Диалог Dasein с реальными сущностями

Прости меня, многоуважаемый Мартин Хайдеггер.
Никак не мог понять полноту смысла понятия дазайн.
Решил сделать такую диалогическую раскладку.

Спектакль «Присутствие»

Действующие лица: 

Dasein — человек в своем бытии 

Мир — воплощение окружающего пространства и обстоятельств 
Смерть — символ конечности человеческого существования 
Забота — персонификация переживаний и заботы о мире и себе 
Настроение — отражение эмоционального состояния и восприятий


Сцена 1. Пространство пустоты, посреди которого неподвижно сидит Dasein.

Dasein (тихо размышляя):

Что такое существование, если не боль от осознания своей отдельности?
Кто я?
Зачем я здесь?
Какова цель моего пребывания?


(Выходит фигура Мира)

Мир:

Ты погружён в мои пределы, заключённый в моём пространстве. Ты принадлежишь мне изначально, как частица целого. Но почему-то продолжаешь искать свою индивидуальность отдельно от меня...


Dasein:

Я чувствую, что заблудился в ваших пределах...
Моя свобода ограничена вашим присутствием.
Я вынужден находиться здесь, чувствовать, переживать.
Почему нельзя избежать вас?


Мир:

Здесь, в моей реальности, существует именно твоя сущность. Здесь твои руки касаются предметов, твои глаза видят цвета, твои уши слышат голоса.

Ты существуешь в моём теле, но постоянно пытаешься вырваться наружу, чтобы обрести свободу. Это невозможно. Таково ваше Бытие-в-Мире.


(Появляется Забота)

Забота:

Помнишь своё стремление жить?
То чувство тревоги перед неизвестностью будущего, сомнения в собственных силах?
Именно оно ведёт тебя вперёд, толкает исследовать этот мир. Я – причина твоей активности, движущая сила твоего существа.


Dasein:

Моя тревога, мой страх перед будущим, эта постоянная необходимость заботиться обо всём вокруг...

Разве это не лишает меня покоя?
Почему я не могу освободиться от неё?


Забота:

Именно благодаря беспокойству ты ощущаешь своё присутствие.

Оно даёт тебе возможность принять решение, действовать осознанно, двигаться дальше, даже несмотря на неопределенность. Без заботы ты потерял бы смысл самого себя.


(Фигура Смерти появляется медленно, спокойно)

Смерть:

Вся ваша активность, ваши усилия направлены к одной цели — приближению конца вашего пути. Всё, что ты делаешь, ведётся к одному итогу — моему приходу. Поэтому будь благодарен каждому мгновению жизни, потому что именно она делает возможным твоё существование.


Dasein:
Так вот зачем я стремлюсь сделать больше, проживать каждую минуту полноценно?
Чтобы потом, глядя назад, почувствовать удовлетворение от прожитого времени?


Смерть:
Да, ибо осознавая конечность своего бытия, ты обретаешь способность ценить каждый миг.

Мои часы неумолимо идут вперед, оставляя следы вашей уникальности и значимости в каждом вашем поступке.

(Откуда-то сверху спускается форма Настроения, меняет оттенки цветов и формы)


Настроение:
Видишь тот блеск солнца утром, чувствуешь запах дождя, наслаждаешься вкусами еды?
Все это воспринимается тобой сквозь призму эмоций. Только чувства делают мир глубоким и многогранным. Через меня открывается истинная природа твоей личности.

Dasein:
Значит, эмоции определяют мое восприятие действительности? Они формируют мою связь с миром, окрашивая его красками радости, грусти, удивления?

Настроение:
Верно. Твоя личность формируется именно этими чувствами, оттеняя каждое мгновение особым образом. Их интенсивность помогает раскрыть богатство жизни и наполнять её глубиной смысла.

Dasein (медленно поднимается, озаренный пониманием):
Теперь ясно, кто я такой.

Быть — значит существовать в мире, переживая каждую минуту, заботясь о будущем, зная, что впереди конец пути, и позволяя эмоциям раскрывать всю полноту жизни.

Я существую не сам по себе, а совместно с окружающим пространством и временем.

Моё бытие — открытый проект, создающий саму основу моего присутствия.

(Свет постепенно угасает, фигуры растворяются в темноте).


Конец сцены


Этот  сценарий добавляет большую выразительность образам, усиливает конфликт внутреннего разума Dasein с внешними силами и подчёркивает сложность взаимосвязей между сознанием, окружающей средой и человеческой сущностью согласно мысли Хайдеггера.


Рецензии