День славянской письменности и культуры
В пресловутом 1913 году 73% населения нашей страны не умело читать и писать. Таким образом, подавляющее большинство жителей дореволюционной России было попросту отделено от многих достижений науки и культуры.
Направленная на ликвидацию безграмотности, политика советской власти обусловила то, что к 1939 году, доля неграмотного населения нашей страны сократилась до 13%.
Массовое народное просвещение позволяло не только развивать экономику и повышать обороноспособность СССР, но и решать основную задачу - формировать нового, наделенного высокими духовными потребностями, человека – строителя коммунизма.
В нашей стране интенсивно развивалась сеть публичных библиотек. К 1939 году, в СССР насчитывалось около 250 тысяч подобных учреждений культуры с суммарным книжным фондом свыше 400 млн. томов.
Кроме этого, проводилась широкая всесторонняя пропаганда чтения как неотъемлемой части нового образа жизни.
Реализация данных мер позволила впервые в отечественной истории воспитать несколько, приобщенных к чтению, как к органичной части общей культуры, поколений.
К концу 1980-х годов, в СССР насчитывалось свыше 320 тыс. публичных библиотек с совокупным фондом свыше 6 млрд. томов.
Суммарный тираж, изданных в 1913 году в России, книг составил 103 млн. экз. За годы существования СССР, в нем было издано 3.4 млн. различных книг и брошюр общим тиражом более 57 млрд. экз.
В 1950 году в СССР был продан миллионный, а двадцатью годами позже – двадцатипятимиллионный телевизор. По некоторым данным, к 1975 году наши соотечественники ежедневно тратили на просмотр телепередач около трех часов. Таким образом, в лице телевиденья чтение обретало серьезного конкурента.
В 1957 году в СССР был продан первый телевизор с пультом дистанционного управления. Тем самым, возник, культивирующий информационный невротизм и разрушающий привычку к длительным интеллектуальным усилиям, механизм быстрого выбора потребляемого телеконтента.
Эффективной мерой нивелирования подобных тенденций было ограничение времени телевещания.
После развала СССР, вся мощь государственной пропаганды была брошена на дискредитацию советского образа жизнь и оголтелого насаждения ценностей общества потребления, главной из которых является отнюдь не всестороннее саморазвитие, а способность заполучить в свое распоряжение максимально возможную долю материальных благ.
Пожалуй, не осталось значимой личности, общественного института, или социального явления советского периода, не подведшегося очернению.
Таким образом, оставленное без авторитетов и моральных принципов, молодое поколение было переориентировано с созидания и саморазвития на достижение приземленных целей: материального обогащения и всевозможных удовольствий. Сама способность молодых людей к мало-мальскому усилию над собой (а стало быть, и к серьезному чтению) оказалась под большим вопросом.
Более того, литература и издательство были всецело отданы на откуп частному бизнесу, что повлекло частичную маргинализацию писательского труда и утрату читательского интереса.
Ослабление государственного контроля качества учебных пособий обернулось выходом множества учебников, содержащих ошибки, или вовсе некорректные факты.
Так, в учебнике Т. В. Шкляровой по русскому языку для второго класса были замечены следующие ошибки:
«Повторение изученного в 1-ом (1-м) классе», «Выпиши слова с ь-м (с мягким знаком), пример транскрипции: яйцо [йэцо], «Синонимы – это близкие по значению, но различные по звучанию слова. Например, «добрый» и «злой».
Не лучше обстояли дела с учебниками по математике. Вот, пример задачи.
Шахматный набор стоил 1200 руб., а потом стал стоить 1020 руб. На сколько процентов была снижена цена на футболку (причем здесь футболка?) ?
Стоит ли говорить о том, что подобное качество школьных учебников свидетельствовало о том, что обеспечение качественного образования и воспитания подрастающего поколения не входило в круг приоритетных задач для тогдашней России.
В 1992 году в нашей стране было издано 1.3 млрд. экземпляров книг, а к 1995 году, значение данного показателя едва превысило 300 млн. экземпляров. Более того, среди наиболее издаваемых оказывались авторы, работающие в «легких» жанрах.
Во второй половине 1990-х годов широкое распространение Интернета стало
очередным серьезным конкурентом процессу вдумчивого чтения. Сегодня Интернет-серфинг ежедневно занимает у наших соотечественников в среднем 4.5 часа, тем самым не оставляя времени для чтения.
Подарив возможность быстрого доступа к колоссальным массивам оперативной информации, развитие Всемирной Паутины упразднило необходимость «выжимать» все возможное из ограниченного круга доступных текстов. Более того, четкость изображения на экране монитора уступает аналогичному показателю бумажной книги, что также не способствует длительной работе с текстом.
Кроме того, распространенные в Сети, чаты и форумы, стали не только новыми площадками для общения, но и средой формирования крайне - упрощенного, порой, нарочито бросающего вызов нормам грамматики, жаргонного диалекта.
Существуя в замкнутой среде, подобное явление – вполне естественно и безопасно. Но, неконтролируемо переливаясь с Интернет – площадок в обыденную устную и письменную речь, ведет к деградации языковых навыков населения.
С появлением высокоскоростного Интернета, видео стало доминирующей частью потребляемого контента. Возможность моментального выбора просматриваемого материала, сформировала неспособность долго задерживать внимание на одном – видеофрагменте.
Все вышеперечисленное сформировало у подрастающего поколения пресловутое клиповое мышление - неспособность в течение долгого времени удерживать внимание на одном предмете, в том числе, на нетривиальном тексте.
Более того, широчайшая доступность Интернета и колоссальный прогресс поисковых систем породили иллюзию невостребованности, подразумевающего анализ и запоминание множества фактов, классического образования.
Результатом этого стало очевидное снижение общей эрудированности российской молодежи.
Всемирная Сеть (например, youtube-канал «Vekshito») изобилует видеозаписями опросов, ярко свидетельствующими о том, что даже удовлетворительное владение школьной программой – редкость среди отечественной молодежи.
Введение 2001 году пресловутого ЕГЭ, в числе прочего, привело к тому, что написание сочинений было исключено из программы выпускных испытаний для школьников.
Замена написания сочинений на сдачу ЕГЭ и прочих, подразумевающих выбор одного из нескольких ответов, тестов во многом привела к формированию, неспособной корректно излагать собственные мысли, прослойки молодых людей.
Сегодня работодатели нередко сетуют на то, что вчерашние студенты не в силах подготовить даже небольшой текст.
Для противодействия данным тенденциям, в 2014 году была восстановлена практика написания школьных сочинений.
Резюмируя, можно отметить, что любой язык и литература не являются статичными культурными явлениями, но неизбежно эволюционируют в русле доминирующих социальных процессов.
Тем не менее, необходима государственная политика, направленная на ознакомление представителей подрастающих поколений с основами родного языка и литературы, формирование по-настоящему культурного человека.
Свидетельство о публикации №225052300849