Работорговля индейцами на Юго-востоке Ч. II
Племена Джорджии, впрочем, как и племена других тринадцати колоний закабалялись поселенцами посредством развития торговой системы – оружие и боеприпасы взамен на выделанные шкуры животных и плененных соотечественников. Как только одни индейцы стали понимать, что таких же как они можно продать и купить, динамика индейской работорговли резко подскочила в верх, и стала формировать совершенно иной экономический уклад местных племен. Возникал цикл зависимости, как в Вирджинии или Каролине.
Чтобы выжить и не стать рабами, индейцам необходимо было приобретать оружие, которое потом необходимо было обращать против соотечественников. Одним словом, стать охотниками за рабами. Таким образом в индейской работорговле Джорджии присутствовал фактор порабощения одних индейцев другими не для собственного использования, а для продажи белым рабовладельцам.
Индейские работорговцы Джорджии тысячами захватывали в плен своих соотечественников, в основном женщин и детей, и продавали их английским, французским и голландским работорговцам, которые отправляли их на сахарные плантации в Карибском море, хотя некоторые, безусловно, отправлялись на прибрежные плантации в Вирджинии, Южной Каролине и французской Луизиане.
Для большинства местных племен, уже ослабленных эпидемиями еще в период испанского нашествия, рабство стало серьезным ударом. Везде, где проникало работорговля, разворачивались одни и те же процессы. Многие индейские группы вынуждены были мигрировать, чтобы избежать попадания в рабство, некоторые же присоединялись к другим группам, чтобы увеличить свою популяцию и обеспечить защиту, иные же просто вымирали после перенесенных болезней и резни, устраиваемой охотниками за рабами, оставшиеся же вынуждены были стать частью системы работорговли.
Под давлением колонистов индейцев заставили отказаться от своего воинственного статуса ради ассимиляции. Их убедили перейти от охотничьего общества к сельскому хозяйству как средству экономической стабильности. Большинство рабов-индейцев Джорджии уже к середине XVIII века являлись людьми смешанной крови. Многие из них удалось избавиться от рабского статуса и стать землевладельцами и рабовладельцами. Теперь они владели недвижимостью, конкурировали со своими соседями за торговые рынки. Когда стало популярным владеть чернокожими африканскими рабами, богатые, смешанной крови индейцы присоединились к союзу плантаторов Юга63.
К середине 1750-х годов, каждый белый житель Джорджии считал, что институт индейского рабства необходим наряду с африканским для экономического процветания колонии. В течение оставшегося колониального периода ни один белый голос Джорджии не поднялся, чтобы оспорить это предположение. [15]
Когда европейские корабли впервые высадились на Флориде в XVI веке, эта территория была густо заселена племенами народов: тимукуа, калуса, апалачи, аис, тиквеста и других66. Сотни тысяч этих индейцев называли Флориду домом. Но потребовалось не много времени, чтобы последовавшие за высадкой «европейского десанта» войны, работорговля и болезни, уничтожили практически все коренное население.
Рабство во Флориде существовало еще до периода европейской колонизации и практиковалось различными коренными народами в той форме, которая существенным образом отличала его от формы внедренной европейской цивилизацией.
Гонимые колонистами с севера ирокезские племена, устремлялись на юг, в надежде ассимилировать другие местные племена индейцев для восполнения своей популяции, а остальных продать работорговцам.
Они сформировали группы, вскоре переросшие в общества индейских работорговцев, которые контролировали торговлю рабами-индейцами, взамен получая оружие и боеприпасы.
Как пишет историк Робби Этридж в книге «Свет на пути»65, в рейдерских индейских сообществах доминировали разные группы. Пришельцы с севера («северяне») контролировали большую часть территории современной Джорджии и Северной Флориды, в то время как местные племена чиска, как полагают, правили современной восточной Алабамой и Западной Джорджией. Эти рейдерские сообщества были похожи на современные «мафиозные семьи».
В 1675 году испанский губернатор Флориды получил известие от индейского вождя племени чиска и монаха из миссии Марианна о том, что англичане из Северной Джорджии, ведут активное наблюдение за местными племенами народа апалачи и отнюдь не для торговли с ними, а для захвата и перевозки в порт Чарльстон для дальней транспортировки на острова в океане.
Губернатор Флориды знал проблему, и в вопросе воспрепятствования индейской работорговле, принимал некоторые меры.
Стоит отметить, что испанцы в противодействии британской экспансии на юге современных США становились на сторону местных индейцев, и всячески старались не допускать агрессии против них со стороны северных американских колоний, устраивавших охоту за рабами.
Большинство поселенцев Каролины, где рабство индейцев поощрялось, устремляли свои алчные взоры на Флориду, потому что местные племена продолжали быть свободными, и испанской администрацией в качестве рабов не использовались. Каролинцы, истощив человеческий ресурс своих местных племен, обнаружили, что Флорида с ее местными племенами является кладезю индейской рабсилы, и может принести быструю прибыль, и, более того, избавит их колонию от перспективы подвергаться набегам со стороны флоридских племен.
Охотники за рабами из числа колонистов Каролины при поддержке племен ючи и чероки систематически осуществляли набеги на индейские поселения и испанские католические миссии на севере и северо-востоке Флориды в период 1675-1702 годы. Захваченных в плен индейцев охотники за рабами обменивали на оружие, либо продавали на рынке рабов в Чарльстоне.
В 1680-х годах прибрежные поселения флоридских племен подверглись опустошительными набегам индейцев весто. Оставшиеся на свободе и не попавшие в плен к весто «флоридцы», бежали на острова Талбот и Амелия (острова на северо-востоке полуострова Флорида – И.К.), надеясь укрыться там, чтобы не быть проданными в рабство.
Наряду с открытой формой агрессии, британцы шли на ухищрения и заманивали доверчивых индейцев северных территорий Флориды для торговли в Каролину и Джорджию, где щедро одаривали их огнестрельным оружием, боеприпасами и ромом. Укрепив таким образом связь с несколькими, британцы вовлекали в оборот зависимости многих других из их соплеменников, и впоследствии без сопротивления передавали этих индейцев в руки работорговцев.
В начале ХVIII века испанские католические миссии, при которых селились индейцы тимукуа и апалачи, стали подвергаться более учащенным набегам крикских племен. Военные действия стали для криков самым доступным способом заработать деньги на беспомощных индейцах флоридских миссий.
Крики совершали опустошительные походы не только в северной части Флориды, но и проникали далеко вглубь полуострова. Захваченных пленников из числа флоридских индейцев крики переправляли в Чарльстон на рынок рабов, откуда те отправлялись на Карибы.
В период «Войны королевы Анны» (1702-1713) работорговля индейцами Флориды приобрела крупные масштабы.
Амбициозный губернатор Каролины Джеймс Мур, разработал целую стратегию по захвату индейцев, проживавших при испанских миссиях. Ключевым средством в достижении данной цели он избрал племена ямаси с которым заключил союз, а также некоторые группы индейцев криков, профилировшихся на работорговле соотечественниками.
Осенью 1702 года Мур выступил на Испанскую Флориду и с помощью 500 индейцев из племен ямаси и криков осуществил грандиозный по масштабу разрушения и уничтожения рейд на северо-востоке полуострова. Индейцы миссий почти не сопротивлялись и смирившись со своей участью сдавались захватчикам. Одной из причин такого их поведения считается отсутствия наличия у них оружия, ибо испанцы не разрешали индейцам миссий его иметь.
В ходе похода Мур сжег большую часть миссии Сент-Огастин, остальную часть взял в осаду, поскольку обитатели миссии укрылись за стенами крепости Кастильо-де-Сан-Марко, и у Мура не было возможности выкурить их оттуда.
После трехмесячной осады Мур вынужден был отступить с захваченными пленниками, которых впоследствии использовал в плантационном хозяйстве.
В 1704 году 1000 индейцев криков и 50 колонистов осуществили набег на местное племя апалачи, которые проживало недалеко от современного Таллахасси. В ходе так называемой «резни в апалачи» были порабощены более тысячи представителей этого индейского народа.
Таким образом подытожим, Флорида до 1763 года находилась под контролем Испании, потом на целые 20 лет перешла под контроль британцев и с 1783 года Испания вновь установила свое правление на полуострове.
До периода британской Флориды местные племена индейцев, как было показано, подвергались систематически набегам с стороны могущественных соседних племен (ямаси и крики), приходивших за рабами из Каролины и Джорджии.
Набеги «северян», в ходе которых разрушались поселения флоридских туземцев, вынуждали колониальную испанскую администрации Флориды брать своих индейцев под защиту. Однако силы испанцев к началу ХVIII века истощились, и по мере учащения набегов испанцы и местные индейцы были вынуждены отступать на юг в глубь полуострова.
В набегах с 1704 по 1707 годы, по оценкам исследователей было порабощено от 10 000 до 12 000 женщин и детей индейцев испанской Флориды. [16]
По причине частоты набегов враждебных соседей, поселения флоридских племен опустели, и в них почти не осталось тех, кого можно было захватить и поработить. А к 1711 году остатки местных индейцев бежали на Кубу, другие же из них нашли убежище в уцелевшем городе Сент-Огастин. [17]
Литература:
1. Ethridge, Robbie, Shuck-Hall, Sheri M. Mapping the Mississippian Shatter Zone: The Colonial Indian Slave Trade and Regional Instability in the American South. – Lincoln, University of Nebraska Press, 2009.
2. Everett, C. S. They shalbe slaves for their lives: Indian Slavery in Colonial Virginia. In Indian Slavery in Colonial America, edited by Alan Gallay, рр. 67–108. Lincoln: University of Nebraska Press, 2009.
3. Gallay, Alan. The Indian Slave Trade the Rise of the English Empire in the American South, 1670-1717. New Haven: Yale University Press, 2002
4. Katz, William Loren. Black Indians: A Hidden Heritage. – Atheneum Books for Young Readers, 2012.
5. Leslie, Thomas, History of Indian Georgia – Appalachian Country Living, 2018. 6. Morgan, Edmund S. American Slavery, American Freedom: The Ordeal of Colonial Virginia. – New York: W.W. Norton and Company, 1975.
7. Perdue, Theda. Slavery and the Evolution of Cherokee Society, 1540-1866. – University of Tennessee Press, 1979.
8. Rice, James D. Tales from a Revolution: Bacon’s Rebellion and the Transformation of Early America. – Oxford University Press, 2012.
9. Shefveland, K. Indian Enslavement in Virginia. In Encyclopedia Virginia (2020, December 07). 10. Snyder, Christina. Slavery in Indian Country: The Changing Face of Captivity in Early America. – Harvard University Press, 2010.
11. Tarter, Brent, Bacon, Nathaniel. In The Dictionary of Virginia Biography, Vol. 1, edited by John T. Kneebone, J. Jefferson Looney, Brent Tarter, and Sandra Gioia Treadway. – Richmond: Library of Virginia, 1998. рр. 271-274.
12. Wood, Betty, The Origins of American Slavery: Freedom and Bondage in the English Colonies. – New York: Hill and Wang, 1997, p. 18
13. William Waller Hening, ed., The Statutes at Large; Being a Collection of All the Laws of Virginia from the First Session of the Legislature in the Year 1619. https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=hvd.hxh5u4&seq=12
14. Wood, Peter H. The Neglected First Half of American Slavery. – Reviews in American History, 1975, рр.59-65.
15. Wood, Betty. Slavery in Colonial Georgia. – University of Georgia Press, 2007.
16. Worth, John E. Razing Florida: The Indian Trade and the Devastation of Spanish Florida, 1659-1715., in Mapping the Mississippian Shatter Zone edited by Robbie Ethridge and Sheri M. Shuck-Hall, Lincoln: University of Nebraska Press, 2009, pp. 295-306.
17. Костян И., Забытые племена Флориды, Мозырь: Выснова, 2018 – 478 с.
18. Brown, Philip M. Early Indian Trade in the Development of South Carolina: Politics, Economics, and Social Mobility during the Proprietary Period, 1670–1719. – The South Carolina Historical Magazine 76 (3): 118–28., 1975.
19. Baine, Rodney M. Indian Slavery in Colonial Georgia. – The Georgia Historical Quarterly 79 (2), 1995.
Свидетельство о публикации №225052301496