Вопросы по поэме Гоголя Мёртвые души

1. Каков был идейный замысел "Мёртвых душ" и как осуществил его Гоголь?

   Пушкин отдал Гоголю собственный сюжет. Гоголь хотел  показать с одного боку всю Русь. Потом решил показать всесторонне - три тома. Здесь и положительные герои, и нравственное возрождение Чичикова. 

2. Почему это произведение называется поэмой?

   А.С.Пушкин назвал произведение в стихах "Евгений Онегин" романом, а Н.В.Гоголь назвал произведение в прозе "Мёртвые души" поэмой.
   Широта сюжета, насыщенность лирическими местами, выявляющими свое отношение к изображаемому. Не только отрицающий, но и утверждающий характер. Собирательный образ Родины - это и есть главный герой "Мёртвых душ".
   Цель - изъездить всю Русь и вывести множество характеров.
   История похождений "приобретателя" Чичикова.

3. Каково построение поэмы?

   Действие происходит в одной из русских губерний - обобщённый смысл. Россия бюрократическая, дворянская, крестьянская в настоящем и будущем. Россия настоящая в будничной повседневной жизни. Знакомство Чичикова с городом, поездка - широкая картина русской действительности.
   Противоречия: паразитизм, нищета, бесправие.
   Вопрос о смысле человеческой жизни, об участи человека и его души. Крепостнические порядки губят, уродуют душу раба и господина.

4. Дать характеристики помещиков в той последовательности, в которой они изображены в поэме:

   1) Манилов:
      Бесхозяйственный. Распад барщинного натурального хозяйства. Передано сахару, никчемность и слащавая бессмысленная мечтательность. Хозяйством не занимался - дом, обстановка комнат. Полнейшая праздность, не читает - 14 страница. Сладкоречив.
 
    2) Коробочка:
       Мелочная скопидомка, домовитая хозяйка, тупость, невежественность, суеверие, корысть, страсть к наживе, "дубинноголовая".

    3) Ноздрёв:
       Безалаберный прожигатель жизни, непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола, юркость, бойкость характера, буян, кутила, враль, рыцарь кутежа, разоряет.

    4) Собакевич:
       Прижимистый, "чёртов кулак", вражда к городу, просвещению, страсть к наживе, хищническому накоплению, плутовство, барщинная и денежно-оброчная система, корыстолюбие, узость интересов, косность.
 
    5) Плюшкин:
       Скряга, "прореха на человечестве", алчная скупость, дрянь, хлам, бессмысленное накопительство, подозрительность, недоверие, враждебность, жестокость и несправедливость к крепостным.

5. Какие приёмы применял Гоголь в зарисовке образов помещиков?

   Идейная направленность поэмы - в системе образов. Обличение крепостничества, культурной и экономической отсталости страны, морального разложения дворянства.
   Внутреннее убожество и косный, затхлый быт крепостников-душевладельцев, поместного дворянства. Образы индивидуализированы, приём гиперболы - подчёркивает заостряет важнейшие черты героев. Усиливает типичность образов, жизненность и реальность.
   Характеристика обстановки, внешний вид усадьбы, внешность героя, показ его в действии, манеры и речь, отношение к продаже мёртвых душ.
   Микроскопический анализ.
   Мелочи и дрязги показаны крупным планом - закономерность русской действительности. Подробности быта, одежды - средство социального анализа жизни.
   Рисует характеры извне, образы вещей - умирает духовное, воцаряются вещи.

6. В чём контрастность характеристик помещиков?

   Экономический и моральный упадок, распад барщинного натурального хозяйства.
   Начав с Манилова, завершает Плюшкиным. Углубляется тема духовной деградации русского дворянства, по мере развития эта тема звучит всё более трагически. Но все они помещики-крепостники - общие классовые черты:

   а) паразитизм, жизнь за счёт крепостных крестьян
   б) животные интересы, пошлость, притупление человеческих чувств, эгоизм
   в) отсутствие полезной деятельности

7) В чём смысл заглавия поэмы?

   Это не ревизские мёртвые души, а все эти помещики - мёртвые души. Гоголь глубоко раскрывает характеры, не имеющие никакой душевной глубины, сделавшиеся мёртвыми душами.
   Человечность, духовное богатство, красота исчезают - стяжательство, жестокость, эгоизм. Дворянско-бюрократическая и буржуазная Россия. Омертвение, бездуховность - царство мёртвых душ - в этом смысл заглавия поэмы, смысл трагичный.

8. Дайте характеристику губернского общества. Распространяется ли на его представителей это определение "мёртвые души"?

   Духовное омертвение, пустота. Пустословие, сплетни, безделье, глупость.
   Лихорадочное движение, бессмысленная суета, мир нелепостей - анекдотическое явление.
   "Чудотворец" - полицмейстер - в гостиный двор ходит как в кладовую.
   Почтмейстер - книги мистиков.
   Прокурор - "моргун" - умер.
   Назначение генерал-губернатора - семейственность, продажность, произвол, взяточничество, невежество, пошлость, оторваны от народа, его нужд, запросов.
   Погоня за развлечениями, балы, вечеринки, игра в карты, "культура" дам.
   Герцен: "Мёртвые души" потрясли всю Россию... Это история болезни, написанная мастерской рукой. Крик ужаса и стыда, который испускает человек, унизившийся от пошлой жизни, когда он вдруг замечает в зеркале своё оскотинившееся лицо".

9. Идейное содержание образа Чичикова и приёмы его зарисовки:

   Чичиков является героем новой "буржуазной складки" - порождение окружающего мира. Деньги - средство к достижению карьеры, жизненных удовольствий. Хищник, приобретатель - порождение первоначальной стадии капиталистического накопления.
   Путь постоянных махинаций, афер, предпринимательства. Практический ум, изобретательность, лицемерие, терпение, энергия, уродство, сила воли. Удивительная приспособляемость к обстоятельствам и людям - чутьё - верно впадает в тон того, с кем имеет дело.
   Все им очарованы. Обходительность, изворотливость. Многоликость - выражение лица (зеркало), внешняя опрятность контрастирует с внутренней грязью и нечистоплотностью.
   Буржуазно-капиталистические силы начали развиваться в рамках феодально-крепостнического строя.
   Белинский: "Чичиков, как приобретатель - как герой нашего времени".

10. Как вы понимаете слова Гоголя о "видимом миру смехе" и "незримых, неведомых ему слезах"?

    Гоголь был гениальный сатирик, бичевавший "пошлость пошлого человека", обнажавший общественные противоречия. Социальная направленность. Сила Гоголя-стилиста в его юморе.
    "Смех сквозь слёзы" - обусловлен противоречиями между народом и антинародной сущностью дворянского государства.
    Белинский: "Юмор Гоголя состоит в противоположности идеала жизни с действительностью жизни".
    "Юмор составляет могущественное орудие духа отрицания, разрушающее старое и подготовляющее новое". Примеры из текста.

11. Как изображён Гоголем народ в поэме?

    Двуплановость поэмы - определяет идею, композицию, стиль.
    Русская действительность не только царство мёртвых душ, но и в своих огромных потенциальных возможностях, в своём будущем.
    Идеальное начало в поэме - народная Россия, дремлющие силы, прекрасная сущность русского народа. Будущее - на путях утверждения "удалой" русской национальности. Залог победы - в талантливости и одарённости народа, в бойком русском слове, в вольнолюбии русского человека, в способности к протесту и дерзкому отпору властям.
    Безотрадная картина жизни крепостных крестьян: нищета, болезни, голод, смертность, непосильный труд.
    Степан Пробка - богатырь, плотник-строитель.
    Дядя Михей - сменил его.
    Дворовый Плюшкина Попов  - предпочёл жизнь в тюрьмах.
    Абакум Фыров - ушёл в бурлаки.
    Убийство заседателя Дробяжкина - борьба крепостного крестьянства против угнетателей.
    Уподобление России - "птице-тройке" - олицетворённая сущность национального русского характера. Трудолюбие и энергия, талантливость, могучая сила (Камчатка).

12. В чём смысл и значение "Повести о капитане Копейкине"?

    Форма рассказа почтмейстера и стоит вне сюжета поэмы. Цензура запретила повесть за резкое разоблачение антинародной сущности дворянско-чиновничьего государства. Капитан Копейкин вырастал в борца против несправедливости самодержавно-помещичьего строя.
    Ярко показан правящий Россией чиновный Петербург, глухой к страданиям лишившихся всяких средств к существованию защитников родины.

13. Каковы основные темы лирических отступлений в "Мёртвых душах"?

    Лирические отступления в "Мёртвых душах" основаны на иных поэтических законах, нежели аналитическая часть поэмы:
    Романтическая струя,
    Обобщённый образ Руси,
    Образ идеальной человеческой души,
    Образ самого автора.
    Поэзия чувств: тоска по идеалу, влюблённость в прекрасное, прелесть воспоминаний о юности, созерцание природы, состояние творческого вдохновения.
    Размышляет о судьбах и путях двух писателей в России.
    "Сладкое обаяние" романтический произведений. Гого выбирает путь реалистического творчества, но продолжает жить романтическая струя - высокий настрой поэмы.
    Гоголь поэт-гражданин, писатель-патриот.
    Иронически-сатирические рассуждения о толстых и тонких представителях дворянства, о господах большой и средней руки, о широкой типичности выведенных им помещиков.
    Призыв к молодёжи "забирать с собой все человеческие движения", чтобы быть человеком и в старости.
    О Руси и скрытых силах русского народа, о трагической судьбе сатирика и его духовном одиночестве, о характере своего юмора, независимый писатель-реалист, гражданин-борец.
    О любви к родине, уверенность в её величественных судьбах.
    Образ Руси - "птицы-тройки" - любовь к родине и вера в её будущее, будущее величие народа.
    Однако образ будущего для Гоголя не может быть отчётливым. Писатель не знает, куда несётся Русь-тройка.

14. Какова судьба второго тому поэмы? Почему в работе над ним Гоголя постигла творческая неудача?

    Второй и третий тома "Мёртвых душ" - положительные герои, нравственное возрождение "подлеца-приобретателя" Чичикова. Но Гоголь искал положительных героев в мире мёртвых душ - представителей господствовавших слоёв, а не в народно-демократическом лагере.
    Белинский в 1842 г. Предсказал неизбежность неудачи Гоголю: "Много, слишком много обещано, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того и нет ещё на свете".
    Положительные герои не типичны, не убедительны.

15. В чём причина идейного кризиса Гоголя?

    Гоголь сильно изменился под влиянием: отсутствия связей с прогрессивной общественностью, влияние окружавших его людей религиозно и консервативно настроенных.
    Гоголь считал, что в борьбе с земным злом надо прибегнуть к религии.
    Долг писателя - путём поучений помочь людям нравственно совершенствоваться. Проповедь личного самосовершенствования, религиозности.
    Отказ от борьбы с самодержавием и крепостничеством.
    Белинский "Письмо к Гоголю".
    Ответное письмо Гоголя: "Я не знаю вовсе Россию, многое изменилось - нужно сызнова узнавать всё".
    Не может понять смысла общественной борьбы, которая происходила в России, окружение укрепляло его на ложном пути.

16. Значение Гоголя в истории русской и мировой литературы.

    Начал как романтик, перешёл к критическому реализму под влиянием Пушкина. Первым дал изображение уездной России и "маленького человека". Социальная направленность.
    Сюжет - повод широкого изображения быта и раскрытия характеров-типов. Образы огромной обобщающей силы. Гиперболизация.
    Пейзаж - средство обрисовки типов. Идейное освещение.
    Два мира - народный коллектив и "существователи".
    Простонародная речь, диалектизмы, украинизмы, народно-разговорная речь.
 
    Гоголь - основатель "натуральной школы" 40-х годов. В центре внимания - социальная действительность:
    а) изображение людей простых
    б) демократическая направленность
    в) прозаические формы творчества
    г) демократизация литературного языка

    Гоголь оказывает сильное влияние на развитие творчества Герцена, Некрасова, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина.
    Романтизация коллектива - у Горького.
    Борьба за чистоту и самобытность русского языка.
    Творчество Гоголя вдохновляло русских композиторов и художников.
    Оперы: Мусоргский "Сорочинская ярмарка", Римский-Корсаков "Майская ночь", "Ночь перед Рождеством", Чайковский "Черевички", Репин "Запорожцы".

    Особый характер гоголевского реализма:
    а) сатирическая направленность творчества, ненависть к миру пошлости
    б) патриотизм писателя, вера в народ
    в) особый юмор - смех сквозь слёзы
    Произведения большого общественного значения и революционизирующей направленности.

    Прочитать стих Некрасова.
    Статья А.Личко "Умер Гоголь". ("Наука и религия" № 12 за 1966 г. и № 1 за 1967 г.)
    В.Набоков "Гоголь".


Рецензии