Наше телевидение, первая сказка...
ushedshey_yepokhi_6545665, где бурно обсуждали эту репортажную камеру, давали дельные советы где и как добыть документацию. Здесь же знатоки критиковали её за убогий дизайн и шутили, что Советская камера отличается от армейского гранатомета только цветом. Но они были не правы. Эта камера - точная копия камеры Sony BVP-300 и..., судя по выложенным там фото , была уже переделана из трубочного варианта в современный - матричный. Один из участников форума раскопал , что это была разработка Ленинградского НИИ «Телевидения», который и по сей день украшает угол Лесного проспекта и улицы Шателена. Приведу отрывок из диалога на том форуме :
А: «- Знакомый с "Волны" рассказал про КТ 190. Разработана в первой половине 80-х в Ленинградском НИИТе под руководством Главного конструктора Берлина. В коллектив разработчиков входили Шмакин В.В. и Грязин В.А»
B: « -Так вот почему эти камеры так часто попадаются в Питере! Берлин и Шмакин - знакомые фамилии...»
A: « - Есть информация, что была модификация этих камер, где вместо глетиконов использовались ПЗС-матрицы К1200ЦМ7Б, а также рекордер советского производства. Кто-нибудь видел такие?»
Выходит некто «А» даже не догадывается , что перед ним та самая переделанная камера.Вот только из диалога не совсем понятно как эта камера к ним попала . Поэтому о том кто её переделал и какую роль в этом деле сыграли их «хорошие знакомые» из Новгородского НПО «Волна»,я вам постараюсь рассказать , избегая технические подробности . И начну я издалека, как и принято во всех русских народных сказках...
Давным- давно , в лихие девяностые , когда прекратилось государственное финансирование нашего НИИ , самые шустрые сотрудники института устремились на выход , пополнив ряды самозанятых граждан , самые расчетливые просто поменяли профессию, а вот самые умные , по материнской линии, сменили всё и даже страну проживания. Остались только самые упёртые, немощные и ленивые.
В тот день, которому было суждено изменит всю нашу жизнь, на работу ,как обычно,в 8 часов 10 минут пришёл Шеф , было ему тогда чуть за пятьдесят, разделся , причесал перед зеркалом густые тёмно- каштановые волосы , после чего уселся в своё
любимое кресло за столом у окна, выполнив ритуал с переобуванием. Я не стану отвлекаться на более подробное описание внешности Шефа, как того требуют классики , скажу лишь , что все дамы нашего НИИ ещё лет двадцать старались как бы невзначай попасться ему на глаза или хоть минутку постоять рядом... И вот, после всех положенных утренних процедур , мы наконец-то услышали от Шефа слова:
- 178-ой камере срочно нужна радикальная модернизация! Комплект трубок для неё сейчас обходится телецентрам в 600 $, а хватает его от силы на год...полтора. В стране больше сотни телецентров...
178-я трубочная студийная телевизионная камера уже много лет как не выпускалась на Новгородском НПО «Волна», но продолжала работать на большинстве телецентров нашей страны. А некогда процветавшая «Волна» была продана и перепрофилирована на выпуск конфет «Му-Му» и зефира . Сразу оговорюсь , что наша камера уже прошла столько модернизаций, что придумать что-то новое было не возможно. Поэтому мы все слегка напряглись.
Мы это: инженер первой категории - ваш покорный слуга, ведущий инженер - «дядя Коля» и виртуоз схемотехники – ведущий инженер Игорёк.
Это сейчас, 178-ю камеру можно увидеть разве что в музее нашего института , а тогда … Тогда она была единственной наследницей двух предыдущих удачных студийных камер КТ-116 (1970 г.) , и КТ- 132 (1974 г.) и помоложе последней лет на десять . Элегантна как француженка, надёжна как немка и напичкана идеями как премьер-министр Великобритании. Нашему телевидению было чем гордиться. Гордился своей камерой и её главный конструктор - наш Шеф, пока в конце 80-х , на волне революционных исследований в области полупроводников , на свет Божий появились первые преобразователи свет-сигнал, на основе твердотельных полупроводниковых матриц , так называемые ПЗС - приборы с зарядовой связью (CCD) , а за ними как грибы после дождя и первые телевизионные камеры, в которых CCD матрицы тупо наклеивались на цветоделительный призменный блок с помощью прозрачного оптического клея - «канадского бальзама». Телевизионные матрицы на "стекляшку" надо было не просто приклеить , а сделать это как можно быстро, без пузырьков воздуха, и точно совместить с микронной точностью сразу все три матрицы, а весь процесс наклейки держался фирмами в строжайшем секрете и был нам не ведом…
Однако , после того как нашему Шефу рассказали , что умельцы с московского телецентра сумели переклеить матрицу в синем канале которую "прожгли" на съёмках лазерного шоу , он купил билет до Москвы , чтобы увидеть всё своими глазами и заказать там стенд со сложными микрометрическими приспособлениями необходимыми для наклейки матриц у нас в институте . Москвичи все показали и продали нам тот стенд . Но, все попытки приклеить матрицы на призменный блок с треском провалились, после чего эту затею надолго заперели в сейф , поскольку она числилась на балансе института . Покачав головой, институтское руководство приняло простое решение - закупить уже готовые оптические блоки у иностранной фирмы. А в соседней с нами лаборатории , даже сумели собрать опытную репортажную камеру КТ-221. Правда дальше фотографий и статьи для журнала «Радио» они не продвинулись , поскольку неожиданно закончились деньги , а вся страна уже стояла на пороге перемен.
-Так вот, - продолжил свою идею наш Шеф.
- Давайте возьмём три чёрно-белые камеры с самыми большими матрицами , чтобы получить хорошее отношение сигнал-шум при низкой освещённости, и установим их в нашу 178 камеру. А затем механически совместим все три изображения,- закончил свою мысль наш Шеф.
Возражать ему никто не стал . Все тихо разошлись по своим рабочим местам, чтобы обдумать всё услышанное.
- Один раз это уже прокатило,- подумал я ,- когда они с Колей ездили в Женеву на выставку "Телеком-87". Камера на триниконе от фирмы "Sony" у нас тогда не получалась,сколько ни бился головой о стенку её разработчик. Дорогой объектив уже стоял на столе, а корпус из магниевого сплава вот-вот должны были принести из цеха. Хотелось Европу удивить. И удивили, засунув в корпус камеру "Sony " со снятым объективом. На выставке поверить не могли , что русским удалось получить изображение такого высочайшего качества, и всё упрашивали Колю "открыть личико"- показать начинку той самой камеры. На что хитрый Коля каждый раз отвечал:
- Pourquoi pas? В конце выставки. Извините.
Сказано – сделано. Не прошло и недели, принёс Шеф в лабораторию три чёрно-белые охранные камеры. Мы вынули из нашей 78 камеры штатные блоки , а на их место установили эти камеры со снятыми объективами. Включили...и произошло чудо: на мониторе появилась цветная картинка. Используя металлические прокладки разной толщины , которые мы подсовывали под камеры, нам удалось таки совместить все три изображения. Идея Шефа сработала,но изображение медленно дрейфовало- нужен был новый синхрогенератор и механизм, позволяющий перемещать вверх- вниз сами матрицы чёрно- белых камер.
Шеф ещё раз съездил в охранную фирму и привёз миниатюрные камеры с полудюймовыми матрицами, которые хорошо вписывались в габариты стаканов отклоняющей системы ,а гениальный институтский механик - Лев Саравайский , который ещё будучи совсем молодым конструктором , принимал участие в восстановлении знаменитых эрмитажных часов «Павлин» , сумел придумать прецизионный механизм, с двумя степенями свободы, который плавно перемещал CCD матрицу с закреплёнными на ней двумя небольшими платами 32 х 42 мм. Такой механизм позволял нам совмещать изображения от трёх матриц. Делалось это при помощи длинного торцевого ключика. Но , самое главное заключалось в том, что наш модуль вставал на место штатного блока и крепился на цветоделительном блоке теми же штатными винтами.
Оставалось разработать блок внешней синхронизации - один сразу на все три камеры с возможностью управлять положением изображения синего и красного каналов относительно зелёного , как по горизонтали , так и по вертикали.
Когда и этот этап был пройден , на свет божий вылезла новая проблема - цветопередача. Обычно цветопередачу мы проверяли так : перед камерой рассаживались куклы в красочных народных костюмах. Если всё нас устраивало , вместо кукол на стул усаживался человек, по цвету лица которого мы определяли как сильно отличается оригинал от изображения на большом мониторе. И всё было ничего, пока мы случайно не посадили на стул нашего дядю Колю в его любимой синтетической куртке, которая , как потом выяснилось , очень хорошо отражала инфракрасные лучи. Разница между тем , что отображалось на экране монитора и тем , что мы реально увидели, была просто вопиющей. Требовалось срочно отсечь инфракрасную часть спектра , где у матриц всё ещё сохранялась высокая чувствительность . И вот тут , надо сказать доброе слово нашему оптику Галине Королёвой , которая пришла к нам на помощь . Галина не только провела все необходимые расчёты спектральных характеристик старого призменного блока и его совместимость со спектральными характеристиками CCD матриц, но и подсказала нам изготовить корректирующие стекла, которые отсекали бы длинные инфракрасные хвосты - солнцезащитные очки для CCD матриц. На каждый из трёх каналов пришлось устанавливать свои светофильтры. После кучи проб и ошибок, наконец-то мы подобрали светофильтры , которые нас вполне устраивали, и даже цвет той злополучной куртки теперь был вполне приемлемым. Первые натурные испытания мы провели , переделав три телекамеры питерского передвижного телецентра (ПТЦ), с которым у нас были хорошие отношения. Этот передвижной телецентр обслуживал разные выездные мероприятия типа футбольных матчей, праздников , таких как «Алые паруса», или возложение венков на Пискарёвском кладбище при 30-ти градусном морозе . В результате мы получили от ПТЦ весьма лестные для нас отзывы : камера стала намного легче (долой 5кг ) , ничего крутить и настраивать перед работой не надо - включил и понеслось. "Просто праздник какой-то". Разницы в цветопередаче никто не отметил. Операторы лишь сказали , что качество картинки стало значительно лучше, появилась чёткость и фокусировка по краям изображения, что особенно было важно при трансляции футбольных матчей . И только тогда, наш питерский телецентр дал добро на переделку всех своих телевизионных камер КТ-178. Одна из такая камер, уже в 2000-х , долгое время стояла в вестибюле телецентра на Чапыгина 6.
Удача и дальше сопутствовала нам : на кафедре телевидения ЛЭТИ, нашёлся крутой специалист в области твердотельных матриц, который читал о них лекции студентам, а в перерывах между лекциями занимался починкой охранных камер. Вот на него-то и вышёл наш Шеф, когда понадобилось починить одну из купленных нами камер. Мы пригласили этого преподавателя к себе , чтобы он и нам прочитал лекции про CCD матрицы . После одной из таких лекций , наш Шеф уговорил таки лектора попробовать создать свой фото- приёмный модуль на основе CCD матрицы 2/3 дюйма, который бы навсегда решил все наши проблемы. Преподаватель приступил к работе, и вскоре выдал нам свои первые три модуля. Качество сигнала от новых модулей было фантастическим. Исчезла окраска бликов, камера перестала бояться солнечного света. Новым блокам всё так же требовались светофильтры , но только в синем канале. Мы сразу же перешли на эти замечательные «манцветовские» CCD блоки, а молва о чудо камерах разлетелась по всем телецентрами . Нам стали звонить из всех крупных городов, кроме Москвы , поскольку лишь она могла тогда позволить закупать дорогущие иностранные камеры. Немного поднаторев на 178 камерах , мы замахнулись и на репортажную камеру КТ-190 , которая повторяла трубочную камеру Sony BVP-300, правда для этого пришлось заново разработать новый блок синхронизации CCD матриц, чтобы уложиться в специфические габариты и обеспечить его полную совместимость с другими телевизионными блоками.
Однако нас было только трое , не считая самого Шефа, а работы предстояло много , если судить по количеству телецентров, пожелавших переделать свои камеры . Чтобы как-то выйти из этой сложной ситуации, к нам для переговоров были приглашены инженеры – настройщики с Новгородского НПО «Волна», которым мы и передали всю нашу конструкторскую документацию, и три готовых CCD модуля. Как при этом обговаривались все финансовые вопросы, я не знаю, но только с той поры, мы их больше никогда не видели. Шеф, как очень воспитанный человек, шума поднимать не стал, но обиду на новгородцев затаил. Тем временем новоявленные «Дети лейтенанта Шмидта» двинулись вниз от Великого Новгорода, окучивая по пути местные телецентры и вышли к Днепру. Сколько за это время они успели переделать камер, мы не знаем, но вышло так, что и талантливые инженеры могут на деле оказаться бесчестными людьми, которым глубоко наплевать на чужие авторские права.
Вначале мы переделали свою институтскую камеру КТ-190, и отвезли её на питерский телецентр. Переделанная репортажная камера заметно похудела и реально стала репортажной. Качество и живучесть только что переделанной нами камеры, наш Шеф проверил однажды весьма оригинальным способом: он снял объектив , а саму камеру уронил на ленолиум бетонного пола с высоты примерно 80 см, где предположительно должны заканчиваться руки-крюки у телеоператора. Мы с дядей Колей , который отвечал за всю механику , просто обалдели. Камера, как ни странно , продолжила работать после включения , причём совмещение цветных каналов оставалось идеальным. Шеф на этом не успокоился и отнёс камеру на испытательный вибростенд в соседний отдел. Камера и после этого продолжала работать. Упорство и профессиональная интуиция Шефа сделали своё дело...
Как-то, уже в 2013 году, к нам на работу позвонили с Томского телецентра. Нашего Шефа - Валентина Валентиновича на месте не оказалось . На той стороне долго о чем-то рассказывали, а в конце очень благодарили за камеры , которые продолжали у них работать, ничуть не уступая современным камерам фирмы «Sony». Надо сказать, что за все эти годы у нас не было ни одной рекламации . Но подошло время, когда и этим камерам было суждено уйти на заслуженный отдых в музеи телевизионной техники , а их место заняли более современные цифровые телевизионные камеры. Так уж устроен наш мир - всему своё время.
*фото камеры КТ-178 из музея НИИ "Телевидения", интернет...
Свидетельство о публикации №225052401271
Вот что значит Ваш талант, Денис!
Очень интересно, познавательно и даже юмора малость, особенно по материнской линии)))
Спасибо Вам!
С теплом))
Наталия Ильяшенко 26.05.2025 08:31 Заявить о нарушении
Денис Штерн 26.05.2025 09:15 Заявить о нарушении