Конституционно-правовая ответственность в парламен
Н. Сибилев
Научный руководитель О.В. Роньжина1,
кандидат юридических наук, доцент
1 Сибирский федеральный университет
Конституционно-правовая ответственность- это закрепленная конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано ему диспозициями этих норм, обеспечиваемая возможностью применения уполномоченной инстанцией мер государственного (или приравненного к нему общественного) воздействия. Она является инструментом поддержания правового порядка, утверждения режима законности и защиты прав и свобод граждан, что является неотъемлемым условием укрепления и развития демократии.
В парламентской оппозиции она играет важную роль. Особенности парламентской ответственности выражаются в наличии особых признаков:
Это особый круг субъектов применения ответственности- парламент и его палаты; специальные субъекты, подлежащие ответственности- органы и должностные лица; специфические процедуры и специальный перечень принудительных неблагоприятных последствий, как правил- принудительное прекращение полномочий . В парламентских правоотношениях юридическая ответственность представлена основными своими разновидностями - административной и уголовной. Иные меры ответственности, которые не являются традиционными мерами юридической ответственности, предлагается отнести к конституционно-правовой ответственности. Многие из таких мер носят двойственную юридическую природу.
Парламентская ответственность в узком смысле — это ответственность органов и должностных лиц учреждений парламентского типа, в широком — ответственность представительных, нормотворческих органов и должностных лиц, депутатов всех уровней, включая представительные органы местного самоуправления, их депутатов, а также сотрудников аппаратов данных органов.
Парламентская ответственность в силу своего представительского характера является особым видом позитивной ответственности. Не только правомерное или неправомерное действие парламента может повлечь ответственность парламента. Ответственность парламента может заключаться в его непосредственной деятельности. Отсутствие межпарламентского сотрудничества, особенно на региональном уровне между субъектами Российской Федерации, может привести к неблагоприятным последствиям социально экономического развития региона. Такой вид ответственности отражает доверие населения к парламенту, проявляющееся в последующей определённости народа при подтверждении в последующих выборах мандатов депутатов предыдущего созыва.
Парламентская ответственность Правительства как в Рос¬сии, так и за рубежом носит в большей степени политический характер и относится к политической ответственности. Кроме того, данный критерий может быть сформирован в зависимо¬сти от формы правления: президентской, парламентской или смешанной. В зависимости от данного критерия такая ответ¬ственность может быть реализована:
- главой государства (Россия, США);
- парламентом (Великобритания, Италия);
- парламентом с согласия главы государства (Россия);
- главой государства с согласия парламента (Украина, Молдова).
Парламентская ответственность, будучи предусмотренной в большинстве государств, в том числе и в России, конституцией, относится к конституционной ответственности и включает в себя меры конституционно- правовой, а именно конституционной юридической ответственности, а также конституционной политической ответственности, При этом мерой конституционной юридической ответственности в России является импичмент (распространяющийся в настоящее время только на главу государства), а мерами конституционной политической ответственности выступают выражение недоверия правительству, а также отказ ему в доверии. Данные меры конституционной политической ответственности выступают из числа рассматриваемых стран в России, Соединённом Королевстве и Франции, как в парламентских и полупрезиденствких государствах . Парламентская ответственность устанавливает солидарную ответственность правительства за проводимый им политический курс и осуществляемую управленческую деятельность.
Таким образом, парламентская ответственность является особым видом ответственности, который способствует эффективной работе парламента и позволяет населению оценить его работу, а также является одним из элементов развития гражданского общества.
Список литературы
1. Папян А. А. Теоретические и правовые основы парламентского контроля и парламентской ответственности / А. А Папян — Текст : непосредственный // Молодой учёный. — 2020. — № 15 (305). — С. 224-229.Варламова Н. В. Третье поколение прав человека? / Н. В. Варламова // Российский юридический журнал. — 2011. — № 2 (77). — С. 9–18
2. Милль Дж. Ст. Размышления о представительном правлении / Дж. Ст. Милль. — Санкт-Петербург : Яковлев, 1863. — 361 с.
3. Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности / Н. В. Витрук. — Москва : Норма, 2008. — 447 с
4. Романовская О. В. Принцип деконцентрации государственной власти в конституционном праве / О. В. Романовская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2016. — № 2 (38). — С. 85–93.
Свидетельство о публикации №225052401623