День Победы над Османской империей 21. 07. 1775

В лагере при болгарской деревне Кючук-Кайнарджи 10 (21) июля 1774 года был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор между Россией и Османской империей. Это была затяжная война, длившаяся с 1768 по 1774 годы, исход которой решили умелые действия графа П. А. Румянцева. Он завершил первую турецкую войну императрицы Екатерины II.  За свои заслуги Пётр Александрович получил титул «Задунайский». Одним из главных героев русско-турецкой войны был генерал-аншеф князь Василий Михайлович Долгоруков. Под его руководством в июне 1771 года 2-я армия вошла в Крым.  Он получил от императрицы Екатерины Великой победный титул «Крымский».
В условиях мира русские торговые корабли в турецких водах пользовались теми же привилегиями, что и французские, и английские, Россия получила право иметь свой флот на Черном море и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы.  Полуостров Крым получил автономию от Оттоманской Порты, и в 1783 году вошёл в состав Российской империи.
Такие события требовали небывалого празднества!

В России же никак не удавалось справиться с бунтовщиком Пугачевом, который еще в 1773 году объявил себя Петром III.   Возмущение переходило от одной деревни к другой. 12 июля 1774 года штурмом была взята Казань.  В Москве чернь была в таком настроении, что правительство одно время боялось, «что бы Пугачев не наделал в ней какой ни на есть пакости».  Вера в него, как в Петра III, в Москве была очень сильна, поэтому Москва была избрана местом для суда и казни Пугачева. Казнь состоялась 10 января 1775 года. После отсечения головы было исполнено четвертование. Отрезанные части тела несколько дней выставлены были около московских застав, потом сожжены вместе телом, а пепел развеян палачами.

В России издавна существовала традиция устраивать народные гулянья при вступлении на трон русских царей, которые всегда, даже когда столицей России стал Петербург, короновались в Москве. 
На этот раз решено в Москве было отпраздновать заключение мира с турками. Торжества по случаю заключения   Кючук-Кайнарджийского мира, должны были поставить Екатерину в ряд чтимых народом монархов, действовавших во славу России.   Роскошью и разнообразием праздников Екатерина старалась возвысить блеск своего двора и затмить пережитое ею тревожное время. 
Через две недели после казни Пугачева в Москву прибыла императрица Екатерина, и здесь принимала участие в удовольствиях столицы.

 До 1775 года все огромное пространство Ходынского поля было не застроено, здесь располагались пахотные земли ямщиков Тверской слободы, здесь же пасли стада жители окрестных деревень и добывали глину. По повелению Екатерины II здесь было решено устроить торжества по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира после 6-и летней войны с Турцией и открывшего России выход в Черное море. Проектов праздника было много, но все они были отвергнуты Екатериной II.

 Сама императрица придумала сценарий народных гуляний.  Вот что писала она по этому поводу в письме к Гримму: «В одно прекрасное утро я призвала к себе своего архитектора Баженова и сказала ему:
 - Друг мой, в трех верстах от города есть луг.  Вообразите себе, что этот луг - Черное море, что из города доходят до него двумя путями; ну, так один из этих путей будет Дон, а другой – Днепр; при устье первого вы построите обеденный зал и назовете его Азовом; при устье другого вы устроите театр и назовете его Кинбурном.
Вы обрисуете песком  Крымский полуостров, там поставите Керчь и Еникале, две бальные залы; налево от Дона вы расположите буфет с вином и мясом для народа, против Крыма вы зажжете иллюминацию, чтобы представить радость двух империй о заключении мира.
За Дунаем вы устроите фейерверк, а на той земле, которая должна представлять Черное море, вы расставите освещенные лодки и суда; берега рек, в которые обращены дороги, вы украсите ландшафтами, мельницами, деревьями, иллюминированными домами, и вот у вас будет праздник без вымыслов, но зато прекрасный, а особливо естественный…
… Я забыла вам сказать, что направо от Дона будет ярмарка, окрещенная именем Таганрога. Правда, что море на твердой земле не совсем имеет смысл, но простите этот недостаток». Екатерина II сама следила за подготовкой праздника. Море народу стекалось посмотреть даже на строительство. 

Оформлением праздника на Ходынском поле руководил В. И. Баженов, который привлёк к работе над чертежами и к возведению павильонов своего ученика М. Ф. Казакова.
 
На поле были построены разные крепости и города с турецкими названиями; были обеденные и бальные залы, стоял театр и потешный деревянный дворец.  Все постройки были сделаны на турецкий образец с разными вычурами: башнями, каланчами, с высокими минаретами. Не только архитектурные сооружения воспроизводили турецкие образцы. Слуги императрицы и членов ее свиты были одеты турками, албанцами, сербами, черкесами. Тем не менее, при изучении праздничных построек становится очевидной их связь с традициями древнерусской архитектуры.
21 июля 1775 года на Ходынском поле начались народные гулянья. В дни празднеств   вся Москва, по словам современников, очутилась на Ходынском поле, все лавки в городе были закрыты, лучшие товары были перевезены во временно устроенные магазины на Ходынке, большая часть азиатских товаров, продаваемых на Макарьевской ярмарке, была привезена тоже сюда.

С прибытием государыни на поле был подан сигнал к началу пиршества, многочисленная толпа быстро расхватала все яства. Государыня смотрела на гулянье с красиво устроенной для нее галереи, на которой стояла роскошно отделанная серебром и покрытая тигровым бархатом и белым атласом мебель, в окнах галереи виднелись фарфоровые вазы с цветами.
Места для зрителей были устроены на подмостках в виде кораблей с мачтами и парусами в разных местах, которые названы именами морей, где Черное, Азовское, где река Дон. Народу даны были 4 жареных быка, а также множество жареной живности на особых пирамидах, были устроены фонтаны с виноградными винами. На празднике были различные увеселительные игры, и в том числе три открытых театра, в которых являлись акробаты с разными штуками, играла музыка, плясали и пели цыгане и цыганки.

Для императрицы, августейшего семейства и для особ духовных и первых пяти классов в Азовской крепости был приготовлен на пяти столах обед на 139 персоны.   Гости   заседали по их классам, за особыми столами, под номерами, на что раздавались особые билеты.
При этом граф Румянцев заседал вместе с Ее Величеством за столом № 1, а Его Высочество наследник заседал за столом № 2 с матерью фельдмаршала, графиней Марьей Андреевной Румянцевой.  После обеда давали французскую комедию.  После этого шла в одной из галерей русская опера «Иван Царевич», затем был маскарад, где танцевали для этого случая кадриль кавалеры и дамы, одетые в богатые турецкие и рыцарские костюмы.
На другой день государыня в городке Таганроге закупала богатые азиатские товары на большие суммы, а вечером она отправилась на корабли, с которых и смотрела на блистательный фейерверк, изображавший Чесменскую битву.  Фейерверк, продолжался до 12 часов, по окончании которого Ее Величество посетила маскарад.
На праздновании, по свидетельству самой императрицы, приняли участие 4 тысячи экипажей, побывало 60 тысяч человек, которые «веселились, как только можно». И «несмотря на такое стечение, все обошлось без малейшего приключения и при всеобщем веселии и наслаждении», не было ни одного несчастия, которое бы омрачило народное веселье.
 
Торжества длились несколько дней. Они проходили в атмосфере патриотического подъёма и были настолько яркими, что надолго отложились в народной памяти. Многие вельможи впоследствии у себя в имениях строили подобные сооружения из дерева и камня.
Императрица пожелала запечатлеть новый, стилистический подход, проявившийся на Ходынке, и поэтому она заказала Василию Баженову подготовить проект Царицынского ансамбля, а Матвею Казакову — Петровского путевого дворца.

Сегодня о тех громких торжествах 1775 года напоминают  Путевой дворец и, избежавшие гнева Екатерины Великой, малые павильоны и строения усадьбы Царицыно.


Рецензии