Наука и религия сёстры и соперницы
Несмотря на то, что, как наука, так и религия исследуют одни и те же явления, преследуя схожие цели, между ними всегда существовали различия. В наше время в связи с тем, что религия формулирует основные положения космогонии, космологии и, в частности, антропогенеза, которые вступают в противоречие с некоторыми научными представлениями, современная наука критикует, а то и полностью отвергает многие из них, что, в самом деле, выражается в отрицании научности религии. Иными словами суть конфликта науки и религии сводится к тому, что религиозные учения иногда постулируют тезисы, противоречащие, или не согласующиеся с имеющимися научными представлениями о законах природы, ведь науке свойственно изучение только тех объектов и наблюдаемых природных или общественных явлений, которые можно измерить, подтвердить фактами или опытами. При этом, явления, не объясняемые наукой, но и не опровергаемые ею, как не противоречащие законам природы, принято считать сверхъестественными, паранормальными, либо мистическими, представляя их совокупностью явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайными существами и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности.
На фоне данного конфликта возникает парадокс. Так, например, принято считать, что все силы взаимодействия имеют гравитационную и электромагнитную природу, а поля, как пространство, в котором обнаруживается их действие, достаточно изучены. Но их природа, происхождениеи материальная сущность так и остаются загадкой, как, впрочем, и происхождение Вселенной. И, чтобы наука не теряла своей целостности, а также красоты и гармонии, необходима лемма, то есть не требующее доказательств понятие Бога, как первопричины всего видимого и невидимого. Примером такого решения может служить библейское утверждение, что Бога не видел никто и никогда[3], которое не является его отрицанием, и принимается приверженцами, например авраамических, религий без доказательств, как само собой разумеющееся. При этом каждому адепту предоставляется не только свобода выбора, как возможность поиска, так и религиозных исследований, но лишь в рамках существующего общественного уклада, с обязательным следованием установленным каноном законов, правил и норм.
Для устранения противоречий между наукой и религией, на наш взгляд, следует перейти к единой системе терминов, принимая за основу определения, предлагаемые в религиозных текстах. Например, понятие души соотносится с кровью: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте»[4]. Данное определение позволяет понимать душу как подлежащий научному исследованию материальный объект, сохраняющий качества духа, как объекта полевой природы, и выявляет необходимость в уточнении терминов и понятий, как явных, так и скрытых за именами собственными игрой слов, или имеющих разночтения, а также в систематизации используемых методик.
С другой стороны, переложение метафор, определений и образов, устоявшихся в народных представлениях, поверьях и традиции на понятный учёным язык, позволяет иначе подходить к рассмотрению природы самостоятельных, автономных, объектов, что не только в ином свете представит природу вещей и человека, но и обогатит описательную часть в науке. А, поскольку, описание, наряду с объяснением, является одной из важнейших функций научного познания, такой подход позволит производить построение целостного представления не только о конструктивных особенностях изучаемого объекта, но и о формах его внешнего поведения.
Как в научном исследовании, так и в религиозных изысканиях, человек является основным и первостепенным объектом изучения. А религиозные учения, как и научные познания, без человека не имеют ни смысла, ни какого-либо применения, так как представляют собой лишь продукт работы его ума. И, несмотря на различные направления и глубину постижения тайн природы, отсутствует единственное связующее звено, позволяющее составить целостное представление о человеке, как о рассматриваемом наукой материальном объекте, и о духовном явлении, представленном религиозными учениями.
В изучении природы человека более других направлений науки преуспела прикладная медицина, основная задача которой состоит в обеспечении здоровой и продолжительной его жизни. Так сложилось, что в определении функционирования тела человека основным показателем является работа его сердца. Кардиология, как наука о работе сердца, рассматривает графики изменения электромагнитных импульсов во времени – кардиограммы, а для отображения полного цикла сердечных сокращений используют замкнутую кривую, описываемую электромагнитным вектором сердца – кардиоиду с внутренним лепестком, известную как улитка Паскаля, или частный случай эпитрохоиды. Принимая эту кривую за основу, можем представить тело человека объёмной геометрической фигурой – фракталом, обладающей свойством самоподобия, то есть составленной из нескольких частей, каждая из которых подобна всей эпитрохоиде целиком. В этом случае имеет место вертикальная симметрия, а практически в любом поперечном сечении тела получим кривую – ту самую эпитрохоиду (улитку Паскаля), что позволяет представлять, и тело, и присущее ему биологическое поле[5], объёмной фигурой.
Принимая устоявшееся представление сердца диполем, отметим наличие у него электромагнитной оси, имеющей свои полюса. Исходя из определения электрического диполя как системы из двух равных по величине, но противоположных по знаку точечных электрических зарядов, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, можем рассматривать и состояние электромагнитной составляющей человеческого тела в зависимости от изменения состояния зарядов его сердца. Сердце, возбуждаясь, создает в окружающих тканях и на поверхности тела поле, то есть ориентацию зарядов в этих тканях, которая соответствует ориентации зарядов сердечного суммарного диполя. В течение цикла возбуждения меняется ориентация диполя и электрического поля в целом. Большую часть времени процесса возбуждения суммарный диполь ориентирован влево и вниз – от отрицательного полюса к положительному. Потенциал в разных точках поверхности тела человека имеет разную величину, зависящую от расположения суммарного диполя сердца. Потенциал в какой-либо точке тела тем больше, чем ближе к оси диполя находятся линия, соединяющая эту точку с центром диполя, а точка – к его полюсу. Большую часть времени возбуждения сердца его электрическое поле ориентировано так, что верхняя правая половина туловища, правая рука, голова и шея имеют отрицательный потенциал, а нижняя левая половина туловища, обе ноги, левая рука – положительный. В течение цикла меняется ориентация электрического поля сердца и вместе с ним потенциалы на поверхности тела.
В эпитрохоиде важное место занимает собственно точка смены знака, в которой его значение равно нулю. Рассматривая объёмную, а не плоскую фигуру, отметим, что нулевая точка, представленная в поперечных сечениях тела, головы и шеи, образует сплошную линию, проходящую от кончика носа через межбровье, до копчика. Этот факт приводит к противоречию. Как известно, в математике нулю дано следующее определение: ноль (нуль, от лат. nullus – никакой) – число, от прибавления, а также вычитания, которого никакое число не меняется. Существуют и другие определения ноля, смысл которых сводится, либо к указанию на отсутствие чего бы то ни было, либо к определению начала отсчёта. Но самым главным следствием практически всех определений будет понимание точки равновесия между образующими одно целое противоположностями. Такое понимание ноля не даёт представления о полном отсутствии, либо пустоте. Напротив, этот ноль имеет размерность и является не только началом и концом, но и средоточием закона развития, пребывающем в состоянии покоя, что совпадает с основными аллегорическими характеристиками Творца.
Можем утверждать, что в основе практически всех религиозных учений лежит утверждение тождественности человека его Создателю. Рассматривая вариант богоподобного состояния человека, отметим, в первую очередь, совпадение электромагнитного полюса его сердца с областью макушки головы, называемой «венцом». В медицине Тибета венец объединяет двенадцать меридианов тела, по всей видимости, являющихся аналогом двенадцати апостолов Нового Завета. Именно в этом смысле в Библии приводится определение человека областью пересечения духа, то есть, биологического потенциала, или биологического поля, с телом[6], образующей тот самый венец, или корону. При этом, тело без духа представляет собой некоторую неопределённую форму праматерии, называемую прахом, а дух без тела – всего лишь бесплотная сила, в лучшем случае – ангел. В зависимости от направления проявления устремлений человека, иногда требующего внешнего воздействия[7], как начала жизненных процессов, формируется качественное состояние этой области. Качественное состояние, приобретаемое в результате следования религиозным нормам, характеризуют и венцом славы[8], и венцом терновым, как символом страдания[9].
Сведение размеров области венца к минимуму, в конечном итоге, даёт собственно точку северного полюса биоэнергетического объекта, являющегося не только средоточием закона его развития, но и местом концентрации некоторого потенциала. С одной стороны это будет выражение потенциала духа, или поля содержащее в себе условия перехода в состояние проявления в материальном мире, а с другой – выражение энергии тела, как объекта материального, являющее собой закон перехода в чистую энергию. При этих обстоятельствах уместно говорить о роли ноля, как не столько связующего звена, сколько месте отсутствия, как материи, так и энергии, некоторой области, обеспечивающей условия перехода одного в другое.
Представляя человека в виде материального тела и полевой структуры, связанных в одно целое областью перехода из одного в другое, определяющей не только динамику протекания поля через плоть, но и содержащей закон её развития, можем говорить о замкнутой физической системе, к которой применимы законы сохранения.
«Законы сохранения – фундаментальные физические законы, согласно которым при определённых условиях некоторые измеримые физические величины, характеризующие замкнутую физическую систему, не изменяются с течением времени.
Некоторые из законов сохранения выполняются всегда и при всех условиях или, во всяком случае, никогда не наблюдались процессы, противоречащие этим законам. Другие законы являются лишь приближёнными и выполняющимися при определённых условиях, как, например, закон сохранения чётности выполняется для сильного и электромагнитного взаимодействия, но нарушается в слабом взаимодействии»[10].
Применительно к человеку следует расширить некоторые научные представления, так как, в большинстве случаев, имеем дело не только со слабыми взаимодействиями, но и с относительно симметричной замкнутой системой, оцениваемых в достаточно узких границах доступного для исследования пространства. Расширенное представление позволит разрешить кажущиеся противоречия фундаментальным физическим законам, а также с иных позиций оценивать условия их нарушения.
Приобретаемое в ходе аскезы и духовных практик умение управлять нулём позволяет осуществлять контроль над равновесием духа и плоти, проявляющееся в корпускулярно-волновом дуализме, в котором, при смещении баланса в ту, или иную сторону, приобретаются зависимость и освобождение от большинства, если не всех, известных нам законов физики, присущих нашему миру.
При нарушении равновесия между духом и плотью можем говорить о сознании, находящемся во плоти, которым собственное биологическое поле воспринимается как источник света, и о сознании, пребывающем в духе, воспринимающем плоть, как тёмную массу[11], активно поглощающую устремляющийся в неё дух. В таком случае под жизнью человека будет пониматься период протекания духа через плоть по так называемому «дереву сефирот» – дереву «разумения доброго и худого», образованному, в отличие от «дерева жизни»[12], приобретёнными крайностями трёх из семи качеств человека, и, видимо, представленного в Новом Завете как «десятиградие»[13] человеческого тела, соединяемое «тридцатью двумя путями мудрости, проходящими через пятьдесят врат разума»[14]. А сам процесс протекания духа через плоть, как акт их взаимодействия, образно представлен в мифах и притчах совокуплением и производимыми порождениями, возникающими как продукт этого взаимодействия. В описываемом взаимодействии присутствует и конфликт, выраженный в замещении отца сыном. В этом описании сын представляет собой дух, как продукт перерождения плотью первичного биопотенциала, описываемого как муж плоти, являющийся в процессе их взаимодействия в форме непорочного зачатия. Таким образом, перерождённый плотью биопотенциал замещает прежний, что представлено в аллегорическом повествовании о сыне, убивающем отца и берущего в жёны свою овдовевшую мать. Важным следствием такого взгляда на природу жизни будет признание зависимости её продолжительности от качества управления динамикой протекания духа через плоть и его расходования на поддержание внешних, зачастую чуждых природе человека, процессов.
В приведённом понимании венца определение человека «венцом творения», точнее – «венцом тварной природы», предстаёт в ином свете и позволяет по-другому представлять описание процесса грехопадения, как не столько перемещения, а, скорее, расширения области пересечения материальной и духовной составляющих человека. Что в философском смысле открывает иное наполнение понятия перехода количества в качество: переход количества, или потенциала, как величины энергетической, в качество материального мира – материальный объект с его кинетической энергией. А главное – показывает обратимость перехода. Такое прочтение понятий не просто придаёт наукообразие религиозным доктринам, но и позволяет говорить об их глубокой научности, скрытой в образах, притчах и аллегориях, предоставляющих во все времена широкое поле для эвристических исследований пытливым умам, обеспечивая тем самым непреходящую ценность религиозных книг.
Предлагаемая религиозными школами практика «соблюдения венца»[15], сводящаяся, к медитации, или концентрации внимания, прежде всего на области макушки головы, приводит к проявлению тех самых чудес, которыми изобилуют не только религиозно-мистические тексты, но и сказки разных народов.
Христианство акцентирует внимание на процессе единения уже сформированного биоэнергетического комплекса с внешним потоком духовной энергии, а его способность к восприятию обусловлена доступностью для внешнего полевого воздействия точки ноля рассмотренной выше эпитрохоиды. Особое внимание в религиозной концепции уделено отделению внешнего потока духовной энергии от потоков, возникающих в результате конвекции совокупного биологического поля, производимого жизнедеятельностью человеческого сообщества и других биологических объектов. Это биополе известно под эпитетом Князь Мира Сего, а участие человека в процессе конвекции производит круговорот сознания, как феномен реинкарнации или метемпсихоза[16].
Такое понимание природы человека позволяет ввести в оборот определение ноля как «волевого фактора», являющегося причиной проявления любых материальных, либо энергетических объектов. При этом, в зависимости от вида содержащегося в нём закона развития, получим проявление всего разнообразия окружающего нас мира, выстроенного по периодическому закону устойчивых состояний энергии, частным случаем которого будет Периодический закон, предложенный Д. И. Менделеевым. При таком подходе Солнце нашего мира и будет представлять собой область венца, содержащую в себе весь потенциал энергии, протекающей в освещаемое им пространство, а динамика протекания будет выражена в законе движения планет солнечной системы. С другой стороны Солнце должно представлять собой «чёрную дыру», масса которой равна, как минимум, массе солнечной системы, включая все объекты, в том числе и с чрезвычайно большими периодами обращения.
Главной особенностью мировоззрения, сформированного при таком понимании природы вещей, является устранение противоречий, порождаемых только материалистической философией, и предполагает корпускулярно-волновой дуализм, как нормальное состояние любых объектов нашего мира с их, как минимум, двойственной, дуалистической природой, существование которых невозможно без влияния третьей, устанавливающей закон их развития, силы. А основной закон соотношения двух частей может быть представлен, согласно формуле А. Эйнштейна, как равенство потенциала излучаемой энергии массе материального потребителя умноженной на квадрат скорости протекания энергии через область их взаимодействия, или излучения. В таком случае, спектр излучения, равно как и скорость протекания энергии, представляющая собой скорость света в данной системе, зависят от способности потребителя вместить, и будут меняться по мере наполнения. По завершении наполнения процесс должен прекратиться, а потенциал уравняться. При отсутствии расходования массы потребителя, либо преобразования её в энергию, возвращаемую к источнику, система прекратит своё существование до проявления нового воздействия какого-либо волевого фактора. В Библии этот процесс представлен следующим описанием: «И обратится век в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде [по другим – в прежних концах], так что не останется никого»[17].
Такое понимание позволяет рассматривать скачкообразный переход из одного устойчивого состояния энергии в другое, при котором величина скачка определяется объёмом, или «порцией» поглощённой, либо выделенной энергии, что раскрывает причину резкого качественного изменения объектов любой системы. В частности, революционного развития не только нашего мира, но и видимой нами Вселенной, при кажущемся плавном количественном изменении параметров, от которых они зависят[18].
Для упрощения устранения противоречий между наукой и религией необходимо снять существующие в науке умолчания о сущности материи, изменив сам подход к описанию мира. По нашему мнению, для его понимания, следует рассматривать проявление бытия в виде некоторого континуума, представляющего собой одно непрерывное и неразрывное во времени и пространстве целое, как общее состояние энергии, с вкраплёнными в него точками «сгущений» или максимумов, а именно – материальных объектов, в частности – отдельных людей с их индивидуальными биологическими полями. Эти сгущения в большинстве случаев представляют собой область смешивания различных спектральных слоёв по закону, который существовал на момент возникновения данного сгущения, получающему временную автономность в качестве волевого фактора, устремлённого к обособлению, или индивидуальности, представляющей собой некоторое «событие», описываемое существующей системой координат. Собственно устремление, присущее волевому фактору, и определяет его направленность, ведущую к реализации тех, или иных индивидуальных качеств. А приобретение индивидуальности позволяет и способствует проникновению этого волевого фактора в более плотные слои энергии уже как самостоятельного объекта, утрачивающего единство и осознание связи с породившим его началом, но сохраняющим все его качества. В зависимости от степени организации возникающего субъекта осуществляется и способ его проявления. Высшей формой в этом процессе является человек, представляющий собой область пересечения и взаимодействия минерального, животного и энергетического, сконцентрированных в строго определённой области, получившей название «венца», или «короны», определяемой как северный полюс тела. В зависимости от устремлений человека, имеющего достаточную степень автономности, возможны разнообразные варианты его развития, приводящие, в первую очередь, к формированию семи оптических центров, или фокусов, производимых его головным мозгом, как «призмой сознания», и разделению части из них на крайние противоположности, как, например, доброе и худое, в их библейском представлении. При этом возможно отклонение полярных осей каждого из центров от вертикали. Такое отклонение приводит к выделению соответствующих полюсов каждого из семи центров, в зависимости от степени разделения и концентрации внимания, вплоть до полного перемещения «венца», как такового, в любую область тела, а также его разделения с возникновением в прежнем объекте нескольких субъектов и последующим их обособлением. В этом случае возможны различные метаморфозы, позволяющие реализовать скрытые в нормальном состоянии свойства и качества, такие, как слияние с другими объектами, приобретение невидимости, либо материализация в ином облике – человеческом, или животном, а также и минеральном, вплоть до разделения на несколько взаимосвязанных, либо взаимодействующих комплиментарных объектов. При утрате человеком контроля над общим состоянием, возможно внедрение инородных самодостаточных бесплотных объектов, нуждающихся в источнике энергии для обеспечения своего существования, что производит конфликт, проявляющийся в изменении поведенческих реакций и патологиях разного рода.
В существующей религиозной традиции представления двойственной природы материальных объектов производится их классификация по признаку излучения, либо поглощения энергии. Такое разделение представлено в понимании активного и пассивного начал, как мужского и женского. В человеке рассматривают две составляющие – дух и плоть, являющиеся неразрывным целым, в образе первичной супружеской пары, где духовная составляющая и есть муж, а плоть – жена. Соответствующие им качества определены следующим: «дух бодр, плоть же немощна»[19].
Для описания природы вещей в религиозных доктринах применён метод аналогии, а потому особое место занимает вопрос о разделении людей на мужчин и женщин, о природе самого различия и основных его признаках. В основе такого подхода лежит эвристический метод, позволяющий как постичь принцип взаимодействия двух противоположностей на повседневном примере, так и, при необходимости, расширить это понимание, применяя его к любому объекту, или процессу.
Очевидно, что в текстах Библии основное внимание уделено мужчине, как преемнику Создателя, исходя из того, что «Бог есть дух»[20], а совпадение венца и северного полюса тела, указывают направление протекания биопотенциала сверху вниз – от севера к югу. Именно в таком случае между изливаемым свыше Духом и духовными процессами в теле человека не возникает конфликта, проявляющегося в их противопоставлении и противостоянии. Для обеспечения возможности продолжения биологической жизни мужчине требуется его комплиментарная противоположность, основным проявлением которой должно быть и противоположное протекание биопотенциала. Такую, дополняющую до целого, «половину» представляет собой женщина, на что в Библии указывает уточнение: «мужчиной и женщиной сотворил их»[21], где союз «и» противопоставляет одно другому. А наличие этой противоположности, как одного из обязательных условий, не позволяют говорить о возможности формирования у женщины венца, вместо которого следует рассматривать области восприятия. Источником духовной составляющей женщины является тело, привносящее изменения в поглощаемый извне Дух, определяемые его физиологическим состоянием в данный момент времени. Исходящий, преимущественно из области головы[22], потенциал, представляет полную информацию для возможного партнёра, обеспечивая, таким образом, как возбуждение желаний, так и соблюдение максимальной комплиментарности, обуславливая правила отбора по целому ряду признаков в рамках культурно-видовой традиции по принципу донор-акцептор. Такие качественные отличия женщины обеспечивают низкую избирательность, как выбора источника биопотенциала, так и количества и качества этих источников, что предопределяет род её деятельности, особенности одежды и место в религиозной и общественной жизни.
Партнёры в брачном союзе становятся участниками процесса протекания биоэнергетического потенциала от мужчины к женщине. В идеальном случае мужчина воспринимает приходящий свыше духовный потенциал и передаёт его опосредованно, через собственное тело, женщине, получая его в изменённом её телом виде, как отклик, параметры которого и определяют качества отношений. Достаточностью получаемого женщиной потенциала и направленностью отклика определяется возникающее биологическое поле, определяющее динамику развития конкретного союза, его замкнутость, самодостаточность, или открытость, и зависимость от внешних влияний. При этом задаётся некоторая область закона развития семьи, как ячейки общества, определяющего основные её функции. Подобный закон образуется и регламентирует развитие любых сообществ, формирующихся по комплиментарному, или иным признакам. А устойчивость, как и способность к выживанию того, или иного сообщества, определяется степенью соответствия закона развития данного образования закону развития, как минимум, Солнечной системы.
Для управления рассмотренными процессами наиболее подходят предлагаемые религиозными доктринами технологии, а полнота их соответствия современной научной теории, наряду с возможностью объяснения в её терминах и понятиях, определит истинность религиозного учения. Религиозные мифы и легенды этих религиозных школ представляют описание физических процессов, действующие лица которых, в отличие от символов, применяемых в математическом представлении законов, являются персонификацией действующих сил. А сами законы физики, например, применяемые к описанию отношений в обществе, представляются как перечень морально-этических норм, запретов и правил.
Таким образом, любой материальный объект представляет собой проявление волевого фактора, устанавливающего его индивидуальную природу, свойства и качества. А взаимодействие проявленных объектов обуславливается направленностью, или устремлением волевого фактора и определяется их способностью к участию в процессах протекания духовного потенциала и управления ими, что проявляется в доставлении удовольствия и получении удовлетворения. Устремление на взаимодействие ведёт к подчинению воли других объектов, приобретению не свойственных им изначально качеств и свойств, а также к нарушению протекания собственного потенциала через тело проявленного субъекта и расходованию энергии тела на участие во взаимодействии, вплоть до полного самоуничтожения, либо существования за счёт её получения от других. В противном случае, направленность волевого фактора на самосохранение[23] приводит к высокой степени автономности, при которой тело становится обновляемым инструментом выделения, распределения и утилизации разного вида энергии, а также реализации жизненных функций. Достижение определённого уровня независимости от окружающего мира и разрыв существующих с ним связей, позволяет отказаться от окружающих, являющихся привычными, либо традиционными, источников энергии, с полным её замещением энергиями, излучаемыми более высокоорганизованными системами. При этом сам субъект становится источником получаемой энергии, её ретранслятором во внешний мир. Организация сообщества на основе такого подхода приводит к установлению общего закона его развития[24], содержащегося в религиозной доктрине, и способствует приобретению подобных свойств его всеми участниками.
Принимая такую оценку, мы должны признать Библию, Коран и Махабхарату научными трактатами, а их глубокому и всестороннему параллельному исследованию, включая сопутствующие тексты, должно быть уделено достойное внимание.
[1] Огола, та, что имеет свой собственный Храм (шатер); Оголива, та, в которой Мой (т. е. божий) Храм (шатер). Иез. 23
[2] Климент Александрийский. Строматы/Перевод с древнегреческого и комментарии Е. В. Афонасина. в 3-х томах//Изд-во Олега Абышко, С-Пб., 2003 г. С. 18.
[3] Иоан. 1:18
[4] Быт. 9:4
[5] Понятие биологическое, или морфогенетическое поле (morphogenetic field), можно признать научным термином, введённым профессором Гурвичем. А. Г. Гурвич/«Теория биологического поля»//Москва: «Советская Наука», 1944 г.
[6] 3 Ездр. 6:8; 3 Ездр. 6:8
[7] Матф. 3:13-16
[8] Прит. 16:31; Иер. 13:18; 1Пет. 5:4
[9] Мар. 15:17
[10] В. П. Визгин/Развитие взаимосвязи принципов инвариантности с законами сохранения в классической физике.//М.: Наука, 1972. 240 с.
[11] Лук. 11:35, 36; Иоан. 1:5 и далее
[12] Быт. 2:9
[13] Мат. 4:25; Map . 5:20; 7: 31 (ср. Авгиевы конюшни)
[14] Папюс, Каббала/С-Пб. «Андреев и сыновья», 1992г. С. 159, 162
[15] Откр. 3:11
[16] Откр. 21:8
[17] 3 Ездр. 7:30
[18] См. Теория катастроф
[19] Матф. 26:41; Мар. 14:38
[20] Иоан.4:24
[21] Быт. 1:27
[22] Ср. Змееволосые чудовища, дочери морского божества Форкия (Форкиса) и его сестры Кето – Горгоны (др.-греч. ;;;;;, ;;;;;;, вероятно от ;;;;;; – грозный, ужасный) – персонажи древнегреческой мифологии. По другой версии, горгоны были дочерьми Тифона и Ехидны. Самая известная из них и единственная смертная из трёх чудовищных сестёр – Медуза (др.-греч. ;;;;;;; – «повелительница», «стражница»).
[23] Откр.3:11
[24] Ис.26:17-18
Свидетельство о публикации №225052300669