Быть настоящим человеком. Глава1
После закона о переселении и освоении новых земель на Дальнем Востоке в конце 1800-х годов со всех регионов России, Белоруссии, Украины потянулись караваны переселенцев. Тяжелые телеги, груженные скарбом, домашней утварью и надеждами на лучшую жизнь, медленно двигались по пыльным дорогам, прокладывая свой путь к неизведанному. В глазах переселенцев читалась смесь страха перед неизвестностью и жгучего желания обрести свою землю, построить свой дом, вырастить своих детей в достатке и благополучии.
Правительство обещало щедрые льготы: земельные наделы, освобождение от налогов на несколько лет, помощь в строительстве. Но мало кто понимал, какие испытания их ждут впереди. Дикий, суровый край, нетронутая тайга, непроходимые болота, холодные зимы и короткое лето – все это встречало переселенцев как неприветливый страж.
Однако, несмотря на все трудности, люди не сдавались. Они валили лес, корчевали пни, строили дома, распахивали землю. Совместными усилиями, с потом и кровью, они превращали дикую землю в плодородные поля и цветущие сады. Образовывались села и деревни, появлялись школы и церкви, налаживалась жизнь.
Их труд, их упорство, их вера в будущее сделали Дальний Восток таким, каким мы знаем его сегодня. Они оставили после себя не только обработанные земли и крепкие дома, но и бесценное наследие – дух первопроходцев, готовность к трудностям и веру в свои силы. Этот дух передается из поколения в поколение и по сей день живет в сердцах дальневосточников.
Величественная Благовещенская, Вознесенская церковь своим белоснежным фасадом устремленная в амурское небо, стала местом, где маленький Петр Худяков, рождённый 3 февраля 1902 года, обрел духовных родителей и имя. Священник Александр Новокшенов с отеческой теплотой во взоре совершал обряд крещения, а псаломщик Иоанн Шерстенников усердно вторил ему. В этот торжественный день 10 февраля 1902 года в храме ощущалась особая благодать, словно сама земля амурская благословляла нового жителя.
Для Прокопия и Варвары Худяковых, прибывших издалека, этот день был исполнен надежды и веры в светлое будущее. Позади осталась родная Томская губерния с ее знакомыми полями и лесами, а впереди простиралась новая жизнь, полная возможностей и трудностей. Прокопий, умелый пильщик, прибыл на Амур в поисках лучшей доли, уверенный, что его мастерство будет востребовано в этих краях, где строительство разворачивалось с небывалым размахом.
Крестными родителями Петра стали уважаемые люди, земляки, разделившие с Худяковыми тяготы переселения. Корнилий Трофимович Шышель, Благовещенский мещанин, олицетворял собой успешную адаптацию к новой жизни, а Евдокия Игнатьевна Чебрикова, жена крестьянина из Ново-Подзорного, служила символом связи с родными корнями и традициями.
После крещения радостные родители и крестные отправились домой, в свой скромный, но уютный дом. Впереди их ждали годы труда и забот, но вера в Бога и надежда на лучшее помогали им преодолевать любые трудности. Маленький Петр, крещенный в Вознесенской церкви, стал частью истории Амурского края, символом новой жизни, рожденной на Дальневосточной земле.
В 1907 году Прокопий Худяков устраивается на золотые прииски к золотопромышленнику Ларину. С 1909 года он уходит в распиловщики леса для железной дороги, где поработал до 1914 года. Этот период жизни, казалось бы, далёкий от героических подвигов и революционных свершений, закалил его характер, научил выживать в суровых условиях и ценить тяжелый труд. Именно здесь, в глуши сибирских лесов, Худяков познал цену человеческой солидарности, взаимовыручки и товарищества.
Работа на приисках Ларина, несомненно, оставила глубокий след в его памяти. Жесткая эксплуатация, тяжелые условия труда, произвол управляющих – всё это порождало недовольство и протест в среде рабочих. Именно по этой причине в 1909 году Прокопий возвращается к работе по своей специальности в качестве распиловщика леса. Это тяжелый физический труд, постоянная опасность травм, жизнь вдали от цивилизации – всё это требовало недюжинной силы воли и выносливости.
Революция принесла с собой не только перемены в политике, но и новые возможности для таких умелых рабочих, как Прокопий и его подросший сын Петр.
Железная дорога, жизненно важная артерия для молодой республики, требовала бесчисленного количества шпал, и труд пильщиков был оценен по достоинству. Прокопий, с его опытом и знаниями, стал бригадиром, ответственным за поставку качественных шпал в срок. Петр, возмужавший и набравшийся опыта, был его правой рукой, надежным и исполнительным.
Работа была тяжелой, требовала выносливости и мастерства. Зимой в лютый мороз руки коченели, а летом в жару пот заливал глаза. Но они не жаловались. Они знали, что их труд важен, что они вносят свой вклад в строительство новой страны. К тому же, платили хорошо, что позволяло семье Худяковых не бедствовать.
Прокопий гордился сыном, видел в нем свое продолжение, продолжателя семейного дела. Петр, в свою очередь, чтил отца, перенимал его опыт и мудрость. Так, поколение за поколением, передавалось мастерство, любовь к труду и преданность своему делу.
В начале 20-х годов, когда страна начала восстанавливаться после разрухи, Прокопий решил вернуться к своему ремеслу — строительству домов. Он увидел, что люди нуждаются в жилье, и его умение строить крепкие и надежные дома было востребовано. Петр, к тому времени уже вполне сложившийся мастер, стал его верным помощником.
На заре становления советской власти, когда страна еще не оправилась от кровопролитных ран Гражданской войны, жизнь простого крестьянина была полна лишений и опасностей.
В 1920 году Прокопий Худяков, движимый мечтой о собственном хозяйстве и мирной жизни, вместе со своей женой Варварой принял решение круто изменить свою судьбу. Получив земельный участок, они переехали в живописное место – Малую Иргень, расположенную неподалеку от села Рогачевка, в Амурской области.
Здесь, на плодородных землях Приамурья, они надеялись обрести долгожданный покой и благополучие. Тяжелый крестьянский труд от зари до зари, возделывание земли, забота о скоте – все это вселяло надежду на светлое будущее. Однако мирная жизнь оказалась недолгой.
В то смутное время, когда закон и порядок еще не укрепились в полной мере, по просторам Амурской области рыскали бандитские формирования, сеявшие хаос и террор среди мирного населения. Эти банды, состоявшие из дезертиров, уголовников и просто озлобленных людей, грабили и убивали без разбора, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей.
Именно от их рук трагически оборвалась жизнь Прокопия и Варвары Худяковых. В ночь с 6 на 7 июля 1922 года они стали жертвами жестокого нападения бандитов. Вооруженные до зубов, преступники ворвались в их дом, не оставив супругам ни единого шанса на спасение. Их жизнь оборвалась внезапно и жестоко, оставив после себя лишь скорбь и боль.
Читая документы, я вспоминаю, как ловко мой дед и отец строили бревенчатые избы, знали все тонкости работы с деревом и как они передавали свои знания мне.
Но тогда мне было и неведомо, что мой прадед был образованным, профессиональным плотником и столяром, и с детства прививал эти навыки своему сыну Петру – моему деду, а тот моему отцу, ну и, естественно, отец передал свои знания мне, а я по возможности передаю их своему сыну и внуку.
Эта преемственность, эта невидимая нить, связывающая поколения, ощущается особенно остро, когда берешь в руки рубанок или стамеску. В запахе свежей стружки, в шероховатости необработанного дерева слышится эхо голосов предков, передающих свой опыт сквозь время. Каждое движение, каждое прикосновение к дереву становится своего рода ритуалом, посвящением в тайны мастерства.
И дело не только в умении ровно отпилить доску или идеально подогнать угол. Речь идет о гораздо большем – о понимании природы материала, о чувстве его души. Дерево, как живой организм, дышит, меняется, реагирует на прикосновения. И только тот, кто относится к нему с уважением и любовью, может раскрыть его потенциал, превратить бесформенный кусок древесины в произведение искусства.
Теперь, когда я сам учу своего сына и внука, я вижу в их глазах тот же самый огонь, что когда-то горел в моих. И я понимаю, что традиция жива, что связь поколений не прервется. Пока есть руки, способные держать инструмент, пока есть сердца, открытые для красоты дерева, ремесло будет жить и передаваться из поколения в поколение. И это самое главное.
Свидетельство о публикации №225052300878