Критика радикализма

Есть один анекдот с игрой слов:

- Вы когда-нибудь радикала полюбите?
- Ради... чего?

Впрочем, довольно с меня антиэстетики. Радикалов кто-то может любить, кто-то - нет. И моя позиция тоже весьма субъективна. Но я постараюсь приблизить ее как можно больше к реальности. И примеры приведу из реальной жизни.

Почему радикалов не любят?

Вернее, сформулирую этот вопрос так: "Чем вреден радикализм?" Независимо от того, являетесь ли вы членом общественного движения или просто где-то волонтерите, вы можете столкнуться с радикалом. На репутации всего движения и на репутации отдельных его членов это может сказаться не лучшим образом. Я активистка в абсолютно разных сферах, но ситуация везде одинаковая. Почему так происходит?

Во-первых, радикализм – это крайность. По сути, радикалы есть фанатики, которые навязывают другим свою точку зрения. Это мало кому понравится. А поскольку в движениях самые заметные люди – как раз радикалы, народ часто воспринимает всех членов движения в штыки.

Например, защитников животных нередко считают теми, кому плевать на людей – мол, главное, чтоб животным было хорошо. И частично на то есть причины: иногда я встречаюсь с навязыванием веганства, слышу новости о смертельных укусах беспризорных собак. Увы, немногие знают об адекватных зоозащитниках, которые выступают против жестокого обращения с животными, но не смотрят на мясоеда, как на врага народа.

Точно так же с феминизмом: распространен стереотип о том, что все феминистки ненавидят мужчин. На самом же деле такие встречаются лишь среди радикалок (и то не всех, а в основном среди сепаратисток).

Также хочу привести пример из моей активности в благотворительном фонде «Содружество». Поясню: это фонд помощи больным эпилепсией, и в нем я курирую группу волонтеров. Не так давно в нашей группе появился человек, в котором я узнала радикала. Назовем его господином Л. Он распространяет памятки по технике безопасности при эпилепсии. Идея, конечно, замечательная, однако есть одно «но»: эти памятки он шлет даже туда, где они не в тему. Поэтому его добавили в черный список в одной соцсети. После этого он стал просить меня распространять памятки. Я, конечно, фильтровала его просьбы. Но все равно в той соцсети членов нашей группы назвали «миньонами, которые умом не блещут».

Получается, из-за радикализма многие активисты оказываются без вины виноватыми. Я, конечно, не обижаюсь на хейтеров, но мне искренне жаль тех активных граждан, которые пострадали из-за радикализма.

Во-вторых, радикализм разобщает все движение. Радикалы часто воюют с целыми группами, которые не разделяют их точку зрения.
Так, зоорадикалы считают представителей реалистической зоозащиты живодерами. Радикальные феминистки презирают либеральных. Моей же группе волонтеров более или менее повезло: радикал у нас только один (а один, как известно, в поле не воин). Позже я затрону эту тему отдельно, но сначала расскажу, почему люди становятся радикалами.

Причины радикализма

Как правило, радикалы – это травмированные люди (реже - те, кто «заразился» радикализмом от других). К примеру, некоторые зоозащитники могли в свое время сильно пострадать от людей. Сепаратистки из радфем - подвергнуться насилию со стороны мужчин. А господин Л. в свое время потерял дочь: она утонула в ванной во время приступа эпилепсии. Теперь, по словам одной клинической психологини, он чувствует вину за то, что не уследил за дочерью.

Плюс радикализма

По моему скромному мнению, к радикалам все же есть смысл относиться с уважением. Причем не только и не столько потому, что эти люди имеют психотравму.

В своем очерке «Пирамида» я написала, что легче всего либо что-то идеализировать, либо что-то обесценить. Так что бриллиант можно найти и в радикализме.

И вот какой бриллиант нашла я: энтузиазма радикалам не занимать. Если они и выгорают, то происходит это отнюдь не быстро. Тот же господин Л. уже пять лет беспрерывно занимается своей деятельностью и охотно реализует не только свои, но и мои идеи. Более того, именно он не пропускает ни одной волонтерской встречи, а также взаимодействует с органами власти.

Как быть с радикалами?

Возможно, начинающие лидеры (или просто члены) различных активистских групп зададутся этим вопросом. В таком случае, выражу собственное мнение, основанное на личном опыте.
Прежде всего, радикалов не должно быть много. В идеале - не более 10% от всей группы. Чем меньше у них абсолютных сторонников, тем больше вероятности, что радикалы смягчатся. Конечно, есть риск, что они создадут целое течение (как в тех же зоозащите и феминизме), но в маленькой группе пресечь это вполне реально.

Кроме того, нужно относиться к таким людям с пониманием. Они даже могут и сами не осознавать, что являются радикалами (так произошло с господином Л.). И вообще, травма — это беда человека, а не его вина.
В то же время, важно уметь говорить «нет». Боитесь, что человек обидится? Если как активист вы ему дороги, он к вам прислушается. А если не дороги - скатертью дорога!

Оффтоп: прямо песня Юрия Энтина вспомнилась :). Кто не в теме, посмотрите «Бременских музыкантов».

Конечно, когда у радикалов уже сформировалось целое течение, трудно доказать окружающим, что в той или иной группе есть и нефанатичные люди. Однако можно попробовать спокойно рассказать всю правду. Умные поймут, а глупым бесполезно что-то доказывать.
 
А как думаете вы?

2023


Рецензии