Стихи. Проза. Картинки. Страница 16-я

~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА НА – http://proza.ru/2025/05/24/1409


— Насколько хороша и удачна последняя ваша фотография! И насколько самая первая и ни то, и ни другое!
— Да, аудиорассказ – это процентов на 80 состоит из нашей с вами, Солнышко, переписки. Добавлены размышления о развлекухе, хлебе, зрелищах, харизме, внешнем и внутреннем слухах. А также завершающее рассказ стихотворение в трёх катренах.
Да, документализм в рассказе – на первом месте. Но – при этом, как ни парадоксально для некоей группы литературоведов-консерваторов, а для большей массы обывателей – тем паче, рассказ – документально-художественное произведение. Пьеса – диалог двух действующих лиц.
Причём композиционно-структурная новизна пьесы заключается в том, что, во-первых, действующие лица по именам ни разу не называются (ни автором, который за кадром, ни персонажами в обращениях друг к другу), а во-вторых, и это главное: Он и Она и не видят друг друга; и его, и её видят зрители в зале.
А для этого, если пьесу ставить в театре, сцена должна быть разделена на две изолированные комнаты, реально, зрительно никак не сообщающиеся друг с другом. Это у современного (молодёжного!) зрителя сразу вызывает аллюзию: персонажи живут друг от друга не рядом, может – не близко, в разных городах, или даже в странах, взаимно далёких как пространственно, так и по другим (каким-то!) параметрам.
Пьеса начинается с монолога Героя, в котором он констатирует дату и её связь с жизнью – его и близких. Взлохмаченные волосы и печальные глаза Героя выражают его глубокие переживания и факты действительности: раннее утро, Герой только поднялся с постели, умылся и, не озабочиваясь приведением в порядок своей седой шевелюры, высказывает свои чувства по жене, почившей 34 года назад (кто ему может запретить и первое, и второе?!). А спустя какое-то время (его можно только подразумевать, экшн – не терпит пустого молчания!) встряхивает головой, вспоминает племянника, чтобы сказать о старшем внуке, и пошутить: «Вот бы мне, аксакалу, так!». А Герой – действительно, аксакал, то есть седовласый и седобородый.
А то, что ему сразу отвечает Героиня вопросом: "Зачем вам жить на три страны?" – вовсе не означает, что ответ приходит тут же, в следующий момент. Подчеркну ещё раз особенности пьесы: композиционно-структурная новизна, пространственная разобщённость Героя и Героини, нон-фикшн и полный экшн, пусть и условный.
И ещё раз: Герой не приходит взлохмаченным на свидание с Героиней, он – только с постели и на своей персональной территории; а общение персонажей – может быть виртуальным, через мессенджер-переписку, а то – и мысленным, методом телекинеза.
Во втором монологе – очень коротком! – Герой уже причёсан: зритель должен догадаться, что прошло какое-то время.
Дальше – Герой предстаёт перед зрителями в других одеждах. а позже – и без бороды. И умный зритель понимает: время течёт и течёт, а Герой – не бездействует.
А как быстрые смены одежды и внешности, что необходимо для беспаузного экшн, воплотить на сцене? Если пьесу ставить для зала зрителей, то решение вопроса – это проблемы режиссёра, актёра, костюмера, художника, гримёра, осветителя.
Музыкальные паузы и выбор произведения тоже НЕ случайны: подсказывают, что Герой или Героиня занимаются возникшей задачей, на что нужно время, создают у зрителей соответствующие впечатления, мысли и чувства, а портреты композиторов говорят об их авторстве.
Мне можно было бы поработать и над сменой одежды Героиней. Но так как она всё-таки на вторых ролях, я не стал на это тратить свои усилия и время.
Если однако Солнышко своим голосом запишет мне все тексты от Героини (их ведь в сравнении с речами Героя совсем не много!), то я, режиссёр-продюсер, и её переодевал бы.
И пояснение не для "лириков", а ""физиков"" (двойные кавычки – не случайны!).
У них может возникнуть недоумённый вопрос к Автору: "Почему пьеса начинается упоминанием Героя о давно покойной жене, а потом на протяжении всех разговоров говорит только о себе, а о ней, Единственной и Неповторимой, – ни слова?!".

Во-первых, лирик и "лирик" сразу понимают, что действующее лицо – это и Марат Аваз-Нурзеф, и в то же время – герой литературного произведения, который как и Автор занимается художественным творчеством в стихах и прозе. Героиня это осознаёт сразу – хотя бы по стихотворению "Три жены", которое в начале пьесы Герой ей предлагает, а она – тут же прочитывает.

Во-вторых, очень показателен и содержателен большой монолог Героя о мышлении, образовании, эрудиции, кругозоре, харизме и – главное – о внутреннем слухе, необходимых для настоящего литератора.

В-третьих, Героиня не возражает ему, а значит, молча соглашается с ним.

В-четвёртых, всё это означает, что Герой как настоящий литератор, о чём бы и как бы он ни писал, у него в сознании, сердце и душе витает образ Единственной и Неповторимой. (Это и поясняется ""физикам""!)

В-пятых, предыдущий пункт доказывается 12-тистишием, которым завершается пьеса и в котором Герой называет по имени Единственную и Неповторимую, выражает свои непогасимые чувства к ней, а своим внешним видом и жестом показывает, что не сломался, держался и держится, творил и будет творить.


~~~~~~~~~~~~~~~~~~ СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА НА – http://proza.ru/2025/05/24/1417


Рецензии