Котельников Глеб Евгеньевич. Изобретатель парашюта

     Спасительный купол.История актёра Глеба Котельникова,придумавшего парашют.

     Мы привыкли гордиться соотечественниками, первыми в мире создавшими какое-то техническое новшество. Особенно теми, кто преуспел в изобретательстве, но припозднился с получением прав на интеллектуальную собственность. К таким мы относимся с особым почтением и сочувствием. Мы с пеной у рта готовы доказывать, что именно в России придумана паровая машина, лампа накаливания и радиоприёмник. Тем удивительно, что имена многих русских изобретателей, чей приоритет сомнения не вызывает, широким массам неизвестны.
    
     30 января 1872 года родился один из таких людей: создатель авиационного ранцевого парашюта Глеб Котельников. Отец Евгений Григорьевич профессор механики и высшей математики в Земледельческом институте (ныне - Санкт-Петербургский Лесотехнический университет). Атмосфера в семье была творческой: родители увлекались театром, в доме часто устраивали спектакли, и Глеб с детства пел и играл на скрипке, но при этом ещё и мастерил игрушки и технические модели. При столь разносторонней одарённости выбрать учебное заведение юноше было непросто: он планировал поступить либо в консерваторию, либо в технологический институт. Но судьба распорядилась иначе, когда ему было 17 лет - умер отец, и средств на обучение не хватало. Выходом стала военная карьера.

     Отучившись в Киевском пехотном коммерческом училище, Глеб Котельников прошёл три года службы в артиллерии. После увольнения из армии работал акцизным чиновником. А на досуге занимался тем, чем привык заниматься с детства: организовывал любительские театральные кружки, играл в спектаклях, изобретал и конструировал, например, оснастил свой велосипед парусом, чтобы увеличить скорость.

     Летом 1899 года молодой человек увидел прыжок с парашютом. Это было в Санкт-Петербурге в саду "Аркадия". Американский воздухоплаватель Шарль Леру демонстрировал полёт на воздушном шаре, из корзины которого он выпрыгивал с парашютом собственной оригинальной модели. Конструкция у него была подвесная.

     Стоит сказать, что идею приспособления, с помощью которого можно спустить человека с высоты, высказывал ещё Леонардо да Винчи. И в 19 веке, задолго до первых аэропланов, парашюты уже существовали. Их использовали во время цирковых представлений или публичных демонстраций наподобие тех, что устраивал Шарль Леру. Но конструкция их была примитивной и ненадёжной. Похожие на громоздкие зонты, они просто подвешивались к аэростату снаружи, то есть служили своего рода "дополнением" к летательному аппарату, а не к человеку, который его пилотирует. Для спасения людей такое средство крайне неудобно.

     В 1910 году Котельников оставляет службу и становится актёром группы Петербургского Народного дома, выступает под псевдонимом Глебов-Котельников, пишет пьесы. Событие, изменившее его жизнь, случилось 7 октября 1910 года. Глеб Евгеньевич вместе с женой присутствовали на Всероссийском празднике воздухоплавания, проходившем на аэродроме под Санкт-Петербургом. Героем показательных выступлений был лётчик Лев Мациевич. Он пилотировал аэроплан спокойно и уверенно, а под конец праздника решил установить очередной рекорд высоты. Но произошла трагедия! Самолёт развалился в воздухе, и на глазах потрясённых зрителей Мациевич рухнул на землю.

     Смерть пилота произвела на Котельникова тягостное впечатление. Он возвращался к ней мыслями дома, в театре и на улице. Вскоре им овладела идея создать надёжное средство спасения для авиаторов. "Гибель молодого лётчика в тот день настолько потрясла меня, что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий пилота от смертельной опасности. Я превратил свою небольшую комнату в мастерскую и более года работал над изобретением нового парашюта", - вспоминал он позже.

     Конструктор понимал, что индивидуальное средство защиты должно находиться на самом пилоте, а не где-то рядом с ним. Поэтому его нужно сделать лёгким, компактным и простым в управлении. Ключевая идея пришла ему в голову, когда он увидел в театральной гримёрке как одна актриса достала из дамской сумочки крохотный комок шёлковой ткани, который в развёрнутом виде превратился в большой платок. Так он решил, что купол парашюта надо изготовить из плотного шёлка, а в сложенном виде займёт крайне малый объём.

     Испытания Глеб Евгеньевич проводил на даче в Стрельне, потом в Нижнем Новгороде, где ему помогал живший там брат. В экспериментах использовали манекен, который закрепляли на воздушном змее вместе с конструкцией парашюта и поднимали в воздух, откуда он спускался уже под спасительным куполом. Устройство срабатывало чётко и манекен оставался невредим.

     Своё изделие изобретатель назвал "РК-1", что расшифровывается как "ранцевый, Котельникова, модель  первая". Парашют представлял собой ранец ( сначала он был металлическим), внутри которого находился сложенный купол со стропами. Он вытаскивался наружу двумя пружинами, после того, как прыгающий выдёргивал вытяжное кольцо. Сам купол состоял из 24 полотен и имел в центре отверстие, оно стабилизировало его при спуске.

     В октябре 1911 года Котельников получил привилегию "на спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом", а в июле 1912 года провёл показательные испытания(опять же с манекеном) в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы. После этого он подал докладную записку на имя военного министра Сухомлинова с просьбой выделить субсидии для изготовления парашюта и проведения дальнейших испытаний. Но ему было отказано.

     К слову, в те годы считалось,что жизнь пилота не стоит того, чтобы спасать её,жертвуя самолётом. Вот что говорил на эту тему великий князь Александр Михайлович, бывший тогда шефом императорского военно-воздушного флота: "Парашюты в авиации вещь вообще вредная, так как лётчики при малейшей опасности, грозящей со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолёты гибели. Машины дороже людей. Машины мы ввозим из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие".

     Не дождавшись поддержки со стороны государства, Котельников неожиданно получил её от коммерсантов. Производить парашюты по модели Котельникова взялось питерской "Товарищество В.А.Ломач и К". Оно же представило изделие на конкурсе во Франции, где впервые с ранцевым парашютом прыгнул живой человек. Это был студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский.

     Изобретение Глеба Котельникова получило признание за рубежом: он стал владельцем патентов во Франции, Германии и США. В годы Первой мировой войны о нём наконец вспомнили и в России: ранцевыми парашютами снабдили экипажи бомбардировщиков "Илья Муромец". Правда, применять их во время боевых действий не пришлось.

     После революции конструктор занимался усовершенствованием своего детища. Советская власть отнеслась к нему благосклонно. Он создавал новые модели парашютов (например, грузовой с куполом диаметром 12 метров), а в 1926 году передал все права на свои изобретения государству. Через год ранцевый парашют спас жизнь человеку, с ним выпрыгнул из самолёта, потерявшего управление и вошедшего в штопор, известный лётчик-испытатель Михаил Громов. Так был преодолён психологический барьер, многие авиаторы боялись пользоваться эти аварийным средством.

     Глеб Евгеньевич Котельников умер в Москве 22 ноября 1944 года. Когда на его могилу на Новодевичьем кладбище приходят парашютисты, они оставляют на соседних деревьях тяпочки - ленточки для затягивания парашютов.

        Источник:aif.ru  Аргументы и факты. Дмитрий Писаренко. 30.01.2022

        Награды:
           Российской империи:
        Медаль "В память царствования императора Александра Второго (1896),
        Орден Святого Станислава 3-й степени №За отлично-ревностную службу и
        особые труды, вызванные обстоятельствами текущей войны (1915),
        Орден Святого Станислава 2-й степени - "За отлично-усердную службу и 
        труды, понесённые во время военных действий" (1917).
           СССР:
        Знак "Конструктору парашютов" (1934),
        Орден Красной Звезды (1944)

        Источник:Википедия.


Рецензии
В Петербурге названа аллея Котельникова (недалеко от площади Мациевича, рядом с Парашютной)

Дмитрий Кальянов   25.05.2025 00:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.