рок Майка – «Сладкая N и другие»  Я прослушал больше десятка песенок из альбома, пока смог от него оторваться. Это магия. Это прекрасно.  Что меня зацепило?   Музыка – нет.  Слова – нет.   Меня зацепило то философское настроение, которое в исполнении Майка. Что значит философское?  Это в данном конкретном варианте означает:   содержание нашей жизни в 60-80 годы глазами забубенного поэта сродни Франсуа Вийону. Оно и тонкое и очень глубокое, лаконичное и чёткое, и ясное. Оно прекрасно само по себе.  Признаюсь, что образ лирического героя, то есть современного Вийона, я на себя примерить не могу, он мне чужд, но сам образ – прекрасен: лиризмом, глубиной, драматизмом, парадоксальностью и манерой исполнителя. Есть хорошая книга Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока» - энциклопедия рок групп, стилей, настроений, содержаний, духа молодёжных групп, оторванных от официальной советской жизни, ушедшей эпохи нашей жизни всего 60 лет тому назад. Чем ещё покоряет Майк? Он не о себе поёт, он манифестирует то общее, что было у значительной части молодёжи, решительно отказавшейся воспринимать своё государство, его руководителей, любых начальников и пропагандистов. И это так ярко выражено Майком, что невольно восклицаешь: «Ай да Майк!  Ай да сукин сын!  Браво!!!»  Добавлю для правильного понимания: эта молодёжь не боролась с государством и советской властью, но не замечала их "в упор", она жила в другой вселенной.  Мне случайно удалось послушать звуки из этой другой вселенной. Они меня удивили и очень обрадовали, так как звуки эти созданы были редким и очень талантливым человеком -  Майком.

-5--          Тема: личное и общественное.  Я заметил за собой особенность: Всё, о чём я думаю и пишу – это всё это мои личные чувства и мысли.  Послушав по ящику передачу - открытая книга с писателем Денисом Осокиным, я удивился: он думает о разных мирах - маленьких городков и их разных языках.  Мне не приходило на ум и в чувствах ничего, источником чего не была бы моя личность. Когда я писал о России, то это было вызвано моими личными переживаниями, я никогда не писал исходя из интересов и эмоций социальных групп или классов, не волновался за их судьбу.  Конечно, мне очень жаль всех людей попавших под жернова революции, войны, перестройки. Я знаю, что очень их жалею, но их глазами я не смотрю на мир.  Иногда я, гуляя в парке, пытаю себя: могу ли я глядеть, думать, чувствовать не от себя лично, а от кого-нибудь другого?  Я знаю, что могу, ибо я легко чувствую личности любого человека и понимаю, что его беспокоит, как складывалась его судьба. Но я не глядел вперёд его глазами: я ощущал только его прошлое.  И всё это были проекции чужих личностей во мне, и я их ощущал. А вот проекции социальных групп: блатных, торговцев, спортсменов, политиков во мне отзывались  неярко, и я не задумывался никогда о них.  Всё это может следовать из моей нелюбопытности или трусости, но, думаю, причина в бездарных и демагогических  общественных мероприятиях, которые были и при Советской власти, и ныне манифестируются СМИ. Из общественных мероприятий мне нравятся только молитвы в церквях, да туристические походы с ночёвками.  А вообще, больше всего мне в жизни нравится уют в душе и спокойствие, которые я трачу на сочинение рассказиков, да размышления о жизни и о себе.

-6--         О справедливости и вере.   Мы все знаем, даже в кино показывают, как полицейские, а раньше милиционеры, подбрасывали наркотики тем, кого им заказали. Потом суд – и тюрьма.  А как же справедливость?  С этим вопросом остаётся осуждённый по неправедному суду человек.  Подобно этому происходят наветы за глаза начальству, которое затем увольняет того, на кого случился лживый навет. И этот человек тоже мается с вопросом:  где справедливость?    Пьяный сынок высокопоставленного или бизнесмена сбивает насмерть несколько человек, но оказывается неподсуден стараниями дорогих адвокатов. И здесь люди вынуждены искать ответ на вопрос: где же справедливость?  Праведник Иов из библейской книги Иов невинно страдал из-за того, что Бог попустил Сатане искушать Иова восстать на Бога. И Сатана отнял богатство у Иова, сделал так, что родные отвернулись от него, и сам Иов заболел страшной болезнью. И Иов вопросил у Бога: « Где же справедливость?» А Бог ему ответил: «Я создал всё и я – вседержитель. Кто ты, чтобы предъявлять мне?»   Ситуации похожи:  есть вопрос: есть ли на свете справедливость? Ответ очевиден: справедливости  - нет.  Суды и государство – это не про справедливость, а про социальные отношения.  Тогда ещё один вопрос: а как же жить при таких исходных данных?  Ответ тоже очевиден. Неверующий становится насильником в той мере, в какой совесть  ему позволит. А верующий человек, знающий притчу об Иове, принимает решение несмотря ни на что жить в покорности и хвале Богу. А там – пусть будет, что будет, или, вернее, что Бог попустит.

-7--       Ещё раз на тему: личное и общественное.  Наша страна, Россия,  не раз вынуждена была воевать, чтобы жить самостоятельно, а не под властью чужаков.  Когда царь, военные воюют – это понятно. Но как быть простому человеку, труженику?   Конечно, свои ему ближе и «за державу обидно», но война – это лишения и страдания, неужели он выберет их. История наша доказала, что убедительное большинство выбрало эти мучения, неразрывно связанные для рядового солдата с войной.  Простой человек выбрал мучения и лишения и не стал скрываться в норах. Вот здесь общественный долг превратился в личный долг.  Абсолютное меньшинство остро почувствовало, жестокость и гибельность выбора интересов страны в качестве личного дела и уклонялось от войны как могло.  Их не убеждали поездки артистов на фронт, стихи и народные песни, они хотели сохранить свои личности даже при условии, что их страна, семья, родители – погибнут. Я понимаю, что большинство отправилось на фронт, не отдавая себе отчёта в том, что им предстоят непосильные мучения, но им уже не будет возможности убежать и спрятаться. Именно из-за перенесённых страданий фронтовики не любят рассказывать о войне. Немало было и истинных героев, всегда понимавших, что с ними происходит, но не испугавшихся и  идущих вперёд.  Это самые удивительные личности на свете.  Как-то странно осознать, что только русский народ – такой геройский: французы, поляки, вся Европа сдалась Гитлеру за месяц. И только Россия сопротивлялась и побелила. В России общественные установки, то есть любовь к Родине, победили личные, то есть чувство самосохранения и страх пострадать.

-8--        Ещё о личных чувствах.  Болезни, страх - не мочь себя обслуживать – это личные, но скучные чувства. А воспоминания о своих любимых женщинах – это личные, и увлекательные, радостные и тяжёлые переживания.  А попытки осознать мир и всё, что написано писателями и поэтами, и композиторами – это опять личные и интересные чувства. А вера и сомнения – очень личные и сложные процессы.   А отношения с близкими – это очень личные и непростые переживания.  А борьба с самим собой, во-первых, для запрета неправильного поведения, и, во-вторых, для принуждения себя к здоровому образу жизни и саморазвитию – это тоже личные, не общественные процессы.  Я вижу, что есть перекос в пользу личных процессов, а общественные – где-то  позади и незначительны. Дружба, где участвует двое – тоже личная часть нас.  Даже на войне – общественном деле, личное:  дружба,  подвиг – на первом плане, а общественное – политические и воспитательные мероприятия  - далеки от нашей личности и неинтересны для нас. Что следует из этого?  Именно то, что воспитание молодых, привлекая их в общественной работе – это ошибка. Результат – только там, где мы делаем своё личное дело. Ещё пример – семейные отношения. Если муж любит жену, то это его личные отношения, а если не любит, то это уже общественные отношения.

-9--   Ленинград, его таланты: Игорь Корнелюк, Виктор Резников, Хиль,  Сергей Захаров, Лидия Клемент,   Евгений Мравинский,  Даниил Гранин, Виктор Цой, Георгий Жжёнов,   Блок, Ахматова, Бродский, Осип Мандельштам, Ольга Берггольц,  Александр Кушнер, Дмитрий Шостакович, Дунаевский, Шварц, Павел Филонов, Казимир Малевич,  Иван Павлов,  Пётр Капица,  Илья Мечников, Илья Франк ( физик)  Лев Ландау, Леонид Канторович, Жорес Алфёров, ….  и сотни других замечательных ленинградцев.  В нашем недалёком прошлом остался замечательный город, тихий, скромный, родной и близкий.  Не было «деловых» и мошенников, были скромные рабочие труженики.   Во дворах играли десятки, дружных и весёлых  мальчишек и девчонок без всякой охраны и надзора.  И была наша спокойная жизнь под крылом заботливых мам и пап и в окружении книг из районных библиотек. Виртуальной жизни, в которой сейчас, как приведения, бродит по кругу большинство молодёжи, тоже почти не было.  Конечно, многие книжные дети  день и ночь фантазировали о книжных героях, типа Д’Артаньяна, но большинство обреталось в реальной жизни.  У меня нет нежности к прожитым последним годам, а к ленинградской поре – есть.

-10--         О нарциссах. Все знают, что эти сущности никого не ценят выше, чем собачку или кота. Они всегда манипулируют всеми, ибо все – по своему развитию и человеческой ценности – ничто по сравнению с ними.  Это так, …. трюизмы. Но я заметил забавную особенность, немного маскирующую сущность нарцисса.  Это ум и таланты.  Бывают нарциссы,   весьма одарённые художественными или математическими и так далее талантами, которые не дают друзьям этих  гадёнышей – нарциссов, понять суть дела. И их друзья десятки лет по своей глупости бьются как мухи в паутине паука – в психологических сетях нарцисса.  Впрочем, освободиться – нелегко: нарцисс не хочет отпускать тех, кто ему прислуживал, опять-таки по своей слабости и нерешительности. Но постепенно нарцисс лишится всех своих друзей и родных. И всё равно останется уверенным в своей правоте и исключительности, ибо это неизлечимая болезнь души.

-11--          О жизни и её капканах.   Много есть капканов по нашу душу: секс, пьянство, наркомания, переданные нам генетически такие ловушки как психопатия и нарциссизм. Но я хочу сказать пару слов о  слабом наркотике - фантазиях. Многим свойственно, как заметил ещё Достоевский в «Подростке»,  проводить своё время, свою жизнь, фантазируя о своих победах и удачах, богатстве и талантах и так далее. Есть фантазёры неявные, например Обломов или персонажи «Мёртвых душ» Гоголя.  Они специально не фантазируют, но постоянно находятся в дыму, облаках,  тумане своих фантазий.  Многие, например подросток Достоевского задавались вопросом: « Зачем я всё время фантазирую и не вижу реальную картину мира?»   И они находили ответ в том, что фантазии  ничем не отличаются от реальности, зато подчиняются их воле.  Фантазии – это часто талантливое построение драматических опусов и они приносят удовольствие их единственному зрителю – тому, кто фантазирует.   Плевать на то, что жизнь с её возможностями проходит мимо фантазёров, им достаточно радости от своих фантазий.  И я не знаю, как показать, что фантазии, как и наркотики – это не жизнь, а её плохое, бедное подобие.  Этот вывод должен проясняться с возрастом, когда проявляется сожаление об упущенных возможностях и становится яснее бедность фантазий по сравнению с жизнью.

-12--          О силе воли.    Многие полагают, что воля – это способность заставить себя поступать правильно, так, как ты планировал раньше, до встречи с соблазном.  Я бы уточнил. Воля – это способность преобразовать внутреннее отвращение к должному в желаемое, твоё родное.  Мы всегда сдаём свои убеждения перед чувством, зная, что это временная сдача, и ты можешь  позволить её себе.   Но некоторые из нас могут заставить себя чувствовать то, что они должны чувствовать. То есть встречаются люди, могущие внутренним усилием быстро преобразовать отвратительное должное в желаемое и родное.   Вот эту способность, таинственную власть над собой, я называю волей.

-13--         Что мы чувствуем в течение дня? На что похожа смена нашего самоощущения?  Мне представляется река или море, наполненное льдинами, между которыми – чёрная вода.  Проснувшись, мы оказываемся в этой воде, нужны усилия, чтобы подумать о чём-либо или вспомнить, или почувствовать желаемое. Это усилия напоминают, как будто мы плывём в холодной воде к ближайшей льдине.  Забравшись на льдину, мы ощущаем облегчение и  возможность идти по ней куда угодно. Это сродни состоянию, когда нами владеет интересная мысль или чувство. Мы переживаем это состояние и, сделав шаг, опять попадаем в холодную воду и опять плывём к ближайшей льдине. Мы не желаем вновь переживать только что прочувствованное и потому не забираемся на уже знакомый на кусок льда. Мы плывём к новой близкой льдинке и, забравшись на нее, вновь ощущаем свои мысли и новые чувства. И так целый день до отхода ко сну. Река не кончается, завершается день и во снах мы вновь проживаем когда-то известные нам состояния.


Рецензии