Литва изначальная славянская православная
Подчеркну, жители западной Европы поняли тексты Евангелия, написанные изначально в Риме на латинском языке, только в XVI в., когда они были переведены на языки местных народов.
Для нас, жителей Литвы, потомков славян – исстари проживавших на территории южного побережья Венедского, Сарматского, Восточного моря, а с ХIХ века называемого Балтийским, - очень важно знать и понимать глубокую культурную и этнополитическую сущность названного события, привнесённого нам святыми христианскими просветителями из православного Константинополя – второго Рима, унаследовавшего великие философские, научные и культурные традиции древней Греции, ставшие основой европейскому общечеловеческому гуманному совершенству. Именно славяне, носители коренного индоевропейского языка, от которого образовались все другие западноевропейские языки, проживали в лесах по берегам рек, на землях срединной Европы от Рейна до истоков Волги. Далее на восток, до уральских гор жили носители уральской группы языков: коми-пермятской и финно-угорской.
Христианство принёс из древнего Киева в 1038-1044 годах на земли славян кривичей, проживавших на территориях бассейнов рек Неман, Вилия, Уса, где было расположено несколько топонимов под названием Литва, великий князь Ярослав Мудрый (978-1054), когда шел в поисках по рекам южного выхода к Венедскому – сегодня Балтийскому морю. На этих земля он поставил опорный пункт своей дружины - крепость в Новогрудке, которая оберегала местных славян от грабительских набегов пришельцев с западной территории княжества ляхов.
Отсюда, от Новогрудка, он идёт дальше к заветному морю и доходит до места, где Вилия впадает в Неман, и ставит здесь в месте слияния этих рек ещё одну крепость – Кавну (от латинского слова cavea – укрепление), и дойдя до реки, которая теперь носит название Невежис (неверные жили по другую - западную сторону), уходит на север, проходя мимо реки Швентойи (Святая) идёт в сторону западной Двины.
С ним идут греческие монахи Константинопольской церкви и крестят местное языческое население. (Напомню, Русская православная церковь обрела автокефалию в 1589 г. в лице патриарха Иова). Недалеко от г. Швенчёниса до сих пор стоит т.н. Айренский камень – первый баптистерий (место крещение христиан), с соответствующим византийским крестом на нём и символами христианской церкви.
После раздела христианской церкви на восточную - православную и западную - католическую в 1054 г. именно русские князья под православную веру собирали в свои княжеские государства и здешние славянские языческие племена. Русские хроники Х - XII веков говорят нам и о том, что территории известные нам сегодня как Латгалия, Курляндия, Земгалия - находились под владениями русских князей и, прежде всего из Полоцкого Княжества, поскольку платили им дань.
Город славян кривичей, обретший название Вильна управлялся с 1129 г., как и все вечевые города Псков, Новгород и др., посадниками. Изначально правившие им Давид и Мовкольд, были детьми полоцкого князя из рода рюриковичей Ростислава Рогволодовича. Именно от Давида род рюриковичей под гербом «Пикирующего сокола» наследовал правление в Вильне. Едимантий (судя по летописи XIV в.) он же Эдмунд, он же Гедимин, был прямым потомком первого Виленского князя Давида, от которого пошли также Гердень (убийца Мендольфа - Миндаугаса), а затем Витень. Здешние великие князья были православными и пользовались старорусским языком на котором криллицей писали все внутренние документы. И фактические конституции Великого княжества Литовского написанные в XVI в. - три Литовских Статута, - действовали вплоть до 1848 г., когда Великое княжество Литовское при Николае I во время европейской революции «Весны народов» было упразднено.
Само Великое княжество Литовское образовалось в результате слияния русских княжеств и, прежде всего Киевского, Полоцкого, Смоленского, Галицко-Волынского, Новогрудского, Луцкого, Пинско-Туровского, Слуцкого и далее на восток, вплоть до границ земель Пскова и Великого Новгорода. Его образование было практически завершено к середине ХV века. Уже c начала XIV в. Великому княжеству Литовскому подчинялись православные приходы Самогитии (Samogitia – Саможития), которых на то время было немало в этнических землях кривичей. Сохранился русский письменный памятник «Имена всем градом русскым», созданный около 1375 года, перечисляет на Виленщине, Вилькомирщине и Ковенщине «грады»: Вильну, Мереч, Медники, Кернов, Мойшоголу, Вилькомир, Старые Троки, Новые Троки, Кавну, Пуню и Перелай, - где имеются каменные православные церкви, которые являлись центрами православных церковных приходов, подчинявшиеся митрополиту. Митрополия православной церкви была основана при Великом князе Гедимине в Вильне, в самом начале XIV в.
Латинизация великих литовских князей, началась с Виленского князя Ягайло, который ради польской королевской короны принял католичество в 1385 г. Затем была федерация Великого княжество Литовского и Королевства Польского под королевской польской короной в Речь Посполитую в 1569 г. Массовое искоренение православия началось после Брестской унии 1596 г. – образование Унии с Ватиканом и массовым насильственным перекрещивание православных в католиков под угрозой имущественных репрессий.
Влияние католической церкви, а затем протестантского христианства на землях к Балтийскому морю за реками Невежис и Швентойи во времена развития капитализма в ХIХ в. усилилось и привели к латинизации местного славянского населения. Первый литовский алфавит, был создан с помощью российского лингвиста, профессора Московского университета Ф. Фортунатова в 1901 г. на основе чешского алфавита. Первая грамматика литовского языка созданна в 1920 г. Ионасом Яблонскисом. Всё это закрепило преображение славян кривичей в «литванов», затем «летувнинков», в – литовцев, с лёгкой руки графа М.Н. Муравьёва-Виленского после подавленяи польского восстания 1863-64 гг. Впрочем это не уникальны случай такого преобразования, ибо болгары по своему роду – тюрки, стали славянами благодаря тем же Святым Кириллу и Мефодию.
Данная статья написана мною, Валерием Ивановым,
па основании вводной главы моей 4-х точной докторской монографии, «DE JURE и DE FACTO», подготовленной в Институте истории АН Литвы, документальные ссылки можно найти по электронным адресам, указанных интернет публикаций
Заканчивая эту статью по истории Литвы, не могу не отметить культурное поэтическое мероприятие, которое в этот день славянской письменности и культуры происходит по инициативе наших литовских друзей Эрики Швенчёнене и Казимираса Юрайтиса в Шауляйском районе – под названием «Весна людей в ватниках», где собравшиеся будут читать свои стихи, петь песни и встречать хорошем настроении весну нынешнего непростого лета. Счастья и здоровья им и нам!
СОЮЗ РУССКИХ ЛИТЕРАТОРОВ И ХУДОЖНИКОВ «РАРОГ»
ЖЕЛАЕТ ВСЕМ ВСЕГО САМОГО ДОБРОГО ЧЕСТНЫМ ЛЮДЯМ.
ВОЙНЫ НЕ БУДЕТ!
БОЛЬШЕ ОПТИМИЗМА, БОДРОСТИ, ВЕСЕННЕГО НАСТРОЕНИЯ, ЗДОРОВЬЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ВСЕХ ДОБРЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПОЖЕЛАНИЙ.
ВСЕ ЛЮДИ РАВНЫ, ИБО СКАЗАНО: НЕТ НИ ЭЛЛИНА. НИ ИУДЕЯ. НИ ОБРЕЗАНИЯ. НИ НЕОБРЕЗАНИЯ, ВАРВАРА, СКИФА,
РАБА, СВОБОДНОГО, НО ВСЁ И ВО ВСЁМ – ХРИСТОС !
…………………………………………………………………………………………………….
Свидетельство о публикации №225052400100