Dasein это способ бытия
Студент:
Профессор Хайдеггер, не могли бы вы объяснить мне смысл вашего понятия "Dasein"?
Хайдеггер:
Прежде всего, важно понять, что "Dasein" — это не просто слово, оно отражает фундаментальный способ бытия человека.
В немецком языке это слово буквально означает "присутствие" или "пребывание здесь".
Но в моём философском проекте "Dasein" — это существование человека, которое обладает осознанием самого себя и пониманием своего собственного бытия.
"Dasein" — это тот способ бытия, в котором человек не просто есть, а задаёт себе вопросы о своём существовании.
Это "быть-здесь", наличествование, характеризующееся наличием понимания своего собственного бытия и временности.
В отличие от предметов, которые просто "есть", "Dasein" — это бытие, которое способно к пониманию и заботе о себе.
Это бытие, которое "покончило" с непониманием себя, и способно на саморефлексию, на обращение к самому себе.
То, что делает "Dasein" особенным, — это способность быть "заботящимся" существом, то есть иметь отношение к своему миру, к другим людям и самому себе.
Таким образом, изучение "Dasein" — это попытка понять, что значит быть человеком, как человек существует в мире, и как он осознаёт свою конечность и своё "бытие-к-смерти".
Позвольте пояснить различие между понятием "Dasein" и тем, что вы называете "объективной реальностью", воспринимаемой через ощущения.
"Объективная реальность" в традиционном понимании — это мир вещей, существующий независимо от того, воспринимаем ли мы его или нет.
Это то, что дано нам в ощущениях — зрение, слух, осязание — и что мы считаем фактическим, внешним существованием вещей.
Однако "Dasein" — это не просто созерцание или восприятие этого мира, а способ бытия самого человека, его существование в мире как субъекта. "Dasein" неотделимо от своего мира — он не наблюдатель со стороны, а участник, обладающий самосознанием, заботой и пониманием.
Ваша "объективная реальность" — это содержимое опыта, объекты, явления, ими можно управлять, описывать и измерять.
Но "Dasein" — это та структура бытия, через которую вообще возможно появление опыта и осмысление этого мира.
Поэтому "Dasein" — это не то, что воспринимает мир, а сам субъект, бытие, в котором возникает понимание смысла мира и собственного бытия в нём.
Это первичный опыт бытия, который предшествует всякому научному или объектному рассмотрению реальности.
Иными словами, "Dasein" — это не просто "наблюдатель" внешнего мира, а то, через что мир становится явлен, осмыслен и пережит как значимый.
Позвольте объяснить, как можно понять структуру бытия в том, что я обозначаю понятием "Dasein".
Прежде всего, "Dasein" — это не простой объект или сущность; это бытие, для которого характерна своя экзистенциальная структура, раскрывающаяся через анализ его фундаментальных модусов существования.
Эта структура включает в себя несколько основных компонентов, которые взаимосвязаны и определяют способ бытия Dasein:
1. Бытие-в-мире (In-der-Welt-sein)
Dasein всегда уже находится "в мире", то есть его существование не изолировано, а неизбежно связано с окружением, с другими людьми, с различными вещами и смыслами. Это не простое соседство, а со-бытие и вовлечённость.
2. Забота (Sorge)
Основная экзистенциальная характеристика Dasein — это забота. Забота проявляется в том, что Dasein активно участвует в мире, направлено на своё собственное существование и на отношения с другими.
3. Бытие-к-смерти (Sein-zum-Tode)
Dasein осознаёт свою конечность — оно "бытийствует" в ожидании смерти. Понимание конечности придаёт всякому выбору и действию особое значение.
4. Фактичность (Faktizit;t)
Dasein всегда "брошено" в мир, оно не выбирает свои начальные условия, обстоятельства, культуру и историю. Оно существует в этих условиях и обязано с ними считаться.
5. Понимание (Verstehen)
Dasein обладает способностью к пониманию собственного бытия — оно интерпретирует себя и мир вокруг.
6. Распорядок или настроения (Befindlichkeit)
Dasein переживает себя через настроения, которые открывают ему мир определённым образом — например, беспокойство, радость или отчуждение.
Эти экзистенциальные структуры не существуют отдельно, а постоянно взаимодействуют, собирая воедино тот уникальный способ существования, который и есть Dasein.
Таким образом, структура бытия Dasein — это не набор простых характеристик, а комплексное единство, через которое человек раскрывается самому себе и миру.
Это фундаментальный онтологический анализ "бытия-человека" как такового.
"Dasein" — это именно экзистенциальная структура.
В моём философском словаре "Dasein" обозначает особый способ бытия человека, который характеризуется своей уникальной структурой, связанной с присутствием в мире, осознанием своей конечности, заботой и пониманием.
Это не предмет или статичная сущность, а динамическое существование, которое раскрывается через определённые экзистенциальные модусы — такие как бытие-в-мире, обеспокоенность, понимание, временность.
Эти модусы образуют структуру, которая и есть "структура бытия" Dasein.
Иными словами, "Dasein" — это не что иное, как совокупность фундаментальных способов существования, которые делают возможным сам факт существования человека и его особенную связь с миром и самим собой.
То есть, да, — "Dasein" — это именно экзистенциальная структура, раскрывающая смысл и особенности человеческого бытия.
Свидетельство о публикации №225052401761