Социальный интеллект и общество

          Как часто, встретив школьных друзей мы удивляемся. Отличница, самая умная девочка, в классе стала рядовым инженером и не продвинулась по карьерной линии, а троечник стал большим человеком – что-то возглавляет в главке, на заводе, решает сложные производственные, социальные или даже государственные проблемы. 
Казалось бы именно ей, бывшей отличнице с ее знаниями и умением работать, быть главным инженером, руководить предприятием, ан нет, на этих местах хорошо устроились совсем другие лица, троечники и даже бывшие двоечники.
Поэтому не стоит ли удивляться, когда  вместо того, чтобы КБ разрабатывало свой собственный проект, берут уже готовый иностранный и приказывают все тупо передирать во всех подробностях, не вникая в детали.
Так было, когда закрывали собственные отечественные разработки компьютерной техники.  Свои институты и производство закрывали, а чужое приказывали внедрять.
 Логика понятна. Троечники привыкли все списывать у отличников, а отличниками им показались не отечественные работы, а заокеанские.
Лозунг – мы все купим за границей из той же серии.
Но, оказалось, что этот лозунг имеет важные ограничения. Купить можно не все, особенно в критический момент вам могут не продать необходимое  для вас, и даже более того. 
На ваши зарубежные покупки и на счета могут наложить санкции. О, ужас!

          Почему торжествует посредственность и непрофессинализм?
Троечникам тоже было не легко, уроки они учили с пятого на десятое, поэтому им постоянно надо было договариваться с учителями, с одноклассниками, этими же гордыми отличниками.
За время учебы они поняли, если были смышлеными, что кроме прямого пути в лоб, а именно, честно учиться, существует много обходных путей - кого-то можно уговорить, к кому-то подлизнуться, подольститься, кого-то удивить и т.д.  Такое поведение тоже требует интеллектуальных усилий, но другого рода…
Эти люди, бывшие троечники, еще в школе за 10 лет учебы приобрели навыки социального общения, что оказалось кардинальным для продвижения по социальной лестнице.
Возможно, в них изначально были зачатки особого вида интеллекта- социального интеллекта.
Умение находить взаимопонимание – один из признаков социального интеллекта.
Умение договариваться, понимать поведение других людей, их слабые и сильные стороны, умение работать в команде – все это важные грани социального интеллекта, то есть умения жить в обществе.
          Это замечательно, если человек умеет договариваться, понимать интересы, сильные и слабые стороны других людей, но если эти качества не сопровождаются профессионализмом и  умением упорно работать, для достижения поставленных целей, то вся деятельность превращается не только в пустой пиар, но даже во вред государственным интересам.
Если журналист возглавляет Роскосмос странно ждать успехов и прорывов в космической теме.
Разве это не очевидно?
Особенно, если единственным мерилом успеха является зарабатывание денег и последствия того или иного действия не просчитываются. Посмотрите в интернете сколько иностранных спутников было выведено на орбиты над территорией России при прежнем главе роскосмоса.
А эти спутники могут использовать не только для устойчивой связи разных компаний, но и для шпионских целей. 
          Насажденное в нашем обществе мнение, что можно научить руководить чем-то без знаний предметной области, то есть подготовить просто менеджеров вообще, ошибочное, а значит, вредное.
Есть люди, которые умеют великолепно приспособиться к любым условиям, к любой власти, к любому начальству, но при этом не имеют моральных принципов и ничего не смыслят в  той области, в которой работают и даже руководят. Они обладают социальным интеллектом, но этот интеллект используют исключительно в своих корыстных целях, то есть против общества.
Ответственность, компетентность, трудолюбие это не про них.
 Как итог настоящих специалистов не ценят, их задвигают куда-то подальше, чтобы некомпетентность руководителя не выглядела очевидной и не резала глаза.
Между тем, обществу для развития нужны именно ответственные и компетентные руководители.

          Ну, а что не так с нашими отличниками?
Они ориентируются в основном на мнение учителей и опыт коммуникации со школьным социумом у них отсутствует?  Они тупые в социальном смысле?
Конечно, тут возможны разные варианты, но именно люди, умеющие учиться, осваивать новые знания, решать новые задачи и могут стать настоящей элитой общества.
Кто-то из этих ребят действительно скован в общении, а потому замкнут. А кто-то, ориентируясь на мнение родителей, не понимает, как важна социализация, умение общаться, умение быть признанным в своей среде, умение быть своим.
Раньше это называлось воспитанием, а сейчас называется социальным интеллектом.
Понимание, что кроме трудолюбия и аналитических способностей, необходимо еще какое–то  знание, увы, приходит только через опыт проживания в социуме.

В советской школе были возможности приобрести  социальный опыт через молодежные организации - пионерию и комсомол.
 Этот опыт можно приобрести в любой организации целью которой является коллективное действие и коллективные достижения, а не индивидуальный успех.
Социальный интеллект можно развить только во взаимодействии с другими и проявляется он при работе в коллективе.

А теперь представьте, что будет с поколением, которое будет обучаться по интернету. Возможно, там будут лекции самых лучших учителей, возможно, ученики под управлением ИИ получат хорошие знания.
Но, если они будут лишены живого общения с учителями и сверстниками, они будут обречены на социальное одиночество в их будущей жизни.
Если социальный интеллект будущих поколений будет равен нулю, то социум просто распадется.
Торжество индивидуализма, в противоположность коллективизму ведет к распаду общества и государственности.
По одному из планов тех, кого мы не будем упоминать, предполагается, что только для детей элиты сохраняться школы в современном виде.
Для остальных - обучение по интернету. Их будущим окажется жизнь в интернете.  Но это же не жизнь, а только иллюзия жизни. Эти поколения просто вымрут.

Социальный интеллект это искусство коммуникации, умение жить и продвигаться по ступеням успеха в обществе. Этому знанию и умению детей надо учить.
Школа, которая устранилась от воспитания, лишена основного смысла Образования.
Образования чего?
Образования человека, который успешно живет в обществе, в мире и согласии с другими людьми.


Рецензии
Увы, наша большая беда в том, что к руководству приходят троечники - двоечники. А тем более люди совершенно неподготовленные и попавшие в руководящие кресла по конъюнктурным соображениям.
Особенно когда речь идет о важных постах. Например министр обороны - мебельщик, не имевший элементарного понятия об Армии. Естественно, он превратил Вооруженные силы в кормушку для себя м своих любовниц. Последствия такой вредительской деятельности особенно очевидны во время боевых действий.
Но при нашем современном капиталистическом обществе бесполезно ждать рациональности и разумного подхода к будущему.

Александр Жданов 2   01.06.2025 14:04     Заявить о нарушении
Александр, благодарю за отзыв.
Вы посмотрите что происходит на четвертый год СВО!
Полная расхлябанность и безответственность! Стратегические аэродромы, со стратегическими бомбардировщиками, которые являются главным звеном ядерной триады не охраняются! Они стоят как мишени для удара! Мосты и путепроводы не охраняются.
воскресенье 1.06.2025 оказался черным днем для России.
Мобилизоваться, мобилизовать страну не хотят или не могут?
Такого позора Россия не испытывала со времен Цусимы.
Поехали договариваться...



Ия Белая   02.06.2025 12:40   Заявить о нарушении