Глава 14. Середина четвертой брааны

Учёба в четвёртой браане продолжается, и ситуация с дневником для Торас завершена – это определённо радостный момент. Девочка не долго об этом думала – дальнейшая учёба оказалась настолько интересной, что захватила всё её внимание, а если и вспоминала об этой ситуации, то только на уроках по алхимии. Спустя какое-то время школьницу посетила мысль о том, что все неликлинцы по-разному относятся к арлидахам: кто-то хорошо, кто-то плохо, кому-то на них вообще всё равно, кто-то ещё как-то; а у самой Торас есть личная причина плохо относиться к Анцун, и мало кто этим может похвастаться. И нет – неликлинка таким образом не пыталась утешить себя или побаловать своё самолюбие – она пробовала найти плюс в этой ситуации, да и вообще это просто такой забавный момент.


Предметы в школе действительно оказались настолько интересными, что Торас почти и не заметила, как наступила уже середина брааны. И сегодняшний день – 20-е аарганы, плейра – подтверждение той увлекательности.

В этот клинук, следующий за ракри, первым уроком также стоит астрономия. И, когда занятие началось, Кцинда обозначила тему:

– Всем привет! Сегодня мы вернёмся к Неликлину. Поговорим немного об особенностях орбиты и перейдём к физическим характеристикам нашей планеты.

Итак, вы знаете, что орбита Неликлина – это не совсем пустое пространство. По ней перемещаются осколки Ахнафтара. Но одной из главных её особенностей является то, что помимо нашей планеты в число самых крупных объектов Кольца Урока входит АралОюрклин-1, ФтархафЭклин-2, ЭнстлюклАулин-3 и КлЮлин-4. Все они, включая Неликлин, существуют для того, чтобы осколки Ахнафтара не разлетелись по Атараркре и не повредили остальные планеты-5. Эти пять объектов не сталкиваются друг с другом из-за орбит разного размера и недостаточной для этого гравитации. И они считаются мини-версией основных планет Атараркры до Неликлина включая его. То есть наша планета не аналог какой-то другой, а реальный связующий элемент между этими двумя группами.

Лето, как вы знаете, длится целую браану – то есть шесть аргэктунов, а зима и межсезонье – по четыре. Разная длина клинуков объясняется тем, что Неликлин вращается вместе с окружающими его астероидами, гравитации которых недостаточно для того, чтобы они столкнулись с планетой, но достаточно, чтобы по мере приближения к ней она замедляла своё вращение. Но здесь необходимо добавить, что именно чувствительная ось Неликлина позволяет этому быть, – если бы эти астероиды вращались вокруг какой-нибудь другой планеты, они бы на неё так не влияли. А причины чувствительности оси нашей планеты до сих пор неизвестны. В этой группе объектов все тела примерно одного и того же размера, и двигаются они с одной скоростью. Это и обеспечивает стабильность группы, а также астероиды защищают нашу планету от других своих собратьев. Кстати, резервация первых людей перед их высадкой на Неликлин была как раз на одном из астероидов группы. Называется он АхИстплинлид-6.

Теперь поговорим о физических характеристиках Неликлина-7. Итак, его радиус составляет одну тысячу двести пятьдесят доукларгов-8; длина окружности большого круга – то есть экватора – семь тысяч восемьсот пятьдесят четыре доукларга-9; площадь поверхности – девятнадцать миллионов-10. Гравитация равна двадцати двум нелантаху на пта в квадрате-11; средняя температура по планете – сорока двум градусам-13. Состав нашей атмосферы под водно-паровой оболочкой следующий. Доля азота – сто девяносто кразд-13, кислорода – шестьдесят четыре кразды-14 и остальных газов – две кразды-15. Атмосферное давление равно одному плуну-16, а влажность воздуха – двести сорока шести краздам-17.


Проходившие после астрономии уроки также очень важны, и все они посвящены точным наукам. А на время, отведённое на урок перед тем, как ученики отправятся отдыхать в свои постели, поставлена трансцендентность. Хотя её нельзя назвать неважной или неточной – как раз наоборот, просто она менее напряжённая, чем предыдущие предметы. Это в том числе обусловлено тем, что ту часть программы, посвящённую экзогностике, ребята уже прошли, и сегодня они начинают новый раздел. Поэтому сейчас их интерес особенно подогрет.

Когда все уселись и начался урок, Отостэмпо начало вводить детей в курс дела:

– Всем привет! Я искренне надеюсь, что большинству из вас экзогностика показалась интересным предметом, а те, кто с нетерпением ждал следующую часть программы, частично удовлетворили свой интерес, ведь кое-какие моменты экзогностики напрямую намекают на связь между науками. Если я право, то я со спокойной душой перейду к следующей теме.

После того как вы уже уяснили, что даже в абсолютно разных мирах можно найти общие черты, и убедились в этом на собственном опыте, можно переходить непосредственно к связям между дисциплинами. Ведь, если вы посмотрите на что-то совершенно вам не знакомое, вы не закатите глаза: «Ыыыы, это ж другое»; вы вспомните, что общие черты есть практически везде, и почти без труда сможете их узнать.

Не думаю, что раскрою сильно большой спойлер, если скажу, что все дисциплины друг с другом связаны. Человек привык делить всё сущее на энергию и материю, потому что материю он видит всегда, ему так удобней. До десятого аргэартаактона неликлинцы в упор не желали замечать энергию. Но именно в этот период времени история так сильно всех прижала, что неликлинцы с тех пор решили больше никогда не забывать об этой разновидности сущего. Из физики вы знаете, что по факту всё есть энергия, ведь было Великое расхождение и всё такое прочее, а материя при этом – лишь её форма. Пожалуй, это основной принцип, о котором следует помнить, когда мы работаем над трансцендентностью.

Она относится к тем наукам, которые копят информацию. То есть всё по ней выучить невозможно. Но в оставшейся части брааны мы разберём с вами основные принципы, которые пригодятся вам для будущей работы. И прежде всего это важно для изучения той дисциплины, которую вы выберете при поступлении в академию.

Что с чем связывать, зависит не только от основной и смежных наук, но и от того, какой вопрос поставлен в исследовании. Чем чётче он звучит и чем яснее определены его цели, тем лучше. И, как вы понимаете, лучше всего будет показать это на примере. Основные смежные науки для каждой из самых популярных дисциплин перечислены в двадцать первой главе учебника.

Для того чтобы обнаружить связи между науками, необходимо определить их самих, а также уровни, на которых они пересекаются. Это очень важно при решении задач. В качестве примера давайте разберём магическую риторику, – Отостэмпо написало название дисциплины на доске. – Это самый популярный и понятный образец. Она изучает все существующие магические эффекты и прогнозирует, к чему может привести их использование. И в общий список смежных с ней дисциплин входит алхимия, лингвистика и прогностика, – Отостэмпо написало под магической риторикой три эти науки в строчку. – Теперь давайте зададим к основной дисциплине исследовательский вопрос. Ну например, «база приключенческой магии через девяносто шесть атаруков», – Отостэмпо написало его под тремя смежными науками. – Нужно помнить о том, что каждый исследователь индивидуален. Поэтому если два человека поставят перед собой один и тот же вопрос, они с большей долей вероятности получат разные ответы. В качестве чего-нибудь отвлечённого к нашему примеру можно добавить, например, то, что приключенческая магия делится на так называемые драматургические ходы и ходы искреннего интереса. Это сразу наводит на мысли, а какой доле людей важно, чтобы происходило хоть что-нибудь, а кто умеет направлять и наполнять смыслом свой интерес. И к уже существующему списку наук можно добавить психологию и социологию, – Отостэмпо написало эти две дисциплины ещё ниже на доске. –

Уровни, на которых пересекаются науки, – это более сложная тема, мы её разберём потом. Но исследователь трансцендентности Дарн считал, что все дисциплины связаны между собой по одной схеме. Правда, чуть позже к своей основной он добавил ещё две. На пятьдесят шестой странице в учебнике вы можете их увидеть – это человечек, паучок и цветок. Все элементы – то есть все уровни пересечения – там подписаны.

В качестве домашнего задания вам нужно будет расписать любой свой исследовательский вопрос – уже существующий в вашей голове или тот, который только родится, – по схеме, которую я вам показало.

Помимо основного учебника у вас есть большая «АнцАттамАу» – это энциклопедия, в которой охвачено максимально возможное количество связей между всеми дисциплинами на известных по каждому случаю уровнях. Если она слишком тяжёлая, припудрите её пыльцой облегчения. Пользуйтесь ей свободно, она – ваш большой помощник. А на сегодня урок окончен. Всем спасибо!


Обеим девочкам – и Торас, и Налуи – понравился урок. Синеволосая неликлинка считает, что он уже помогает ей разбираться в своей дисциплине, ведь, как оценивает сама школьница, материал по ней изучен пока что в недостаточной мере. Налуи же так не думает. Она, находясь ещё под впечатлением от самого первого урока по трансцендентности, пока не может оценить потенциал своей науки, да и собственный тоже. А на это, как верит оранжевоглазая неликлинка, нужно время. И она абсолютно права в этой вере.

В любом случае у всего класса сейчас будет возможность поразмышлять о прошедшем уроке. Тем не менее временем, выделенным на сон, подруги решили воспользоваться по назначению – пошли спать. Ведь Налуи в эту часть учебного дня делает домашнее задание только по историографии, которой сегодня нет.


Отдохнувшие – те, кому нужен был отдых, – теперь готовы принимать в себя знания по остальным предметам за сегодняшний день. И шестой по счёту урок – регулирование жизнедеятельности (право). Надо сказать, что программа брааны по нему имеет примерно ту же структуру, что и по трансцендентности, – в первой половине ребята изучали теорию, во второй же они перейдут к более практическим вещам.

Кабинет регулирования жизнедеятельности находится в ветке систем и правил по адресу А3 – на центральной винтовой лестнице нужно развернуться, повернуть налево, и класс будет третий справа.

Учителя зовут ТасАнэ, бесполая. У неё сиреневые прямые до лопаток волосы и светло-зелёные глаза.

Тасанэ начала урок, после того как все почувствовали запах тетради:

– Привет, класс! Вы все отлично усвоили теорию, и теперь мы будем разбирать практические вещи, которые могут стать частью вашей жизни в любой момент. Перейти я предлагаю к самому началу пути, а именно – к тому времени, когда вам подбирается имя.

Вы знаете, что по закону два человека не могут носить одно и то же имя. Но обеспечить соблюдение этого правила не так-то просто. Ведь Неликлин существует более тринадцати аргэартаактонов, и всё это время придумывать новые имена было бы довольно проблематично. Поэтому здесь есть небольшая уступка. Ранее использованное имя брать можно, но только в том случае, если оно старше четырёх поколений – если ему более двухсот атаруков. Также существует бессрочный запрет на использование имён известных людей Неликлина – исторических личностей. При формировании ребёнку имени можно брать различные гендерные вариации уже существующего, но также с одним условием – если оно зарегистрировано в другом городе. Здесь следует напомнить, что большинство мужских имён оканчиваются на согласную букву, женских – на гласную «и», имён гермафродитов – на «о» и бесполых – на «э». Конечно, неликлинцы приветствуют разнообразие, просто это такое негласное правило. Ну вот, незанятое имя может взять ребёнок любой расы и любого пола. Вариацию же занятого можно взять новорождённому той расы или пола, которые отличаются от расы или пола человека, носящего его. Например, моё имя – Тасанэ. Мужской его версией может быть «Тасан», женской – «Тасани» и для гермафродитов – «Тасано». Если любая из этих вариаций не занята, её может взять новорождённый, проживающий в отличном от Нюина месте. У работников госорганов есть доступ к базе имён, с помощью которой они следят за отсутствием совпадений. Поэтому, если все перебранные молодыми родителями варианты оказались заняты и больше они ничего придумать не могут, работники могут помочь со словообразованием или заглянуть в более старую базу. Но чаще всего неликлинцы всё придумывают сами.

В этом деле есть ещё пара ограничений. При создании имени запрещено использовать реальные слова и значения. Оно должно играть исключительно эстетическую роль. Называть детей в честь кого-то также нельзя – человек с таким именем будет тянуться к своим предкам и двигать историю назад. Когда душа инкарнируется, мы не знаем её планов. Но ей ничто не должно мешать их осуществлять. А имя с каким-то конкретным значением или просто чьё-то чужое имя может значительно её ограничивать. Большинство из нас очень любят историю. И однажды Контури Лассон, не без рекомендаций Анцун, конечно, ясно дала нам понять, что историю необходимо творить, а не слепо поклоняться ей. Поэтому главное – то, что человек собой представляет, а не то, из какого он рода и что от него ожидают другие. При этом никто никому не запрещает чтить память своих предков, просто не нужно всё валить в одну кучу.


В школе на различных уроках учителя уже привели множество примеров про Контури Лассон. А история – это та дисциплина, где их больше всего. И стоит отдать должное Солену, ведь он не стал акцентировать на них внимания, иначе бы правительница превратилась в бедняжку, которую всем бы хотелось пожалеть, ведь она столько всего пережила. История для Торас – это хороший источник информации, который помогает девочке понять мотивацию Контури двигаться дальше и заставляет её ещё больше ей восхищаться. Вот только употребление Тасанэ имени правительницы с именем «Анцун» в одном предложении вызвало у Торас странные чувства…


Следующий за регулированием жизнедеятельности урок – ситуативистика. Она в чём-то на него похожа, но есть и отличия. В частности, обе дисциплины изучают различные жизненные ситуации, только право занимается их юридическим оформлением, а ситуативистика прорабатывает алгоритм действий в случае непредвиденных обстоятельств, которые не относятся ни к безопасности жизнедеятельности, ни к регулированию
.
Кабинет находится в той же ветке – систем и правил, – что и класс регулирования, но по адресу А2 – это соседнее помещение, так что дети быстро туда перебрались.

И вот сегодня учитель рассказывает, что делать, если после парящего сна заклинило люк, а человек при этом живёт, например, на 16-м этаже.

– Бывают случаи, когда вам срочно нужно на учёбу или работу, а соседей по крыше у вас нет. Мало того, что вам нужно починить люк, – вам необходимо и кровать эвакуировать, и выбраться самим. Для всех этих целей есть специальные службы, которые ими занимаются. Номера телефонов есть на доске. Перепишите их, пожалуйста, в тетрадь. По первому номеру эвакуируют вас самих, по второму – опустят вашу кровать, если это необходимо, а по третьему – починят люк.


Уроки пошли очень интересные, и по ним действительно не нужно сильно напрягаться. На сегодня остался последний – искусство Неликлина.

Кабинет находится в ветке творчества по адресу Ф4 – от класса ситуативистики это третье справа помещение (у границы этажа).

Сейчас там рассказывают как раз про ту самую фрактальную магию, о которой случайно проговорился Солин:

– Из геометрии вы знаете, что фрактал – это структура, полностью или частично повторяющая саму себя на разных уровнях-18. В искусстве они бывают динамическими. Это значит, что они раскрываются в пространстве-19. Например, двухмерный динамический фрактал можно раскрыть при помощи эффекта широкого импульса-20. Это если не использовать магию.

Сегодня же нас интересуют магические динамические фракталы. И самый известный из них – это фрактал-шар, – учитель с помощью проектора показал его конечную стадию раскрытия – то есть когда он уже в виде шара. – На моём столе стоит такой же, но в начальной своей стадии – нераскрывшийся. Это трёхмерный фрактал, его структура начинает формироваться из одной точки в двух направлениях – вниз и вверх. Основной её эпизод – это ветвь, разрастающаяся на несколько уровней. Количество отростков в подобных фракталах может быть любым, но минимум их должно быть три. Когда достигается последний уровень, свободные концы начинают создавать некую плёнку – будущую поверхность шара. Те из них, которые и сверху и снизу образуют срез полушарий, начинают тянуться в противоположную для себя сторону, формируя таким образом окружность большого круга, благодаря чему шар в конечном итоге станет целым, – учитель продемонстрировал строение такого фрактала с помощью проектора. – Поверхность может быть прозрачная, непрозрачная, полупрозрачная; на ней может быть рисунок – в любом случае это очень красивая магия, – учитель активировал свой фрактал-шар, который стоит у него на столе, и школьники сами убедились в этой красоте. –

Иногда фракталы являются атрибутом танцев полуматерии-21. Спортсмены их просто вкраивают в свои костюмы. Используют как двухмерные, так и трёхмерные. Но динамические фракталы в таком явлении, как спорт – редкий атрибут, и раскрываются они зачастую только в конце танца, потому что рулон как до раскрытия, так и после может оказаться очень громоздким, стеснять движения и повышать риск травмы. Но если они используются, это действительно очень красиво и даёт спортсмену дополнительные очки.


Магическое программирование в искусстве – одно из основных направлений, интересующих Торас. Поэтому прошедший только что урок представил для неё наибольший интерес. Хотя, когда он только начинался, фракталы показались девочке слишком простыми, чтобы им можно было посвящать программирование. Но потом, когда она узнала о дополнительных функциях, она убедилась, что это комплексная магия, которая и создаёт невероятную красоту, и подпитывает исследовательский интерес. Так что этот вид искусства неликлинка точно возьмёт на вооружение.


Впоследствии и Торас, и Налуи вполне серьёзно отнеслись к выполнению домашнего задания по трансцендентности. И если оранжевоглазая неликлинка расписала тот исследовательский вопрос, над которым она работала в дискуссионном клубе, то синеволосой пришлось предварительно подумать.

У Торас после некоторых размышлений получилось следующее. В качестве основной дисциплины она выбрала конечно магическое программирование; в группу смежных она вписала алхимию и программирование; исследовательский вопрос поставила таким образом: «Как влияние кластеризации на формирование микро- и макрообъектов может способствовать прорыву в искусстве?»; и в группу дополнительных смежных дисциплин, возникших в результате появления этого вопроса, Торас вписала химию, геометрию и искусство.

Налуи же взяла тот самый исследовательский вопрос, над которым она работала в дискуссионном клубе сразу, как только пришла туда. Её основная дисциплина – историография; смежные с ней – история и искусство историй; исследовательский вопрос – «Как соединение атмосферы и историографии способствует созданию новых нейронных связей в головном мозге и влияет на дальнейшее поведение человека?»; и дополнительные смежные дисциплины – амбиалогия, нейробиология и бихевиоризм-22.

Обе девочки получили максимальную оценку за свой труд. Только к работе Торас Отостэмпо сделало пояснение, что для самого исследования задавать вопрос нужно чётче, но тогда этого и не требовалось. А по работе Налуи оно поняло, что девочка уже занималась своим вопросом.


Примечания:

1 – Церера – от нел. «аралОй» – перед, «юрма» – жизнь, «клин» – планета – «планета, застывшая в состоянии до того, как на ней могла бы образоваться жизнь».
2 – Паллада – от нел. «Ахнафтар» – Фаэтон, «хафЭ» – фантом, «клин» – планета – «фантом Фаэтона» – планета, бывшая ядром Фаэтона.
3 – Веста – от нел. «энаклаул» – шар, «стлю» – смещать, «клин» – планета – «сплющенная планета».
4 – Гигея – от нел. «клюн» – маленький, «клин» – планета – «маленькая планета».
5 – В Альтернативной Солнечной системе. Там же гравитация перечисленных объектов несколько выше реальной.
6 – (Нел.) – «а» – один, первый, «хист» – «не», «аплин» – форма, «лид» – большие твёрдые материалы, почва – «первая бесформенная глыба».
7 – Здесь следует заранее сказать, что такие характеристики, как полярное сжатие и наклон оси у Неликлина отсутствуют.
8 – 2 048 км.
9 – 12 868 км.
10 – 52 707 178,53 квадратных километров.
11 – Примерно 22,6 нелантахов на пта в квадрате – 5,73 метра на секунду в квадрате.
12 – Эквивалентно 42 градусам по Цельсию.
13 – 74,2 %.
14 – 25 %.
15 – 0,8 %.
16 – 2,5 бар.
17 – Примерно 96 %.
18 – Так в неликлинском варианте звучит определение фрактала.
19 – Суть динамического фрактала в Неликлине отличается от той, что принята на Земле.
20 – Эффекта домино.
21 – Так неликлинцы называют разновидность танцев, главный атрибут которых – ткань. Полуматерия в данном случае – синоним слова «ткань».
22 – Раздел в психологии, изучающий поведение людей (и в Неликлине, и на Земле).


Рецензии