П. И. Чайковский - Забыть так скоро...
("QUI la VOCE" 27 окт 2020)
150 лет назад появился на свет один из удивительных шедевров всей русской камерной вокальной музыки - романс "Забыть так скоро..."
Его написал совсем ещё молодой Чайковский на стихи друга своей юности Алексея Апухтина.
Романс "Забыть так скоро" называют миниатюрной вокально-инструментальной симфонией в трёх частях.
В первой части сразу возникает главная тема, впоследствии часто повторяющаяся - её называют "мотивом неизбежности", она возникает в фа-мажоре (мы, конечно, берём оригинальную тональность).
Во второй части "тема неизбежности" исчезает, на широкой ноктюрнообразной мелодии в ре-бемоль мажоре (который уже возникал как некое предвосхищение в качестве тонального отступления в первой части) на словах "Забыть как полная луна..." герой погружаясь в воспоминание, как бы вновь переживает во всей полноте чувства той незабываемой лунной ночи. Но подробности этого воспоминания тут же внезапно вновь возвращают к взволнованно-тревожному состоянию.
И в allegro 3-й части, с её "ритмом задыхания"(выражение Л.Толстого) память о вероломно нарушенных клятвах становится невыносимым ужасом и стремительно ведёт к кульминационному взрыву страсти и отчаяния - "Помнишь ты, в ночную пасмурную пору...".
Этот эпизод даёт исполнителям необыкновенные возможности трактовки - от горькой обиды и даже отчаянной мольбы до своего рода "обвинительного акта"! После чего следует психологический спад.
"Мотив неизбежности" звучит в третьей части уже в фа-миноре. Последние слова "Боже мой!" накладываются на 3-4 такты фортепианного отыгрыша, в котором далее секвенционно упорно повторяется один мотив, словно утверждающий, что по-другому и быть не могло.
Если говорить о третьей части, то здесь есть одна исполнительская проблема, которую
МЫ ВСЕХ ПРИГЛАШАЕМ ОБСУДИТЬ !!
В исполнительской практике обычно принято начиная с кульминационного соло на словах "Забыть так скоро, так скоро" и на фортепианном отыгрыше с последним "Боже мой!" замедлять темп, т.е возвращаться к первоначальному темпу романса. Между тем, некоторые музыканты резко критиковали эту традицию, говоря, что это недопустимое нарушение и непонимание трёхчастной формы.
Но и традиция такая возникла не на пустом месте - если в первом разделе сразу идёт стремительное нарастание напряжения, с огромной силой экспрессии, с интенсивностью тонального развития, сменой гармонических функций, то после кульминации наступает спад и герой возвращается как бы в первоначальное состояние, только ещё более психологически "выжатым".
Если среди наших читателей есть музыковеды, музыканты-исполнители, пианисты, вокалисты, то мы предлагаем вам высказать своё мнение по данной проблеме.!
И, конечно, мнение просто любящих музыку слушателей тоже чрезвычайно интересно!
(Материал с музыкальными фрагментами - в журнале "QUI la VOCE" во ВК от 27 окт 2020)
Свидетельство о публикации №225052401318