Карельский Клодт Моне Альберт Четвериков 1930 2022

«КАРЕЛЬСКИЙ КЛОДТ МОНЕ» ~
Альберт Агафонович Четвериков \ 1930 — 2022 \



01 \ 11
Никто не виноват, и делать ничего не надо

Казалось бы, Россия очень давно ждала своего такого "Моне", очень устали все от мук этих, никогда (в веках) так и не отпускающих нас «Вечных вопросов»: „Кто виноват?“ и „Что делать?“ Хотелось не погружаться в эти трагедии, что бушуют посередь нас и в нашей Стране по сейчас....
Вот оттого и — огромный успех у живописи Альберта Агафоновича Четверикова!
Но, думается, надо вглядеться в этого Художника попристальнее как-то, чем то, что и как излагается обычно о нём в релизах. В них, как правило, одно и то же, иногда повторённое слово в слово, а иногда с вариациями.
Что пишут? — ...И чтобы создать что-то дельное самому надо б зачесть то, что было до... С чем согласен, (а) с чем нет! — ?
— Скудные, ничего, по сути, не говорящие, как всегда, факты сухой биографии, плавно перекочёвывающие из заметки в другую. Тексты, иногда частенько, "нога в ногу", дружным `строем` \ `хором` повторяют друг друга; они даже не срисованы, а ‘’в наглую‘’ 'калькированы' (что, самим-то нечего ни написать, ни подумать?); вот сейчас увидите это, сопоставив их все рядом вместе. Но мы, пока ещё, за неимением широко полной картины всего материала, не можем их мерою не 'обогатиться', ни их `отцветить` своими, мыслью и словом! Приведём же, что знаем и выставлено всем напоказ. Вот это так кратенько. Извлечём же хоть что-то возможное из всего понаписанного за мелькавшие десятки лет; а ведь Четвериков прожил 92!


02 \ 11
Кратенько: биография (чисто формально, по документам)

Альберт Агафонович Четвериков родился 2 октября 1930 в деревне Беляницы, что в одном километра под Иваново. В 1951 закончил "Живописное отделение" (?) "Ивановского художественного училища имени М.И. Малютина" (современное название). С 1959 Художник начинает участвовать в отечественных выставках разного уровня, от городских до всесоюзных. В 1961 поступает на работу в "Ивановский художественный фонд" (трудится там до своего переезда в Петрозаводск в 1975). В 1967 картина «Тихая осень» приобретается (за 2800 ;) "Королевской Академией художеств" в Великобритании для личной коллекции Её Величества Королевы Елизаветы II. С 1975 в течении последующих 30 лет Художник живёт в Петрозаводске. В 1977 его принимают в "Карельское отделение" "Союза художников России". В <...> (?) Альберт Агафонович становится членом "Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО".04 Он активно, жадно и горячо путешествует по: Карелия, Кавказ, Средняя Азия, Поволжье, Сибирь, Урал, Север России и так далее, — и создаёт (по впечатлению \ эмоции [?]) сотни своих восхитительных картонов \ полотен! С <...> (?) у Художника появляется вторая, "Южная", так называемая, Мастерская в Армавире Краснодарсвкого края. <...> (?) 2022 в <...> (?) земная жизнь Художника Альберта Агафоновича Четверикова завершается. Спасибо "Галерее на Чистых прудах": она дала, наконец, (в Интернет) на текущей Выставке год кончины Художника, а также (несомненно, требующие своего дальнейшего скорейшего уточнения) списки: собраний, где хранятся его произведения, коллективных и персональных выставок с его участием.13


03 \ 11
„“Цитатник„“

„По утверждению самого художника, он шёл по стопам импрессионистов. В его работах —  яркие краски и обилие солнечного света“.03
„Художник считает, что его реализм связан не с отражением подлинных предметов, а с передачей "естественных свойств природы, её вибраций, движения воздуха и воды"“.05   
„На формирование техники живописи А. Четверикова большое влияние оказали работы: В. Серова, И. Левитана, И. Грабаря, М. Врубеля, В. Ван-Гога. В творчестве А. Четверикова ярко выраженный импрессионистический подход сочетается с пространственным вИдением. В его картинах, как говорят художники, «много воздуха». Художник своеобразен в своих творческих исканиях, видит мир ярко, оптимистично, красочно. Работы его решаются декоративно и максимально насыщены цветом. "Цвет в картинах Четверикова, оставаясь прежде всего пластическим средством, ещё и — выразитель духа, сокровенной сути изображаемого. Цвет мастерски, виртуозно разработан в фактуре, — пиcала искусствовед Инга Май. — Художник использует разнообразные способы наложения краски на холст. Она у него лежит плотным упругим пластом, пенится лавой, мельтешит пятнами, щерится дружными рядами параллельных мазков, или крутится мощными спиралями… в любом случае, — образует выразительный, несущий сложный чувственный образ, колорит"“.07
„Что бы я не писал, стараюсь выявить элементы сказочности, так присущие и старой русской церковной архитектуре и старинным гражданским постройкам, а также всем предметам, окружающим русского человека, как то: всевозможной утвари, лодкам, сетям, одежде с множеством узоров…“07  — Альберт Агафонович Четвериков, Художник.
„В основе искусства А. Четверикова лежит традиция русской национальной пейзажной живописи. Он с молодых лет был очарован картинами представителей «русского импрессионизма»  —  И. Грабаря, С. Жуковского, С. Виноградова, П. Петровичева, Л. Туржанского и других мастеров. В числе «своих» художников Четвериков называет также М. Врубеля и В. Ван-Гога“.08
„Многие пейзажи А. Четверикова 1960-х — 1970-х годов передают своеобразие облика старых среднерусских городов — Суздаля, Ростова, Углича… В работах этих лет особенно заметна увлеченность Четверикова традициями "Владимирской" школы пейзажа. Архитектурные образы активно звучат и позднее, в пейзажах Валаама, Соловков, Кижей. Работы художника отличает буйная красочная стихия, на многих его полотнах красочные мазки складываются в причудливую мозаику, нередко придающую пейзажу декоративное звучание. Постепенно формируется творческая манера зрелого мастера, в которой в полную силу проявляется своеобразная "импрессионистическая" манера видения. В его работах немало точных и тонких лирических наблюдений. Любимые времена года  художника — весна и осень, когда цветовые гармонии в природе особенно ощутимы и волнующи. Мерцающая, переливающаяся фактура картин помогает ему передать удивительное многообразие цветовых явлений окружающего мира“.08 
 „Северная природа в разное время года, водные просторы, храмовая и гражданская архитектура Кижей, Валаама, Соловков, Новгорода — основные темы экспонируемых произведений. Большая часть представленных на выставке картин навеяны встречами художника с Кижами. На формирование техники живописи А. Четверикова большое влияние оказали работы В. Серова, И. Левитана, И. Грабаря, М. Врубеля, В. Ван-Гога. В творчестве А. Четверикова ярко выраженный импрессионистический подход сочетается с пространственным вИдением. В его картинах, как говорят художники, «много воздуха»“.10
  „Ценность полотен А. Четверикова определяет сама живопись — яркая, звучная по цвету, она наполняет картину праздничным настроением, создаёт тот эмоциональный настрой, который и является в конечном итоге фактором психологического воздействия на зрителя. На картины А. Четверикова можно смотреть, как мы смотрим на огонь костра или на бегущую воду, погружаться в пейзаж и ощущать его благотворное воздействие на душу“.10
„Пишет натюрморты, портреты, однако его любимый жанр — пейзаж. Природу мастер изображает во все времена года, предпочтение отдаёт весне и осени“.11
 „В основе искусства А. Четверикова лежит традиция русской национальной пейзажной живописи. Он с молодых лет был очарован картинами представителей «русского импрессионизма» — И .Грабаря, С. Жуковского, С. Виноградова, П. Петровичева, Л. Туржанского и других мастеров. В числе «своих» художников Четвериков называет и М. Врубеля, и В. Ван-Гога“.12
„Многие ранние пейзажи А. Четверикова изображают архитектуру старых среднерусских городов — Суздаля, Ростова, Углича… Работы художника отличает буйная красочная стихия, на многих его полотнах красочные мазки складываются в причудливую мозаику, придающую пейзажу декоративное звучание. Постепенно формируется творческая манера зрелого мастера, в которой в полную силу проявляется своеобразная «импрессионистическая» манера вИдения. В его работах немало точных и тонких лирических наблюдений. Любимые времена года художника —   весна и осень, когда цветовые гармонии в природе особенно ощутимы и волнующи. Мерцающая, переливающаяся фактура картин помогает ему передать удивительное многообразие цветовых явлений окружающего мира“.12
„Особое живописное вИдение, а также тяготение к декоративно-поэтическому пониманию формы и пластической экспрессии — вот специфические черты творческой индивидуальности этого художника“.12
 „Вдохновлённый идеями французского и русского импрессионизма Альберт Четвериков на протяжении вот уже более чем 60 лет своей творческой жизни продолжает неустанно запечатлевать в своих пейзажах бесконечную изменчивость и красоту природных и архитектурных ландшафтов нашей Родины. Особое живописное вИдение, а также тяготение к декоративно-поэтическому пониманию формы и пластической экспрессии — вот специфические черты творческой индивидуальности этого художника“.13
  „Многие ранние пейзажи А. Четверикова изображают архитектуру старых среднерусских городов — Суздаля, Ростова, Углича… Работы художника отличает буйная красочная стихия, на многих его полотнах красочные мазки складываются в причудливую мозаику, придающую пейзажу декоративное звучание. Постепенно формируется творческая манера зрелого мастера, в которой в полную силу проявляется своеобразная «импрессионистическая» манера вИдения. В его работах немало точных и тонких лирических наблюдений. Любимые времена года художника — весна и осень, когда цветовые гармонии в природе особенно ощутимы и волнующи. Мерцающая, переливающаяся фактура картин помогает ему передать удивительное многообразие цветовых явлений окружающего мира“.14
 „Тем не менее, его творческая судьба в Карелии оказалась сложной. Участник многих выставок (только персональных в Петрозаводске было семь), любимый петрозаводчанами, он практически не упоминается в официальной истории карельского искусства. Может быть, его яркие, солнечные пейзажи казались кому-то «нетипичными» для природы Севера, или творческая манера слишком резко выделяла его среди пейзажистов Карелии? Пришло время сказать, что Альберт Четвериков является одним из ярких, талантливых и оригинальных представителей искусства Карелии, мастером, по-своему увидевшим красоту природы Севера, своеобразие пейзажей Валаама, Соловков, Кижей“.12
„Цветные каталоги с картинами художника издавались на выставках в Италии (1969, 1970, 1973), Японии (1975), Южной Корее (1991). Получив известность за рубежом, он практически не был признан в своей стране. Всего лишь 11 картин приобретены музеями и галереями России“. 07
 „" — Я бы назвал вас «Карельским Моне», способным через цвет и свет передать эмоциональную составляющую", — обратился к художнику проректор по научно-исследовательской деятельности ПетрГУ, Владимир Сюнёв, во время открытия экспозиции“.11


04 \ 11
Продано!

Заглянем в Русский Характер чуть смелее обычного и заметим те (ровно) черты, что у Четверикова: он очень смирен, восторженно радостен, крайне лёгок на подъём, — абсолютный древний сказитель!
Забавно, а при этом Альберт Агафонович — идеально профессиональный, причём в западно-галерейном смысле: ровный производитель с гарантией качества на «навсегда»! Вот посмейтесь себе, а я докажу и доложу... — Четвериков опытно \ интуитивно нашёл свою площадь произведения, так удобную его модулю мазка, размерам кистей, которыми он пишет, темпераментам кладки паст. (А ведь площадь произведения — главное, из-начальное, как в художнике, себя ищущем от юности, так и в произведении его: масштаб изобразительного элемента произведения должен быть точно \ строго найден соотнесением с механикой метода авторского творческого движения его построения!) Художник отыскал к этой площади верный материал: картон, как основу. (Разные там: "двп", "дсп" и другое, — разновидности `жёстких` основ под произведение.) Картоны такого размера (до метра) не деформируются значительно, не рвутся, как холст, легко выдерживают темпераментную кладку живописных красочных масс, удобны и неприхотливы в работе, хранении, транспортировке, дешевле значительнее других основ на планшетах или подрамниках.
Четвериков — блаженный! Он летает, буквально. Картины писаны легко, воздушно, скоро, споро, без комплексов и метаний. Художник полон наслаждения тем, что видит, делает, чувствует! Бодро всё, чуть ли не по-спортивному? Источает ощущение и дух внутреннего покоя, здрав, уверенности в себе, почве, правды своего движения. Именно поэтому он так близок, необходим, желанный и востребован, особенно, сейчас, когда война... Люди (безошибочно совершенно) тянутся у такому искусству: оно здоровое (человечески и художественно). Именно это хочется иметь, как близкого друга \ собеседника и видеть у себя всегда (на стене перед глазами: когда засыпаешь и когда просыпаешься): без тяжких забот взгляд, где нет никакой идеологии!
Какие истоки Четверикова. Помимо всеми и им самим описанных, мы бы обратили внимание вот на что! Четвериков сказочен. Он орнаментален. Такой былинник... Его темпераменту свойственно петь без фальши и осечек. Он национален в антиполитическом смысле (пейзаж и натюрморт тут преобладают): вспомним двух братьев Васнецовых, братьев Колесниковых, Маврину, Билибина, вообще всех тех, кого не упоминают искусствоведы и сам Автор (а зачем нам их послушаться?).
Ну нет же: он совершенно никакого отношения не имеет ни к Моне, ни к Сёра, ни к Ван Гогу (с которыми его связывают, чисто внешне, по мазку), ни к методам и подходам французских импрессионистов, ни постимпрессионистов; да он просто романтик, одиночка, отколотый (особенно от нашей Владимирской живописной школы) и не замеченный пока самородок. (А такими, как раз-таки, и сильна Русь, оригиналами, не примыкающими к дружным стаям \ строям коллег, где вечно соберутся да и ну под предводительством председателя клевать, кусать, травить кого-то, такого, не как они сами!)
Выставка Четверикова в "Галерее на Чистых прудах" — зрелище и радость восхитительные! Художник представлен более, чем развёрнуто, всеми своими периодами, от самых ранних. Увидим вещи 1961 года. Показаны и финальные лета!.. Внутри своих периодов он заметно эволюционировал; и это всё активно выставлено. Вещи отлично реставрированы, все картоны сдублированы на обрешётку ("армированы"), арматурный каркас — из деревянных тоненьких плоских реек, как положено, — лёгких, никаких признаков деформации, дорого и точно подобранные рамы, картины правильно освещены, висят просторно. Всё сделано удобно: открыто ежедневно в любой час с утра до вечера, для посетителей нет проверки и записи информации с их документов по тетрадкам, раздевалка, ресторан, удобства, реклама, экскурсии, всегда отличное профессиональное полиграфическое и электронное сопровождение, выставки поддерживают научные конференции и серьёзные публикации в лучших журналах по искусству, а на открытиях ещё и: угощают, рассказывают, выступления, фуршет, музыка, неограниченное дружелюбное и заинтересованное общение (а ведь публика-то тут за 21 год трудов праведных Галереи сложилась особенная, позавидовать только)...
Всегда пишу и сейчас это сделаю: "Галерея на Чистых прудах" — это не ‘’втюхивание‘’ зрителю чего попало, ``обилечивание`` его 'по-полной', так сказать, не давка процентов с \ от продаж, билетов, рекламы, аренды и прочая, а совсем-таки наоборот: работа силами, деньгами, временем, талантом и знаниями `На Художника`, на его имя и благость ему близких, — всё для общества и зрителей абсолютно честно. И так уже 21 год подряд без антракта! Вот и с этой Выставки Галерея не себе набирает с продаж ‘’сластей‘’, а благородно (подумайте, Вы часто это \ такое встречали?) обязала отчислять 25% полученных от продажи картин средств вдове Альберта Агафоновича Четверикова.
Успех не может быть не связан с покупками, ценами. Как всегда (при общей катастрофе в галерейном деле во всех смыслах, включая коммерческий) "Галерея на Чистых прудах", как это было и с предыдущими выставками, эту, четвериковскую, продала, практически, полностью...
А ведь, как это закономерно и справедливо при таком-то подходе и отношении?
Вот так, учитесь!


05 \ 11
А пройдёмте-ка вместе по работам?

Будто с ветерочком, с этюдником и словом — по всей широкой и необъятной Стране нашей и Жизни прокатимся с песней в упряжи, на санях! Так, без особого порядка и систем пройдём экспозицию, как висят картины...
«Светлый день», 1979, — вещь восхитительная, восторженно, с затаённым сердцем писанная. Выбелена вся, отчего? А это некий выстветляющий всё то мрачное, казнящее, тянущее по щелям \ углам \ болотам в тины, пыль, коррозию и горести наши, — чистый световой ток \ шок пляшущей всей композиции. И нету в картине никакой `трезвости` `упокоенности` от этих звуков, расплавленно-лиловых, и золотящихся прямо из сердца Художника паст масла, взятого густо-плотно, но столь нежно, что остановишь вслух слова свои ещё на лету их до бумаги или в речи... Лучшая, думается, картина Выставки. «Рыбацкий посёлок», 1974, — лирика, которая так пронзает Мастера, что, казалось, он не мог не петь, когда \ пока писал её! «Колхозные постройки», 1963, — радостный ``цветовик``-Четвериков ещё только ищет свои специфические красочные слога, которые уложит в слова живописи картин, а затем заговорит ими, сочтя предложениями в неукротимые поэмы. «Школьный двор», 1963, — многофигурная композиция, в которой очень ярок тот высоко-тональный щкольный детский гул, который всегда стоит над такими (во все эпохи) дворами, перед школами: а что детям-то, что творится кругом? — им самым чрезвычайно серьёзным делом и сейчас, и ещё очень-очень долго, пока не вырастут, будет казаться то дело, которое они так азартно на картине творят: игра и дружный хор-`ор` азарта от неё. Пёстрость тут — органична и наивная, как сам Маэстро, живущий с на всё открыто смотрящими детскими глазами! «Жёлтые рыбаки», 1963, — да, вроде, похоже чем-то на известные холсты Vincent-a, а Альберт Агафонович Четвериков, пожалуй, куда их самих французистей, французов: смеясь просто, как шансонье, роскошно пишет; ну где же тут хоть чёрточка, намёк, штрих от той почти смертельной драмы, которая и в живописи, и в жизни у Ван Гога? «Сеанс одновременной игры», 1969, — хоть базовый, известный обводкой по экспрессионизму — пляшущий контурный Чёрный, а никакого отсыла на известные образцы нет; даже, скажем, что наоборот: Чёрный у Четверикова в «Сеансе одновременной игры», 1969, — ритмообразующий каркас, как в витраже, строящий цвет, взятый дробью ритм, строй, вполне утверждая простую жизнь, как, случайный словно, солнечный на картине луч. «Село Солёное», 1972, кажется, отнюдь себе не весёлым местом; а вглядишься и позавидуешь любому жителю: столь спрятано тихого обаяния и ласкового отношения к этому месту, затаённому где-то, как-то... «Старый дом и лодки», 1972, — ну Вы видели, хоть какие-то черты реализма, импрессионизма у Четвеникова? — он выстраивает так декорации жизни, что, кажется, никогда не было на Руси ну ни единой ни проблемы, ни слезиночки. «Деревня у озера», 1973, — ещё один `крылатый` шедевр, бестселлер Альберта Агафоновича, в котором он, превзойдя сам себя, сотворяет на картине идиллию, песенную гармонию. Несомненно, Художнику никакого другого Рая, вне его святой, прекрасной ему, Русской земли и жизни, не надобно вовсе! «Рыбацкий посёлок на Волге», 1968, — раскрывает нам Четверикова смелым, чрезвычайно юным по душе Мастером: он пишет Бытиё (зная его, судя по всему) глубоко, изнутри, своими стопами пройдя дороги Родины, истоптав ни одну пару обуви; из простого, подглядённого впрямую, сюжета у поселковой набережной делая сцену, где много живительной такой суеты, смотря со стороны (как бы) на которую, Альберт Агафонович заставляет нас думать и говорить о нём, как о созерцающем страннике, не прикипающем никуда, ни к чему страстно, как к боли и собственности, но сердечно любящем всё то, что во взгляде его схвачено объективом кисти... «Деревня», 1965, — ну, вот казалось, что у Четверикова ничего не болит за Родину, не беспокоит его ничто за Россию: где всё это грозно-кровавое приношение, обречение казни, утоптанность всего нашего Русского Будущего в асфальт расстрела и репрессий? Ан нет же, так вот она, свобода Вечной Девственности, Красоты. Похоже вроде на что-то "стожаровское"; но Четвериков так влюблён во всё, что видит \ пишет \ знает, и эта чувственная `солнцеликость` его живописи так запредельно заразительна, что уже не может тихо и обычно, а не вприпрыжку, смотреть и дышать человек, стоя перед «Деревней», 1965. «Начало зимы», 1965, — да нестандартно всё в Художнике этом, даже, если внешне он куда-то попадает, с кем-то ладно внешностью схожий. Дело в его эмоциональном строе — ему далось вскрыть какие-то новые, но очень органичные Русской живописи, как и характеру, пласты! «Морской волк», 1974, — натурная картина с человеком, да таким, что сразу понимаешь: а Альберт Агафонович знал людской нрав, гонор, судьбы, травмы и опорные точки каждой личности, которая пред ним, как перед писателем души, не меньше, чем перед нашими известными гениями слова, стоит она, раскрытая нагая в... Он мог бы так много рассказать о каждом из них, о людях, которых написал, сам (заметно нам) сострадая им столько горячо искоркою своей кисти. Но, ко счастию, желанья у него этого было не много: он упивался Красотой, как главной, цветно благоухающей ветвью своего таланта!


06 \ 11
Итоги?
 
Жизнь, прожитая на одном дыхании... Подаренное зрителю обладание счастьем — смыслом! Ещё пока не раскрытый, как личность, сверкающая своими всевозможными дарами и гранями, Художник затягивает в свои сети-лучи образов России, похожей у него на картинах на случившуюся вдруг Мечту. Интерес к искусству и к персоне Альберта Агафоновича Четверикова будет с астрономической скоростью, вместе с ценами, несомненно, только активнейше возрастать, возрастать и возрастать нам ближайшими годами... 


07 \ 11
Список фото упоминаемых в статье картин с Выставки Альберта Агафоновича Четверикова «Шедевры русской провинции» в "Галереи на Чистых прудах"(каталожные данные произведений приводятся по выставочному этикетажу):04

01 "Светлый день"; 1979; картон, масло; 79 х 99 см
02 "Рыбацкий посёлок"; 1974; картон, масло; 77 х 96 см
03 "Колхозные постройки"; 1963; картон, масло; 35 х 97 см
04 "Школьный двор"; 1963; картон, масло; 60 х 79 см
05 "Жёлтые рыбаки"; 1963; картон, масло; 70 х 75 см
06 "Сеанс одновременной игры"; 1969; картон, масло; 70 х 80 см
07 "Село `Солёное`"; 1972; картон, масло; 60 х 80 см
08 "Старый дом и лодки"; 1972; картон, масло; 78 х 95 см
09 "Деревня у озера"; 1973; картон, масло; 78 х 95 см
10 "Рыбацкий посёлок на Волге"; 1968; картон, масло; 84 х 95 см
11 "Деревня"; 1965; картон, масло; 63 х 82 см
12 "Начало зимы"; 1965; картон, масло; 45 х 60 см
13 "Морской волк"; 1974; картон, масло; 79 х 85 см04


08  \ 11
Использованные в статье интернет-ресурсы:

01 Статья без указания автора и даты на электронной Страничке Аукционного дома "Art Globe":
https://art-globe.ru/author/5726/
02 Электронная Страничка продажи живописных произведений Альберта Четверикова на сайте Аукционного дома "Art Investment":
https://artinvestment.ru/auctions/103780/works.html?wc=14
03 Заметка от 14 04 2025 Admin-а без указания авторства на электронной Страничке сайта "Cultobzor" с информационным фрагментом пресс-релиза и плакатом Выставки Альберта Четверикова "Шедевры русской провинции" в "Галерее на Чистых прудах":
04 Автор неизвестен, не датировано, пресс-релиз Выставки: "Четвериков Альберт «Шедевры русской провинции»", "Галерея на Чистых прудах", 17 04 2025 — 13 05 2025:
http://cleargallery.ru/gallery/open/aid-551
05 Страничка без указания автора и даты создания заметки с "биографией и информацией" художника Альберта Агафоновича Четверикова на Сайте "Артхив":
https://artchive.ru/artists/28174~Al
06 «Выставка Альберта Четверикова, 2014, "Вконтакте"»:
https://vk.com/albert_chetverikov_vistavka2014
07 Лиана Степанова, заведующая Выставочным комплексом, "В потоке солнечного свете", газета "Кижи", первая музейная газета Карелии, Музей Кижи, № 2 (53), март 2009:
08 Автор неизвестен, "Персональная выставка Альберта Четверикова в «Гармония природы» МИИ РК" ("Музей изобразительных искусств Республики Карелия", Петрозаводск) (виртуальный филиал "Информационно-образовательного центра «Русский музей»):
https://virtualrm.spb.ru/ru/node/29994
09 "Здесь Вы можете купить постеры картин Альберта Четверикова", интернет-магазин "AgniArt.ru":
10 Автор неизвестен, "Солнечный воздух Альберта Четверикова", Новости Музея Кижи, пресс-релизы (2009), 19 марта 2009:
11 Автор и дата неизвестны, "Выставка Альберта Четверикова открылась в ПетрГУ" ("Петрозаводский государственный университет"), электронная страничка "Республика":
12 Автор неизвестен, "Выставка живописи Альберта Четверикова" (24 07 2014  — ?), г. Петрозаводск, ул. Свердлова, д. 8, Городской выставочный зал, «Карелия», туристический портал:
https://ticrk.ru/events/detail/?ID=11173
13 Мария Юфа, Страничка «Альберт Четвериков. Живопись», 24 июля 2014 — 17 августа 2024, на сайте "Городской выставочный зал" Петрозаводска:
https://gvz-ptz.ru/events/al-bert-chetverikov-zhivopis/
14 Без указания автора и даты создания, статья о художнике по материалам МИИ РК ("Музей изобразительных искусств Республики Карелия", Петрозаводск), «Альберт Четвериков. Живопись», 24 июля 2014 — 17 августа 2024, на сайте "Городской выставочный зал" Петрозаводска:
https://gvz-ptz.ru/events/al-bert-chetverikov-zhivopis/


09  \ 11
Персональные выставки:04

    • Иваново. Дом художника. (1962);
    • Иваново. Дом печати. (1970);
    • Москва. Дом печати. Журнал «Смена». (1974);
    • Москва. ДК газеты «Правда». (1980);
    • Петрозаводск. Кинотеатр «Калевала». (1980);
    • Петрозаводск. Выставочный зал Союза художников. (1980);
    • Курганинск. Картинная галерея. (1983);
    • Славянск-на-Кубани. Картинная галерея. (1985);
    • Анапа. Краеведческий музей. Детская художественная школа. (1986);
    • Новокубанск. Детская художественная школа. (1986);
    • Фойе кинотеатра «Октябрь». Армавир. (1987);
    • Армавир. Детско-художественная школа. (1988);
    • Армавир. Персональная выставка. (1990);
    • Краснодар. Персональная выставка. Выставочный зал СХ. (1990);
    • Челябинск-70. Персональная выставка ДХШ. (1990);
    • Петрозаводск. Персональная акварельная выставка. Зал СХ. (1991);
    • Краснодар. Галерея «Юг». (1991);
    • «Центральный Дом Художника» на Крымском валу. (1994);
    • Кипр. Лимассол. Улица Коста Палама. (1994);
    • Петрозаводск. Галерея «Тайда». (1994);
    • Петрозаводск. Дом культуры ОТЗ. (2001);
    • Петрозаводск. Выставочный зал СХ, (2001);
    • Петрозаводск. Выставочный зал СХ, (2003);
    • Петрозаводск. Выставочный зал, Музей «Кижи», (2009);
    • Петрозаводск. Выставочный зал, Музей изобразительных искусств. (2010);
    • Петрозаводск. Выставочный зал СХ, (2014).04


10 \ 11
Участие в групповых выставках:04
    • Областная художественная выставка. Пермь (1959);
    • Областная выставка книжной графики. Пермь (1961);
    • II областная выставка графики. Иваново (1961);
    • Персональная (?) выставка «Волга и Дагестан». Иваново (1962);
    • Групповая выставка произведений ивановских живописцев (1962);
    • XVIII областная художественная выставка. Иваново (1965);
    • Областная молодежная выставка художников. Иваново (1966);
    • Областная осенняя художественная выставка. Иваново (1966);
    • II зональная выставка центральных областей России. Москва (1967);
    • Выставка произведений советских живописцев. Англия. Лондон. Королевская академия художеств. Королевская академия художеств приобретает (1967) для Её Величества Королевы Елизавета II за 2800 фунтов стерлингов картину «Тихую осень» (картон-масло, размер 50x80 см);
    • Выставка произведений советских живописцев (приуроченная к открытию Всемирного кинофестиваля), Канны. Натюрморт «Южный букет», написанный в Коктебеле, куплен (1968) одной из "звёзд" Голливуда;
    • Выставка произведений советских мастеров живописи. Милан (1969);
    • III зональная выставка центральных областей России. Смоленск (1970);
    • Выставка произведений советских мастеров живописи. Болонья (1970);
    • Выставка живописи современных советских мастеров. Швейцария (1970);
    • Выставка произведений советских живописцев на Всемирной весенней ярмарке Лейпциг (1971);
    • Выставка произведений советских мастеров живописи. Милан (1971);
    • Выставка произведений современных мастеров советской живописи. Бельгия (1971);
    • Выставка произведений советских живописцев, Франция (1973);
    • Выставка произведений советских мастеров живописи. Болонья (1973);
    • Выставка произведений советских мастеров живописи. Англия (1973);
    • Выставка современной советской живописи. Япония. Токи (1973);
    • Выставка произведений советских живописцев. Швейцария (1973);
    • Выставка произведений советских ветеранов живописи. Швеция (1974);
    • XX областная художественная выставка. Иваново (1974);
    • IV зональная выставка центральных областей России. Иваново (1974);
    • Выставка современной советской живописи. США (1975);
    • Выставка современной советской живописи. Япония. Токио (1975);
    • Выставка современной советской живописи. Япония. Нагойя (1975);
    • Выставка произведений советских художников. Ливан (1975);
    • Областная осенняя художественная выставка. Иваново (1975);
    • Республиканская выставка произведений карельских художников. Петрозаводск (1975);
    • Выставка произведений современных советских мастеров живописи. Милан (1976);
    • Выставка современной советской живописи. Филадельфия (1976);
    • Портрет в изобразительном искусстве Карелии. Петрозаводск (1976);
    • Выставка современной советской живописи. Вашингтон (1976);
    • Республиканская художественная выставка «Слава труду». Петрозаводск (1976);
    • Выставка произведений мастеров современной советской живописи. Милан (1977);
    • Выставка произведений карельских художников. Нойбранденбург (1977);
    • Выставка современной советской живописи. США (1977);
    • Республиканская художественная выставка «60 лет Великого Октября» Москва. (1977);
    • XXI Республиканская художественная выставка карельских художников. Петрозаводск (1977);
    • VII выставка произведений художников города Туапсе. Туапсе (1978);
    • V всесоюзная выставка акварели. Москва (1978);
    • Выставка произведений мастеров советской живописи. Милан (1978)
    • Выставка произведений современных советских мастеров живописи. Каракас (1978);
    • Выставка произведений художников Карелии. Свердловск (1979);
    • Выставка произведений советских художников. Греция (1979);
    • Зональная художественная выставка «Советский север». Сыктывкар (1979);
    • Выставка произведений современных советских художников. Финляндия. Хельсинки (1979);
    • Выставка произведений современных мастеров советской живописи. Милан (1979);
    • XXII республиканская выставка карельских художников. Петрозаводск (1979);
    • Выставка произведений карельских художников. Сыктывкар (1980);
    • Выставка произведений карельских художников. Финляндия. Варкаус (1980);
    • Всесоюзная художественная выставка «Акварель». Москва (1980);
    • Художественная выставка. Славянск-на-Кубани (1984);
    • Художественная выставка. Анапа. ДХШ и краеведческий музей (1985);
    • Художественная выставка. Ахтирк (1987);
    • Художественная выставка. Новокубанск (1987);
    • Художественная выставка. Армавир (1987);
    • Персональная выставка (?). Армавир (1987);
    • Выставка «Художники России рыбакам». Астрахань (1988);
    • Выставка «Натюрморт в творчестве А.Четверикова». Армавир (1988);
    • Всероссийская художественная выставка «Художники России детям». Москва (1988);
    • Выставка современных советских художников. Южная Корея. Сеул (1991);
    • Выставка в галерее «Юг». Краснодар (1993);
    • Выставка на Крымском Валу. Москва (1995).04


11 \ 11
Музеи, галереи, фонды, частные и корпоративные собрания, в которых хранятся произведения Художника:04

    • Королевская академия художеств, Англия, Лондон;
    • Ивановский областной художественный музей;
    • Краснодарский художественный музей;
    • Музей им. Николая Островского, г. Сочи;
    • Районный краеведческий музей. Дагестан. Аул-Ахты;
    • Армавирская картинная галерея им. писателя С.А. Дангулова;
    • Финская галерея в г. Иёнсуу Питора Хавала;
    • Частное собрание синьора Мадзолини, Милан, Италия;
    • Частное собрание господина Ли, Сеул, Южная Корея;
    • Частное собрание академика Лео Ланкенена, Петрозаводск;
    • Частное собрание Елены Сойни, Петрозаводск;
    • Частное собрание Михаила Коппылева, Петрозаводск;
    • Частное собрание Игоря Гольковского, Петрозаводск;
    • Частное собрание Лебедевой Лилии Августовны. Петразводск;
    • Частное собрание Марка Дангулова. Краснодар;
    • Частное собрание Владимира Перикова. Челябинск;
    • Частное собрание Ивана Антощенко. Челябинск;
    • Частное собрание Ивана Болотского. Челябинск;
    • Частное собрание Николая Максимовича, Иваново;
    • Частное собрание Олега Мясцова, Иваново;
    • Частное собрание Ясницкого П.П., Киев;
    • Частное собрание Белякова Н.И., Армавир;
    • Частное собрание Константина Маймулова, Армавир;
    • Частное собрание Игоря Климушкина. Армавир;
    • Частное собрание Сергея Лукаш. Армавир;
    • Частное собрание Виталия Юрчук. Армавир;
    • Частное собрание Виктора Савельева. Армавир;
    • Частное собрание Владимира Библаева. Санкт-Петербург;
    • Сортавальский музей северных территорий;
    • Сортавала; Валаамский музей-заповедник. Остров Валаам;
    • Кижский историко-архитектурный музей. Петрозаводск;
    • Карельский музей изобразительных искусств. Петрозовдск;
    • Карельский краеведческий музей. Петрозаводск;
    • Краеведческий музей. Анапа;
    • Частное собрание семьи художника;
    • Частное собрание Сергея Кремнёва;
    • Частное собрание галереи Сергея и Василия Калиненко;
    • Корпоративное собрание «Галереи на Чистых прудах».04


ААртём Киракосов, художественная критика
17 04 2025 — 22 05 2025 Перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари

АвтоТекст # 0387 за 2025:
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_58154
http://proza.ru/2025/05/23/929
ФотоАльбом № 1740 от 06 05 2025:
https://vk.com/album15993373_309816951


Рецензии