О Лидии Коновой, спасающей от забвения

Возможно, теперь лишь немногие знают и помнят культовый «оттепельный» фильм «Застава Ильича» («Мне 20 лет»). В нем молодой человек спрашивает погибшего на фронте отца, как ему жить. Отец отвечает, что он погиб в 21 год, а сыну – уже 23, поэтому он не может что-либо советовать ему. И я в 20 лет не мог советоваться с отцом, а сейчас – я вдвое старше его.
Этот текст сохранился благодаря моему другу и коллеге А.Н.Алексееву, который разместил его в своей колонке портала cogita-site в 2013 году [1].
Своей большой работой Лидия Конова помогла мне лучше узнать моего отца З.Л.Докторова, умершего в 1948 году. Благодаря ее материалам я через несколько лет написал очерк «Позднее узнавание отца» [2].
За все сделанное Лидией Коновой я бесконечно ей благодарен.

                ******

Не так давно Андрей Алексеев, затронувший в своей колонке на Когита.ру очень важную историко-нравственную тему «семейной хроники», предложил мне написать о моих родителях. И горько мне было ответить ему, что, к сожалению, я очень мало знаю о моем отце Зусмане Львовиче Докторове (1906-1948). Когда он умер, мне было семь лет. Быстро прошли детство, юность, ранняя молодость, когда люди не задумываются об истории своей семьи. Но вот мне исполнилось 25 лет, не стало мамы, а я к тому времени так и не поговорил с ней обстоятельно об отце. Около 20 лет назад я переехал в Америку, и остался без каких-либо документов о семье, фамильных фотографий. Все хранилось у сестры. В редкие приезды в Питер мы говорили с ней о том, что надо бы вместе повспоминать о родителях, но опять – все как-то недосуг. Но вот и ее не стало. Больше не у кого спросить.


Пару месяцев назад я получил электронное письмо от близкого нашей семье человека [Б.Д.: Каминская Анна Генриховна (1939-2022], с которой мы знакомы со школьных лет. Она знала мою маму и многие годы проработала вместе с моей сестрой в Эрмитаже. Читаю: «Как мне стало известно,  Союз художников издает сборник о членах Союза, участниках войны. Среди этих лиц есть З.Л. Докторов, о котором сведения очень скудные. Был демобилизован в 1943 году с Ленинградского фронта по болезни сердца. Меня спросили, не родственница ли ему Докторова, которая работала в Эрмитаже... Еще они знали, что есть сын, живущий за границей, но не знают как его разыскать…». Замечу: Докторова – это моя сестра Ольга Зусмановна, после замужества – Кузьминская.
У меня запрашивали информацию об отце, которой я не обладал... Замкнутый круг.


Я прочитал заготовку Лидии Коновой для биографической справки об отце и даже внес какие-то мелкие поправки. В годы войны и после ее окончания он был редактором Ленинградского отделения издательства «Искусство». К своему удивлению, кое-что об отце я нашел в Интернете. Все найденное я отправил Лидии Коновой, которая занимается подготовкой сборника о художниках-участниках войны. Так произошло наше знакомство.
Удивительно, за пару недель она смогла «вернуть» мне отца, многое я узнал о нем из собранных ею материалов. Придет время, многое уляжется во мне, и я напишу краткую «семейную хронику», но сейчас – о Лидии Коновой, которая спасает людей от забвения.


Лидия Конова – ленинградка, родилась после войны. Ее мать – учитель, отец – юрист, участник войны. Здесь в блокаду у нее погибли бабушка и старший брат. Ее дядя погиб в Синявинских болотах. Вот где истоки ее глубокого погружения в работу по сохранению памяти об участниках войны.
В 1971 году Лидия окончила Ленинградский Университет, кафедру истории искусства исторического факультета и тогда же поступила работать в Союз художников. Там она проработала 25 лет; сначала – в Дирекции выставок, затем референтом секции и Союза. В 1996 году перешла в Русский музей, где возглавляла Отдел атрибуций. В начале 2013 года она вернулась в Союз художников, является референтом Творческо-выставочного сектора и секции критики и искусствоведения.


Давно, еще в 1975 г. Лидия Конова начала работать над книгой o художниках, членах Ленинградского союза художников, погибших на войне и во время блокады. Она исходит из очень простых и высоких принципов. Если сейчас не написать об этих людях, то память о них сотрется. Всё меньше становится людей, знавших их.
В советское время существовала установка на определённую «обойму» художников, о которых писались статьи и монографии. Выпускаемые сейчас мемориальные сборники дадут возможность сохранить память о широком круге советских художников, познакомить с их творчеством.


Конова является автором ряда статей и главным редактором первого тома справочно-мемориального сборника «Страницы памяти». Кроме нее материалы готовились 25 искусствоведами. Работа над книгой продолжалась много лет, трудные девяностые и отсутствие средств отстрочили ее издание до 2010 года.  К 65 -летию Победы книга наконец вышла в свет. В работе над этим уникальным изданием Лидии Коновой существенно помогли ее коллега, выпускница факультета теории и истории искусства Академии художеств Лариса Балахнина, сотрудница Союза художников, и московский художник Юрий Басов.
Семейные истории многих петербуржцев сходны; отец Балахниной – тоже участник войны, полученное на ней тяжёлое ранение сделало его инвалидом.


Сейчас Конова и Балахнина работают над большим проектом – книгой о художниках, членах Союза художников, участниках войны. Это будет второй том.  Лидия Конова снова выступает как главный редактор. Лариса Балахнина пытается найти деньги на издание. Рукопись уже находится в издательстве. В проекте участвует около 100 человек - искусствоведов, а также потомков ленинградских художников. Предполагается, что в этой книге будут представлены 500 персоналий.


Кроме того, Лидия Конова активно участвует в освещении художественной жизни Санкт-Петербурга начала прошлого века. Ею написаны статьи об Обществе Куинджи, об Обществе поощрения художеств.  В сборниках Ассоциации искусствоведов ею напечатана хроника жизни Ленинградского союза художников, начиная с 1932 г., когда Союз был организован, до 1958 года.
Вот с каким талантливым и открытым душой человеком меня свела жизнь.
Спасибо, Лидия!

1.Докторов Б. О Лидии Коновой, спасающей от забвения. .
2.Докторов Б. Позднее узнавание отца. http://proza.ru/2022/02/05/1642 .


Рецензии