Черкасы, кто они?

Еще одна версия предшествинников казачества.
Привожу статью.

Виолетта МАКАРОВА, кандидат филологических наук.

Первое упоминание о казаках-черкасах относится к XVI веку. Тогда ими называли как донских, так и запорожских казаков, однако впоследствии термин закрепился за запорожцами. В 1656 году стольник И. И. Чемоданов упоминал запорожских черкасов в списках вместе с донскими, терскими и яицкими казаками.

Русские историки часто приписывали черкасам и их названию более древнее происхождение. По мнению Н. М. Карамзина, это были торки и берендеи — народы русских летописей, которые некогда кочевали южнорусских степях. Летописи называли их черными клобуками, а связи их с русскими князьями носили ваcсальный характер: князья использовали их для поддержки в междоусобиях и главным образом для охраны границ, особенно от половцев, поскольку их тактика боя и вооружение были схожи. В некоторых летописях встречаются записи вроде: «черные клобуки, еже зовутся черкасы», указывая на схожесть их образа жизни с казачьим укладом. Эти сообщества обладали автономией и самоуправлением. Всё это создаёт соблазн считать их предтечами казачества, однако…

Есть важное «но». По всей видимости, черные клобуки были уничтожены в XIII веке во время монголо-татарского нашествия, а их остатки смешались с славянским населением и были ассимилированы.

Что касается адыгов (адигов), которых в русских летописях называли касогами или зихами, а в Российской империи — черкесами, то их связи с черкасами установить труднее.

Как связаны черкасы и черкесы?

На Украине существует город Черкассы, появление которого датируют второй половиной XIV века. В 1352 году литовский князь Гедимин, захватив в Крыму Перекоп и Кафу, привёз туда черкесов с их княгиней, поселил их на реке Снипорид (притоке Сулы) и основан город Черкассы.

Это поселение располагалось на территории Киевского княжества. Правили им литовские князья Глинские, которые перешли в православие. Согласно одной версии, они происходили из Орды, от Мамаева. Князь Богдан Глинский, который в конце XV века служил воеводой в Черкассах, даже считал себя потомком Чингисхана! Причём современники чаще называли его Мамаем — Богданом Федоровичем Мамай или Глинским-Мамай. В XV веке здесь в основном проживали мусульмане. Из Черкасс происходила Елена Глинская, мать царя Ивана IV Грозного.
Современный историк С. Х. Хотко пришёл к выводу, что в XIII–XIV веках произошла массовая миграция черкасов адыгского происхождения в эти регионы, в результате чего значительная территория вдоль Днепра — вплоть до острова Хортица и до конца Днепровских порогов — получила название Черкасия. О том, что народ адыго-абхазской группы назывался черкасами, сообщают различные авторы, в том числе Сигизмунд фон Герберштейн. Кстати, вторая жена царя Ивана Грозного, Мария Темрюковна, была уроженкой пятигорских черкасов.

У Герберштейна также встречается упоминание, что их называли ещё chiki — чики (возможно, связано с городом Чигирин в Черкасской области Украины). Ещё интересно, что хоперских казаков иногда называли чихами или чигами — что снова отсылает нас к донским казакам. Примечательно, что жители Хопра известны уже в XIV веке под именем казаков, и этнографы подчёркивают значительные субэтнические различия хоперцев от донцов, сохранившиеся вплоть до начала XX века.

Так кто же были черкасы — запорожские казаки или горцы-адыги? И как понять, о ком именно идёт речь в источниках?

Источники сами проводят различия, называя последних пятигорскими или кабардинскими черкасами/черкесами. При этом образ жизни кавказцев во многом напоминает казачий: они также не признавали внешнего подчинения, а в качестве защиты использовали горы. Примечание Герберштейна о пиратской деятельности черкесов, которые спускались по горным рекам в море и грабили всех подряд, особенно купцов, плывущих из Кафы (Феодосии) в Константинополь, вызывает у нас ассоциации с быстрыми запорожскими лодками — чайками.
Русские историки традиционно не ставили под сомнение связь черкасов с черкесами. Так, В. Н. Татищев утверждал, что первые казаки были «збродом из горских черкес». По данным, которые он обнаружил в летописях, в XIV веке (во времена Орды) черкасы появились в районе Курска, жили разбоями и воровством, а их покровителями были ханские баскаки. Позднее они переселились на Днепр и, усмотрев беззаконие польской власти, превратили всю Малую Русь в казачество, избрав гетмана или отомана, при этом все стали называться черкасами. Военный инженер и историк А. И. Ригельман, изучавший старинные карты, также писал, что название «черкасами» связано с пришедшими из Кабарды черкесами.

Важно уточнить, что «черкасы» — это не этноним, а экзоним, то есть название, данным им другими народами или официальными источниками.

Существуют попытки доказать, что происхождение не только запорожских казаков, но и украинцев в целом связано с касогами-черкесами. Археолог и писатель XIX века из Малороссии А. А. Гатцук утверждал, что такие города, как Канев, Черкассы и Чигирин, были основаны касогами, которые населяли обе стороны Днепра южнее Киева. Касоги жили рядом со славянами, «защищая себя и их», и вместе с ними образовали так называемое малороссийское племя. По мнению Гатцука, украинцы унаследовали от касогов тонкие черты лица, темный цвет волос и глаз, а также ненависть к холопству (последнее было скорее политической характеристикой).

В русских летописях часто упоминаются ясы и касоги. Ясы — это потомки аланов и предки осетин, а касоги — предки черкесов. С этими народами князья Тмутаракань вынужденно взаимодействовали как в мирных, так и в военных делах; летописи указывают на их расселение в районе Кубани. При этом ясы называли касогов касахами — что фонетически близко к слову «казаки».

Самым дальновидным в этом вопросе был В. Н. Татищев, который перенёс переселение черкасов на Днепр во времена князя Святослава, то есть в X век. Известно, что в 965 году Святослав Игоревич разгромил Хазарский каганат, а также ясов и касогов. Используя «Иоакимивскую летопись», Татищев писал в своей «Истории Российской», что Святослав «победил ясов и косогов, многих привёл в Киев для поселения, а их города разрушил». Однако «Иоакимивская летопись» сохранилась лишь в списках самого Татищева и, по его словам, была переписана из трёх тетрадей некоего сборника начала XVIII века, поэтому её достоверность вызывает сомнения.

Тем не менее участие черкесов в формировании казачества признаётся, и сами казаки, по всей видимости, знали об этом. Например, историки часто приводят эпизод с послами Михаила Фёдоровича Романова в Стамбул, которых на обратном пути захватили и удерживали запорожские казаки в тюрьме. Причиной стали требования выкупа за действия донских казаков — донцы недавно разгромили таманских черкесов и взяли в плен сына таманского наместника (представителя черкесов). Поведение запорожцев объясняют как акт мести за «своих» черкесов.

Однако участие черкасского фактора в происхождении украинского народа не только подвергается сомнению, но и полностью опровергается современными генетическими исследованиями. Они показывают, что украинцы генетически близки к южным славянам, а также белорусам и русским.


Рецензии