Политрук

"Придём и первыми, кого будем вешать на столбах, это политруков", — так обещали немцы.
Хотелось бы высказаться вот о чём. Бытует мнение, поддержанное Виктором Астафьевым и описанное в его книгах, что политруки только и делали, что жались по блиндажам с медсёстрами, обладали приспособленческими чертами характера и никакой ценности для фронта не несли, их ещё назвали вторым эшелоном. Астафьев сам был на войне, многое видел и обобщил свой негативный опыт на всех. Его воспоминания и описания очень субъективны, он — классик, писатель-деревенщик, люблю его "Царь-рыбу" и другие произведения, но зачем же всех огульно под одну гребёнку?
Немцы обещали, если придут, в первую очередь будут вешать политруков и коммунистов.
Сейчас идеология поменялась, и слово "партийный" звучит иначе, нежели чем даже в брежневские времена, а тем более в сталинские, но без идеологической линии в армии тоже был бы раздрай, и давайте, положа руку на сердце, каждое время диктует свои правила и своих вожаков.
Нельзя всем присваивать звание приспособленца, этим мы обесцениваем труд многих и многих действительно честных людей и нашу Победу.
Каждый человек в войну складывал свой кирпичик в общее дело. Армия на то и армия, чтобы иметь идеологическую основу.
На место политработников сейчас в армию пришли священники, службу которых нельзя переоценить, она действительно священна. Но есть голоса, и их много, которые, ничего не понимая, дают и здесь повод усомниться в ценности батюшек на фронте, которые иногда ценой своей жизни несут свой священнический долг.
Во времена советской власти, тем более в сталинские времена, в войсках нужна была сила, которая могла бы нашу армию воодушевить. Мы знаем много примеров, когда политруки брали на себя руководство армией. Тогда, когда гибли комбаты, на их место вставали политруки и вели бой, рискуя жизнью и теряя её. Когда мы начинаем обобщать, не попахивает ли это тоже своеобразной идеологической целью?
Войну наш народ победил при Сталине, к нему можно относиться по-разному, но это факт! И, может, именно такая личность нужна была в руководстве страны, чтобы победить Гитлера, только с такой личностью мы смогли противостоять фашистам. Только такие качества характера Сталина помогли отстоять нашу Победу.
Личность Сталина, непоколебимая в своих взглядах, сын которого стал на фронте военнопленным и которого Сталин не обменял, хотя и мог. Только за это стоит его уважать. Думаете, он не любил своего ребёнка, и ему одному было известно, как далось ему это решение. Наверно, создавая политотделы в армии, Сталин понимал, что к чему!
История должна писаться по законам справедливости, потому любое мнение должно уважаться.
Но когда мы хотим подвести под одну черту всех, не обижайтесь, что и вас когда-нибудь обесценят, все ваши труды за излишнюю подчёркнутость какой-то идее, тогда, когда мир очень разнообразен и в нём есть место и подвигу, и предательству, потому что это человеческий мир — святой и грешный.
В год 80-летия Великой Победы в каждом городе России можно встретить военное фото Макса Альперта, датированное 12 июля 1942 года. Село Хорошее на Востоке Украины, где в это время шли бои за Ворошиловград, ныне город переименован в Луганск. Тогда, как и сейчас в этих краях, шла война с фашизмом, и устоять перед ним можно было, только совершая героические усилия. Участок защищала 4-я стрелковая дивизия. До Ворошиловграда (Луганска) оставалось не более 30 километров. Ротный командир старший лейтенант Петренко был ранен, и его заменил на боевом посту политрук Алексей Гордеевич Ерёменко, советский украинец, коммунист, на гражданке был председателем колхоза. При поддержке танков и артиллерии фашисты пёрли напролом, и ничто не могло их остановить. У бойцов от бомбёжки стала течь кровь из ушей, у них, ослепших и оглохших, лопались барабанные перепонки. Тогда политрук Ерёменко встаёт во весь рост, этот момент как раз запечатлён на фото, и со словами "За мной!" "За Родину!" "Вперёд!" он бросается в контратаку навстречу противнику, увлекая за собой роту. Завязывается рукопашная — прикладами, штыками. Атака гитлеровцев была отбита, в одной из траншей находят тело политрука Алексея Ерёменко, геройски погибшего в этом бою. Кто теперь скажет, что этот герой — председатель колхоза, коммунист — приспособленец?
Он не только высоко пронёс по жизни звание политрука, подавая пример настоящего героизма, но и дал понять, что есть моменты в жизни, когда нужно не только словом, но и делом доказывать своё главное предназначение — быть защитником родины.
Альперт назвал своё фото "Комбат", предполагая, что так и есть — герой его фото комбат, тем более он слышал, как на поле боя кричали: "Комбата убили!", но это был другой герой, а этот был на самом деле политруком, заменившим вышедшего из строя командира роты.
Потом, после войны, фото, пролежавшее 20 лет в архиве фотографа, будет опубликовано и будет иметь такой резонанс, что многие советские люди будут узнавать в нём своего погибшего родственника, а то и себя. Узнает о фото и подросший сын политрука, Иван.
А политруку навечно достанется в самый последний день своей жизни — бессмертие, где он будет поднимать роту и идти в атаку.
Последние секунды жизни и кадр бессмертия, на котором политрук жив и ведёт уставших и обессиленных бойцов за собой. Сколько мужества и стойкости в этом человеке.
Комиссар навеки стал символом героизма Советского народа, Народа-Победителя.
Для всех советских людей он — свой.
Вставший в полный рост первым, принявший огонь на себя и первый сгоревший в этом огне.
Вечная слава героям, погибшим на полях сражений, и память, которая не будет воровато брать отдельные эпизоды предательства, а объективно расскажет о политруках, служивших на благо родины, погибших и защищавших её в годы ВОВ, героев Брестской крепости и Курской Дуги, не дошедших до Победы, но сделавших всё, чтобы она пришла!


Рецензии