Очерки истории рабства индейцев Северной Америки

Обзор литературы

Всякая книга по американистике, которую приходилось просто читать или читать с карандашом в руке, исходя из общего наблюдения относительно ее содержания, не могла похвастаться исчерпывающей ту или иную тему или предмет исследования. Проще говоря, литература по американистике или ее разделу индеанистике в целом не охватывает все элементы истории коренных народов Америки, и такого ее аспекта как история рабства аборигенных народов.
На самом деле тематика порабощения индейцев Северной Америки довольно-таки содержательно рассматривается в современной американистике, но каждое исследование имеет некую ограниченность.
 Например, работа Нэда Блэкхока «Повторное открытие Америки: коренные народы и разрушение истории США» (The Rediscovery of America: Native Peoples and the Unmaking of  U.S. History – 2023) –  это великолепный обзор американской истории, где автор акцентирует внимание на формировании колониальной системы поселенцев во взаимосвязи с коренными народами, а также перспектив последних в этой связи. Автор увязал культурологический тенденции в отношениях двух расовых антиподов таким образом, что читателю становиться понятным, почему индейские народы, населявшие Америку, стали объектом поползновений системы рабовладения, распустившей свои «щупальца» словно осьминог преимущественно на Востоке, Юго-востоке и Юго-западе континента.
Не менее интересной работой, из которой можно было бы почерпнуть информацию по теме индейского рабства является книга Питера Линдерта и Джеффри Уильямсона «Неравный прирост: американский рост и неравенство с 1700 года» (Unequal Gains: American Growth and Inequality since 1700 – 2016).
Авторы исследуют экономическую составляющую «американского экономического чуда» со времен колониальной Америки и до наших дней, основанного на неравноправии. Линдерт и Уильямсон заостряют внимание на факте того, что Америка была исключительной в своем растущем неравенстве, достигнув мирового лидерства по доходам на душу населения уже к 1700 году, за долго до обретения независимости, а не только в XX веке, как принято считать. Задолго до обретения независимости американские колонисты как утверждают авторы, имели более высокий уровень жизни, чем британцы, и преимущество Америки в доходах сегодня не больше, чем триста лет назад. Но это преимущество было утрачено во время Американской революции, потом снова утрачено во время Гражданской войны и утрачено в третий раз в период Великой депрессии, хотя оно восстанавливалось после каждого кризиса. Кроме того, Линдерт и Уильямсон проливают свет на доходы Америки от индейской работорговли и те силы, которые ее формировали.
Исследование американского правоведа Азиза Раны «Два лица американской свободы» (The Two Faces of American Freedom – 2014 г.) смело переосмысливает американскую политическую традицию от колониального периода до наших дней, помещая вопросы расовых отношений и иммиграции в контекст меняющихся представлений об империи и гражданстве. «Америка, – утверждает Азиз Рана, – начиналась как общество поселенцев, основанное на идеале свободы как осуществления непрерывного самоуправления, которое соединяло прямое политическое участие с экономической независимостью», но в то же время не брезговала (примечание мое) грубо попирать права коренных народов. Видение свободы было политически связано с подчинением маргинализированных групп, особенно рабов (чернокожей расы) и рабов из числа коренных американцев. Как утверждает автор: «Эти практики свободы и исключения были не отдельными течениями, а скорее двумя сторонами одной медали».
Фантастическая работа на мой взгляд проделана историком Сюзан Ли Джонсон. Книга «Ревущий лагерь: Социальный мир калифорнийской золотой лихорадки» (Roaring Camp: The Social World of the California Gold Rush –
2000 г.) погружает читателя в динамичный социальный мир, калифорнийской «Золотой лихорадки», дошедший до нас через художественную литературу и кино.
Профессионально рассматривая характер и историю «Золотой лихорадки» автор показывает, как этот своеобразный мир развивался с течением времени, и как укоренилась культурная память о нем, через призму истории тропы Санта-Фе, соединившей два мира рабства –  рабство чернокожих, движимого с востока и рабство индейских пленников на юго-западе, в Нью-Мексико и иных приграничных районах.
Еще одной из достойных работ американских историков, в определенной степени затрагивающих тематику рабства аборигенных народов Америки, является исследование Карла Джейкоби «Тени на рассвете: резня апачей и насилие в истории» (Shadows at Dawn: An Apache Massacre and the Violence of History – 2009). 
Джейкоби с позиций взглядов (англо-американцев, мексикано-американцев, а также апачей), связав множество элементов истории Юго-запада и сфокусировав их на таком историческом событии как резня в Кэмп-Грант (в апреле 1871 года группа вооруженных американцев, мексиканцев и индейцев племени тохоно оодхам (они же племя папаго – И.К.), окружив на рассвете ранчерию одной из племенных групп апачей аривайпа напала на ее обитателей, убив около 150 спящих мужчин, женщин и детей). Опираясь на задокументированные свидетельства современников, публикации в прессе и иные исторические документы того времени Джейкоби воскрешает события той бурной эпохи, чтобы воссоздать не только панораму американского Юго-Запада – мира, гораздо более сложного, разнообразного и морально неоднозначного, чем традиционные изображения Старого Запада, но объяснить причины происходившего. Также с подачи автора мы узнаем о такой проблеме как продажа детей апачей аривайпа в рабство в Мексику, захваченных в момент резни, и о судьбах некоторых из этих детей.
Если продолжить анализ литературы по теме работорговли индейцами в Новом Свете, то полагаю стоит упомянуть исследование профессора истории Орегонского университета Стэйси Смит «Граница свободы: Калифорния и борьба за несвободный труд, эмансипация и реконструкция» (Freedom's Frontier: California and the Struggle over Unfree Labor, Emancipation, and Reconstruction – 2013), которое действительно затрагивает социальные конфликты и споры, в период и после «Золотой лихорадки».
В отличии от большинства исследователей Смит рассматривает эпоху Гражданской войны в США не как конфликт Севра и Юга – одних против рабства, других за его сохранение, а как многослойный по своим причинам межрасовый конфликт, выражавшийся в борьбе именно за сохранение рабства в различных формах, например невольничьего труда индейцев и полукровок. В качестве объекта исследования взята Калифорния – территория де юре всегда выступавшая против рабства, и Тихоокеанское побережье США в отличии от Атлантического, никогда не было зоной рабовладения в Новом Свете. Калифорния, по мнению автора, в период эпохи Дикого Запада считалась местом сплетения различных форм невольничьего и свободного труда, где наряду с афроамериканцами, имевшим статус несвободных (рабов), использовался полурабский труд на кабальных условиях американских индейцев, латиноамериканцев и китайцев, где процветала сексуальная торговля индейским женщинами и китаянками. 
Основываясь на архивных документах, автор реконструирует жизнь невольников индейского происхождения, их политическое и правовое бесправие, ярко показывает антииндейскую, и в целом «антицветную» позицию властей и населения штата за предоставление этим категориям невольников всякой свободы.
Историк Калифорнийского университета Андрес Резендес в работе «Другое рабство: Раскрытая история порабощения индейцев в Америке» (The Other Slavery: The Uncovered Story of Indian Enslavement in America – 2016) отразил историю порабощения десятков тысяч индейцев по всей Америке со времен конкистадоров до начала двадцатого века.
Со времен Колумба рабство индейцев было незаконным на большей части американского континента. Тем не менее, как указывает Резендес рабство коренных народов Америки практиковалось на протяжении столетий как «общеизвестный секрет». Не было никакого движения аболиционистов, чтобы защитить десятки тысяч коренных жителей, похищенных и порабощенных конкистадорами. Автор приводит убедительные доводы в пользу того, что именно массовое рабство, а не эпидемии уничтожило индейское население по всей Северной Америке. Благодаря захватывающей новой исторической фактуре, поднятой из архивов – многочисленные письменные свидетельства священнослужителей, алчных торговцев и пленных индейцев, «Другое рабство» Резендеса раскрывает не что иное, как ключевую недостающую часть американской истории.
«Более двух столетий мы боролись с системой рабства афроамериканцев, отменили его и пытались с справиться с последствиями. Настало время для Запада признать совершенно отдельное, столь же разрушительное рабство коренных американцев, которое мы долгое время не замечали», – отмечает Резендес.
Всеобъемлющее исследование испанской Калифорнии в период колонизации, вышедшее из-под пера Стивена Хакеля «Дети Койота, миссионеры Святого Франциска: индейско-испанские отношения в колониальной Калифорнии, 1769-1850» (Children of Coyote, Missionaries of Saint Francis: Indian-Spanish Relations in Colonial California, 1769-1850 – переиздание 2018) освещает проблемы рабства индейцев заключенных при испанских католических миссиях.
Ханкель, опираясь на архивные и научные источники анализирует причины депопуляции индейцев, попавших в рабство к монахам францисканцам.  Автор восстанавливает ретроспективу болезней, брака сексуального уничижения, преступности и наказания, а также религиозных, экономических и политических изменений, затронувших аборигенное сообщество, ставшего частью рабовладельческой системы в испанских католических миссиях.
Миссии, как утверждает автор, оказались катастрофически нездоровым механизмом для аборигенного населения по причине установленной в них системе принуждения.  Францисканцы стремились контролировать верования индейцев, и в этой связи ограничивали их свободную волю практически на любые действия. Принудительный невольничий труд по звону колокола и наказание за нарушение режима пребывания или поведения в миссиях, воспринимались индейцами весьма болезненно. Сами по себе такого рода ограничения были чужды свободолюбивому менталитету аборигенов.
 В основе этого исследования лежат динамические взаимодействия насельников миссии Сан-Карлос-Борромео и вокруг нее, между индейцами региона Монтерей (Дети Койота) и испанскими миссионерами, солдатами и поселенцами. Хакель помещает эти местные события в контекст миссионерской системы Калифорнии и проводит сравнения между Калифорнией и другими районами.
«Никто больше не может отрицать значимость проблемы рабства индейцев в истории ранней Америки или его разрушительное воздействие на коренных американцев», – отмечал историк Дэниел К. Рихтер, представляя в 2003 году к обзору работу известного американского историка Алана Галлая, специализирующегося на исследованиях проблемы индейского рабства в период ранней Америки «Индейская работорговля: расцвет Английской империи на американском Юге, 1670-1717 гг.» (The Indian Slave Trade: The Rise of the English Empire in the American South, 1670-1717 – 2002).
Эта захватывающая книга посвящена торговле рабами-индейцами в период раннего американского Юга. Индейская работорговля имела центральное значение от побережья Каролины до долины Миссисипи в течение почти пятидесяти лет, «связывая жизни южан и создавая вихрь насилия и наживы», как утверждает Галлай.
Достаточно подробно автор описывает как работала работорговля, а также процессы, посредством которых европейцы и коренные американцы стали участниками этого гнусного бизнеса, и его глубокие последствия для Юга и индейских народов, населявших эту территорию. Автор помещает коренных американцев в центр истории европейской колонизации и эволюции плантационного рабства в Америке. Он также анализирует подходы индейские общества вовлеченного в процесс работорговли с европейцами. Данное исследование не только освещает этот важный аспект европейской и индейской истории, но и устанавливает новый контекст для понимания расизма, колониализма и значения этнической принадлежности в ранней Америке.
На протяжении четырех столетий народ апачи, населявший американский Юго-запад, сталкивался с насильственным порабощением, которое преимущественно выражалось в использовании в отношении него различных миграционных схем, принудительной эксплуатации, прямого подчинения или уничтожения. В то время как многие коренные народы в Америке пережили схожие истории, апачи особенно пострадали из-за своей мобильности, сопротивления и близости к нескольким имперским державам. Усилиями испанцев, индейцев команчей, мексиканцев и американцев апачи были рассеяны по всему континенту и даже Карибскому бассейну, что значительно отразилось на группах этого народа, которым удалось остаться на Юго-Западе.
 Пол Конрад – исследователь из Техасского университета, используя испанские, мексиканские и американские архивные документы, а также устные предания, запечатленные в биографиях многих из народа апачи, в работе «Диаспора апачей: четыре столетия перемещения и выживания (Америка в девятнадцатом веке)» (The Apache Diaspora: Four Centuries of Displacement and Survival (America in the Nineteenth Century – 2021) оживляет истории переселения апачей и их родственников, с которыми они были разлучены. Пол Конрад описывает усилия апачей по выживанию в рабстве и при возвращении домой из таких отдаленных мест, как Куба и Пенсильвания, Мехико и Монреаль.
Как утверждает автор, диаспора оказала глубокое влияние не только на переселенных, но и на те группы апачей, которые остались проживать на Западе, вдохновляясь идеей сопротивления и борьбой за возвращения родственников в родные пернаты.
В целом, работа Конрада благодаря обширной по охвату  хронологии  и географии событий охвату, проливает новый свет на ряд тем, включая геноцид и выживание коренных народов в условиях новых форм рабовладения, социальных коммуникаций между диаспорами африканских и коренных американцев, роста депортации и тюремного заключения как ключевых стратегий государственного контроля. Как показывает Конрад, столетия рабства, войн и принудительных миграций не смогли принести окончательного решения предполагаемой проблемы независимости и мобильности апачей. Испания, Мексика и Соединенные Штаты переоценили свои усилия и недооценили сопротивление и креативность апачей, что в итоге повлияло на процесс изменения всего колониального общества.
Привлекательна на мой взгляд работа Питера Айверсона «Карлос Монтесума и меняющийся мир американских индейцев» (Carlos Montezuma and the Changing World of American Indians – переиздание 1982). Эта биографическая документальная повесть о Карлосе Монтесума (1866-1923), одном из великих борцов за права индейцев среди коренных американцев в начале двадцатого века. Автор является авторитетом в области истории индейцев Юго-Запада. В данном произведении Айверсон рассказывает драматическую историю представителя аризонского племени явапаи по имени Вассаджа, который в детстве был похищен наряду с другими явапаи бандой изгоев-соплеменников и продан в рабство белому человеку, который и дал ему имя Монтесума, под которым мы его знаем. 
Освободившись из рабского плена будучи уже взрослым, Карлос Монтесума сумел получить медицинское образование и начал свою карьеру реформатора, устроившись на работу в индейскую школу Карлайла. Здесь, помимо работы врачом в знаменитой футбольной команде Карлайла, он смог познакомиться со многими людьми, игравшими центральную роль в управлении федеральной политикой в отношении индейцев.
В своей работе «Спасение через рабство: апачи-чирикауа и священники на испанской колониальной границе» (Salvation Through Slavery: Chiricahua Apaches and Priests on the Spanish Colonial Frontier – 2022) американский антрополог Генриетта Штоккель исследует проблему столкновения этноцентричных обществ – испанских миссионеров и апачей чирикауа, населявших некогда территории современных штатов Аризоны и части Нью-Мексико. Автор в новом исследовательском ключе показывает, что попытки закабаления и обращения в рабство индейцев чирикауа испанскими миссионерами осуществлюсь посредством христианизации через крещение и конфирмацию. Принимая христианство, крещенные и миропомазанные чирикауа попадали в полную зависимость к монахам иезуитами францисканцам, которые эксплуатировали их труд и использовали в качестве невольников. Штоккель приводит список священников (часто называемых «Крестными отцами»), которые покупали индейцев на нелегальных невольничьих рынках и работорговцев, насильственно обращали их в христианскую веру и в дальнейшем использовали их как рабов на подворьях миссий.
Автор фокусирует внимание читателя на том, как международные политические и экономические силы формировали решимость священников превратить апачей чирикауа в христиан, чтобы сделать из них налогоплательщиков империи. Столкновения с индейцами, походы за пленниками из их числа, болезни и смерть индейцев в миссиях, а также сокращение продовольственных поставок и поставок чернокожих рабов из Мехико, вынуждали миссионеров использовать все средства для продолжения обращения индейцев в католическую веру, включая депортацию апачей на Кубу и продажу их христианским семьям на колониальной границе.
Интересна на мой взгляд работа Бретта Рашфорта «Узы союза: коренное и атлантическое рабство в Новой Франции» (Bonds of Alliance: Indigenous and Atlantic Slaveries in New France – 2014), в которой автор раскрывает динамику работорговли колонистов Новой Франции с союзными племенами индейцев в ХVII-XVIII веках, охватившую половину Северной Америки. Рашфорт утверждает, что рабство индейцев в Новой Франции возникло на стыке двух совершенно разных систем рабства – индейской системы, существовавшей до прихода колонизаторов на материк и атлантической, укоренившейся в колониальном мире европейских государств. Альянсы, которые связывали французов и коренных жителей, трансформировали природу индейского рабства и его роль в раннем американском обществе. По мнению Рашфорта, не будучи полностью индейским, ни полностью французским, рабство индейцев в Новой Франции является сложным сплетением культурологических форм в своем существовании. Рашфорт проливает новый свет на широкий круг тематики, включающей межкультурную дипломатию, колониальное право, гендер и мораль, а также историю рас.
Не менее интересной является  работа Эдмунда Моргана «Американское рабство, Американская свобода» (American Slavery, American Freedom – 2003)  в которой автор рассказывает, о том как некогда отстаивавшие «Билль о правах» жители Вирджинии стали рабовладельцами и выступали за узаконивание рабства коренных американцев, в чем Морган видит ключевой парадокс и трагедию свободолюбивой Америки.
Новаторской по значению является работа Кристины Снайдер «Рабство в индейской стране: меняющийся облик плена в ранней Америке» (Slavery in Indian country: the changing face of captivity in early America – 2010).
Автор констатирует, что институт рабства существовал в Северной Америке задолго до того, как первые британские поселенцы основали колонию Джеймстаун в Вирджинии в 1607 году. На протяжении столетий, начиная с доколумбовой эпохи до 1840-х годов, коренные американцы путем захвата пленников из числа соотечественников профилировали рабство на своей территории. Снайдер исследует феномен индейского рабовладения на американском Юго-востоке. По мнению автора, по мере нарастания экономических и политических кризисов индейцы данного региона, пытаясь обеспечить себе жизненное пространство, совместно с колонистами разработали систему эксплуатации невольного труда как своих соотечественников, так и представителей афроамериканцев.  Богатую и всеобъемлющую историю рабства индейцев Снайдер связывает с такими историческими фигурами, как Эндрю Джексон и вождь чероки Тянущий Каноэ, которые являлись известными в регионе работорговцами. Помещая опыт этих людей в сложную систему взаимоотношений, Снайдер демонстрирует значительную роль в истории развития рабства индейцев самих коренных американцев.
Историк Бетти Вуд, обращаясь к теме индейского рабство в работе «Рабство в колониальной Джорджии», 1730–1775 (Slavery in Colonial Georgia, 1730–1775 – 2007), исследует причины, побудившие Джеймса Оглторпа и других британских основателей колонии изначально запретить рабство. Джорджия была единственной британской колонией в Америке, в которой предпринимались постоянные усилия по запрету использования рабов из числа коренного населения, в то время, когда институт индейского рабства был хорошо устоявшимся в других южных колониях.
По мнению автора, заботясь о «морали» белого общества «отцы основатели» колонии предвидели причины, которые впоследствии будут использоваться противниками индейского рабства в качестве аргументов против его защитников по обе стороны Атлантики.
В книге «Пограничные земли рабства: борьба с неволей и кабалой на американском Юго-Западе (Америка в девятнадцатом веке)» (Borderlands of Slavery: The Struggle over Captivity and Peonage in the American Southwest (America in the Nineteenth Century) – 2017), исследователь Уильям Кисер представляет всеобъемлющую историю долгового рабства и индейского пленения на территории Нью-Мексико после Гражданской войны.  История охватывает период с 1700-х годов вплоть до Гражданской войны в США. Автор полагает, что на Юго-западе долговое рабство коренного населения было вторичной формой принудительного рабства, по сравнению с формой порабощения в результате попадания в плен. Кисер доказывает, что эти две переплетенные формы порабощения имели не только региональное, но и национальное значение и должны рассматриваться в контексте довоенного рабства неразрывно.
Таким образом, изучение многочисленных историй об индейцах, обращенных в рабов в настоящее время в американистике, является областью продолжающихся научных исследований, которые могут быть осложнены тем, что, торговля рабами из числа коренных народов была незаконной, и работорговцы часто принимали меры, чтобы скрыть свою деятельность. Тем не менее, торговля пленниками из числа индейцев в приграничных районах с США с Мексикой шла довольно-таки бойко в отличие от восточных территорий, где большинство индейских племен принимали участие в работорговле своими же соотечественниками.
 На юге же рабы-индейцы оказывались в шахтах Соноры, в домохозяйствах в качестве слуг, в качестве военной охраны, простых рабочих и даже на плантациях Кубы и Юкатана. Несмотря на эти огромные расстояния, индейцы на удалении и их соплеменники в штатах боролись за сохранение связей со своими исконными землями.


Рецензии