На Дону жили три группы казаков
Новосельцев Григорий Петрович
На Дону жили три группы казаков: верховые, низовые и серединцы. Каждая группа имела свои особенности и отличия.
Верховые казаки были схожи с жителями соседних русских регионов. У них были более патриархальные нравы и плотное телосложение. Они не считались самыми опытными наездниками, но были очень трудолюбивыми и умелыми хозяевами. Они занимались в основном тяжелым земледельческим трудом и отличались своей высокомерностью к переселенцам из других областей.
Серединцы были казаками, которые жили между верховыми и низовыми. Они считались лучшими солдатами, были предприимчивыми, стойкими в своих убеждениях и храбрыми. Физически они были высокими и мощными. Савельев отмечает, что они чаще всего вступали в гвардию и артиллерию.
Низовые казаки имели более "восточный" образ жизни. Они предпочитали красивые наряды и традиционные блюда, такие как каймак, айран, сузьма и кофе. Они больше занимались коневодством, скотоводством, рыболовством, виноградарством и садоводством, чем земледелием. Низовцы считались лучшими наездниками на Дону и часто устраивали скачки и состязания по наездничеству и стрельбе.
Среди низовцев было больше представителей торгового люда, и их речь содержала много тюркских и украинских слов. Савельев также описывает два подтипа низовых казаков: одни были остатками днепровских черкасов и назывались "малороссами только по языку", а другие были более легкими и подвижными с азиатским оттенком в лицах и назывались "казаками азовскими".
Немного о лексике верховых и низовых казаков.
Казаки дразнили друг друга по любому поводу. Зачастую просто передразнивали — «перекривляли». Ведь в разных станицах говорили поразному. Одно и то же слово выговаривалось на разный лад. К примеру, быка, который при пахоте шел по борозде, называли и бороздённый, и бороздинный, и бороздний, и бороздняный, и борознённый. И каждый считал‚ что он-то гласит так, как надо, а другие-прочие белебенят невесть что. Более того, одно и то же в одной и той же станице могли называть совершенно по разному. В станице Багаевской бондаря звали и бондарником, и бочкарём, и чембарём. Наконец, одно и то же слово в разных местах могло значить нечто прямо противоположное. Попробуйте хотя бы понять, какой же это цвет — буланый, если на верхнем Дону так называли сорт винограда, который там же назывался еще и белоголовым, а на среднем и нижнем Дону говорили „Буланый виноград черный, твердый, с него вино розовое . Вдобавок и бледно-синим оказывался этот виноград, но бледно-синий, по крайности, близок к темному. Зато буланая лошадь — это была лошадь светло-желтой масти!.. И можно не сомневаться, что те, кто понимали под «буланым» белый цвет или бледно-желтый, смотрели на тех, кто понимали под этим черный или бледно-синий цвет, как на балдятных. И наоборот. Вот отчего мы в этом уверены. Были станицы, где «с» путали с «ж», «ш», «ч» — прихватывали на «сы». Их перекривляли: — Мой шин (сын) цин (чин) полуцил (получил)!.. — Ой, кумуска (кумушка), съела раковую носку (ножку) — цисто (чисто) воды опиласЬ!.. Там же «ы» подменяли на «и». Соответственно, дразнилка: — Ми да ви на биках ехали, рибой погоняли, а пиль столбом-столбом! В одном хуторе говорили «с придавом”, „прирыкивали“ — раскатывали звук „р“. Иностаничники зубоскалили. — Вот, бррратец, в тррретьем годе тарррань ловилась! В этих же краях, в Черкасии, со времен черкасов-запорожцев, оставивших свое имя столице Донского войска, жили отзвуки украинской „мовы“. Здесь говорили не „был, была, были“, а „бул, була, булы“. Поэтому вся обнизовая „черкасня”, “черкаса» числилась в «булочниках”. На другом конце области жонглировали „и“ — „е“, „а“ — »я", «о» — «ё». Пересмешка была такая: — На пиче (печи) была сучкя, поела кислинькию малачкё, я иё дрючкём, она хвост крючкём да за речкю!.. Но помимо пересмешничества, могли и тонко иронизировать. Казаки Кривянской станицы выделялись самомнением даже среди черкасы. И вот как их изображали: — Если бы не мы, боговы кривяне, так идолова черкаса с голоду повыздыхала б! В этой пародии кривянцы присваивали себе родовую привилегию донца, казака вообще, с гордостью говорившего: „Мы, казаки, люди боговы!..". И еще донцы говорили: „Бог над нами, а конь под нами”, „Руби меня, татарская сабля, — не трожь, боярская плеть”, „Здравствуй, царь-государь, в кременной Москве, а мы казаки, на Тихом Дону". Только Бога ставили они над собой. С царем здравствовались на равных, а уж бояр не считали ни во что. Но во всем этом пестроцветье прозвищ, дразнилок и пересмешек, где все были равны „в общую правду", выделялась пикировка жителей Верхнего и Нижнего Дона. Низовцы спредвека считали себя старше. Когда царь Федор Иоаннович, обращаясь в одной своей грамоте к донцам, начал с верховых, — низовые выговорили за это посланнику Нащокину «с прискорбием». Со временем определилась различительная грань между низовцами и верховцами. Притом, что и на „верху“ были и владелые, и бобылёвые, все же «низ» в целом жил достаточней, крепче «верха». Пикировка начиналась впрямую по этой линии. — Бурсак колесо затормозил! — ядовито замечали верховцы по поводу «нижняка», воротившегося в полк из побывки с капитальным запасом бурсаков — домашних хлебцев. Низовцы огрызались: — Сказано, что верхота! Со свечным салом кашу ест! — Сяргучи! — «дражнились» верховые. Здесь подразумевалась целая сценка. Низовцы щеголяли своей зажиточностью, франтили. В частности — красили стремена снаружи в красный цвет сургучом. И вот один такой низовец садится в седло, а теща на приступках стоит, смотрит. Казак задирает ногу со стременем: — Сяргуч видать ай нет?.. ` Но на эту пародию у низовых был равнозначный ответ. — Чимязин! — парировали они. За этим словом, обозначавшим особый, трубкой, кошелек, в какой хорошо класть столбиком монеты, — за этим словом тоже была пародийная сценка.` Вроде бы верховец отцепляет от пояса свой кошелек и говорит: — Чимязин, чимязин! Дай один (двугривенный)! — На што табе? — Коню сена купить. — Возьми. Потом казак заводит опять: — Чимязин, чимязин! Дай один! — На што табе? — Пирога купить. Но верховцу-то пироги не по карману. И потому казак вслед за тем сам себя бьет чимязином по носу, приговаривая: — Не лакомьси! Не лакомси!..
Источник: https://kazakdona.ru/articles/370-verhovcy-i-nizovcy.html
Таким образом, каждая группа казаков на Дону имела свои особенности и отличия в нравах, обычаях и занятиях. Эта разнообразие делало казаков уникальными и интересными, и позволяло им сочетать различные аспекты русской, украинской и тюркской культур. Что лишний раз подтверждает безпочвенность утверждения любителей "казачьего народа". Если даже на небольшом, по сравнеии с общим ореалом обитания казаков, не было единой культуры и языка, даже в одной станице могли использовать разные термины для обозначения одних и тех же явления и предметов
© Copyright: Новосельцев Григорий Петрович, 2023
Свидетельство о публикации №223121801062
Свидетельство о публикации №225052300445
С уважением. Ольга.
Ольга Суслова 01.06.2025 02:09 Заявить о нарушении