Из крепостных в купцы!

   Какой -  не  знаю  -  будет  год, …  но  время  в  книгах  канцелярских … мою  фамилию  сотрёт.     Леонид  Агеев. Поэт.
     Просмотрев  парад  в  Москве,  Михаил  решил  поздравить  друзей  с  праздником  «ПОБЕДЫ»   наших  отцов, а  теперь  и  внуков.  Открыл в  телефоне «Поиск  контактов».
-  Так! Виктор, - задумался,- редко  звоню,  Псков, занятый  человек,  хирург,  -  вздохнул, - Виктор раньше  с  его  Аннушкой  учился  в  медицинском  институте.  Их  группа  была  дружная,  ну  и он  с  ними.  Нажал  на  номер,  гудки: « Ало!  Я  слушаю,  Михаил  ты?»
-   Да! С  праздником «ПОБЕДЫ!»  Наши  отцы  нам  подарили  годы  мирной  жизни, и  внукам  нашим.
       Виктор  бодро  ответил: «  И  всех  твоих  с  праздником!  Как  жизнь?  Здоровье? Пишешь  рассказы?»
Михаил  помолчал: « Всё  по  возрасту -  завтрак  таблетки,  обед  таблетки  и  пищу,  читай.»
-  Чем  занимаешься  на  пенсии  ещё?
-  Внука  и  внучку  воспитываю.  Вмести  сходили  в  Мариинский  театр,  Смотрели  оперу «Князь  Игорь». Эпическая  опера,  основанная  на  реальных  событиях.  Написал  Александр  Порфирьевич  Бородин.
-  А  ты  знаешь, -  Виктор  сделал  паузу, -  Александр  Бородин  наш  коллега,  был  хирургом!  На  занятиях  приходилось  препарировать  трупы, перед  началом  нам  и  рассказали  о  нем.  При  работе  Александру    захотелось   осмотреть  разрушившийся  позвоночник,  просунул  в  отверстие  средний  палец, чтобы  понять  глубоко  ли  проникла  болезнь.  И  вдруг,  какая-то  тонкая  кость впилась  в  его  палец  под  ноготь.  Сделалось  трупное  заражение.  Благодаря  усилиям  профессора  Бессера,  поправился. В  1855  году окончил   факультет  Медико -  хирургической  академии  с  золотой  медалью.  В  г. Санкт -  Петербурге.  А  в 1858  году  получил  степень  доктора  медицины.   
-  Виктор? Как,  это  - композитор  и  вдруг хирург?  Я его  знаю  как  композитора.
- Талантливый  человек,  талантлив  во  всём!  Я  сам  потом  только  узнал,  что Александр, будучи  студентом,  написал  несколько  романсов, – задумался, - «Разлюбила,  красна  девица»,  «Красавица  рыбачка».  Профессор  Зинин  упрекал  его,  что  он  в  погоне  за  двумя  зайцами!»    Виктор  засмеялся: « Вот  ты  на  пенсии  и  разберись?  Кто  Бородин  по  жизни?»
-  Звони  чаще!  Мне  на  дежурство. И  отключил  телефон.
      Михаила  эта  история  заинтересовала, началась  работа.  Включил  планшет: «Алиса  найди  мне  биографию  Александра  Порфирьевича  Бородина,  композитор!  1833 по  1887г». Он  знал,   у  «Алисы» память как  в музее,  куда складывают  имена  талантливых  людей.
      Не  прошло  и  минуты, на  планшете  высветилось!  Взгляд  упал  на  первые  строки.  В  голове  промелькнуло  мысль,  надо поделиться  со  своими  находками  с  читателями!  Так!  Всё  как  всегда,  думал  Михаил: «Родился  Александр   31  октября 1833  года.  В  г. Санкт  -  Петербурге,-   читает, -  решает,  писать  подробности  или?  Но  это  истина  того  времени, писать!»
- Мама,  Авдотья  Антонова,  солдатская  дочь (крепостная),  родила  от  внебрачной  связи  с  князем  Лукой  Степановичем  Гединовым,  сына. (Кстати,  князю  в  то  время  было 60  лет, а Авдотьи  25).  Этим  сейчас  не  удивишь!  Гудинов  был  женат, разводиться  не  мог. Хотя  жена  жила  в  Москве.   Читает  .…  Задумался?
- Вы  не  поверите,  князь,  следуя  обычаям  своего  времени,  записал  новорожденного  сына  в  сыновья  своему  крепостному, камердинеру   Порфирию   Бородину -  отсюда   отчество  и  фамилия.  Но! Настоял  ребёнка  окрестить  Александром.      
-   Короче!  Князь был  добрейшей  души  человек. Незадолго  до  смерти «подписал»  вольную  сыну  и  благословил.  Подарил   Саше  семейную  реликвию -  старинную  икону  святителя  Николая   Мирликийского.  А  в  1839  году Лука  Степанович, решил  создать  своей  любовнице  положение  в  обществе,  устроил  ей  фиктивный  брак  с  военным  врачом  Христианам  Келейнике,  подарив  при  этом  четырехэтажный  дом  в  Измайловском  полку. Князь  умер  1843 году. 
-  Увлёкся  детством  Саши.  Хотя!  Именно  в  детстве  в  нём  проснулся  интерес  к  музыке.  Он  часто ходил  на  Семеновский  плац -  слушать военный  оркестр.  Узнав  об этом,  мама  наняла  солдата  из  оркестра,  чтобы  он  дал  Саше  уроки  игры  на  флейте.  Позже  пригласила  немца  Пормана -  для  фортепианных  занятий.  Саша  всех  поражал   феноменальной  памятью.
      В  13  лет  у  него  появился  приятель, Миша  Щиглев,  так  же   любящий  музыку.   По  воспоминаниям  Миши,  они «переиграли  в  четыре  руки и  знали  чуть  ли  не  наизусть  все  симфонии  Бетховена  и Гайдна».  В  результате  у  него  возникла  потребность  сочинять  музыку!  В 1849  году  это  дарование   юного  композитора  оценили  родные  и  друзья.  Стараниями  «тётушки»,  он  так  маму  звал.  Было  издано  несколько  пьес  Бородина: Патетическое   адажио,  этюд  «Поток»  и  фантазия  для  фортепиано.
    Михаил  читал  биографию  Бородина.  Приближалось  Сашино  17 – летие.  Но, на  хорошее  обучение  ему  «дворовому   человеку»,  надеется,  не  приходилось.
    Мамаша  его  была  умная и  энергичная  женщина.  Нашла  выход  и  за  взятку  записала  сына   в  Новоторжское  третьей гильдии  купечество  при  Тверской  казённой  палате.
    Учился …,  в  1850  году,  сдав  экзамены, на  аттестат  зрелости  в  гимназии,    выполнил  желание  матери.  Стал  вольнослушателем  медицинского  факультета  Медико – хирургической  академии. 
      В  годы  учебы  в  Академии  Бородин не  оставлял  занятий  музыкой.  Его  друг  Михаил  Щиглев  вспоминал: «Мы  не  упускали  никакого   случая  поиграть  трио или  квартет   где  бы то  ни  было.  Ни  непогода,  ни  дождь,  ни  слякоть -  ничто  нас  не  удерживало;  я  со  скрипкой  под  мышкой,  а  Бородин с  виолончелью в  байковом  мешке  на  спине,  делали  иногда  громадные   концы  пешком.  Так  как денег  у  нас  не было  ни  гроша». 
         Михаил,  друг,  еще  вспоминал:  « В  то же  время, Александр  овладел  навыком  композиторского  искусства.  Перекладывая фрагменты   опер для  исполнения  на  фортепиано  в  дуэте  с  флейтой.  Сочиняя фуги,  знакомился   со  сложными  формами».
-   Да!  Впоследствии  он  признавался,  что  « музыкальным  образованием,  если  не  считать  некоторого обучения  игре на фортепьяно,  флейте  и  виолончели,  обязан  почти  исключительно  самому  себе …»   
     Конечно,  Михаил  старался  не  писать  о его  работе,  только  об  искусстве  в  его  жизни! Но  у  Бородина  всё  не так  как  у  людей.  Читаем « …  1858  году получил  степень доктора  медицины,  представив  диссертацию, …  Профессор  Зинин  хлопотал  о  командировке   для  своего  любимчика.   Западные  лаборатории  были  оснащены,  на  порядок  лучше  отечественных.  За  границу  старались  попасть  многие. 
  И вот Бородин в  немецком  городе Гейдельберг.  Александр  писал  домой «Мы  как  раз попали  в  отель,  где  обедают  все  наши.  За табльдотом я  увиделся  с  Менделеевым  и  Сеченовым.  После  обеда  мы  отправились  к  Менделееву;  у  него  очень  маленькая  лаборатория,  чистенькая,  даже  снабжённая  газом. ... И  тут же  пишет -  посетил  заведение,  где  обнаружил  в  продаже   музыкальные  инструменты.  Сразу  договорился  с  хозяйкой о  том,  что бы  взять  на  прокат   фисгармонию». 
     Вот  и  получается,  «Золотая  медаль!»  Она  говорит нам  о его  призвание! А  музыкальный  талант  как,   он  же  дан  ему на  века?  Считаю,   он   должен  быть  на  медали,   на  обратной  стороне,  там надо  и  написать «Композитор!»
     Конечно,  во  время  пребывания  за  границей,  Бородина  узнали  и  в  музыкальных  кругах    Гейдельберга,  пример.  Первая  встреча  Бородина   и  Листа  в  1877  году «Не  успел  я  отдать карточку,  как  вдруг перед  мом  носом,  точно  из  земли,  выросла  в  прихожей  -  длинная  фигура,  в  длинном  черном  сюртуке,  с  длинным  носом,  длинными  седыми  волосами, -  писал     Александр  в  письме  жене, -  и  дописал,  их   монолог: «  Вы  сочинили  прекрасную  симфонию!»  Гаркнула  фигура  зычным  голосом.  И  длинная  рука  потянулась  ко  мне».  «Добро  пожаловать! Я в  восторге, всего  два  дня  тому  назад  я  играл  её…».
    Немного  о  личной  жизни.  Она  была  заполнена  искусством.  Весной  1861  года  Бородин  несколько  дней  провёл  в  Италии.   И!   Всё  как  в  старые  времена.  В  том  же  пансионе  остановилась,  приехавшая  на  лечение,  талантливая  пианистка   Екатерина  Протопопова.        Знакомые  Бородина,  ученик   Листа  Шпаковский  и  ученик  Шопена  Шульгоф  согласились  давать  девушке  бесплатные  уроки, лишь  бы  она  не  бросала  занятия.   
      Подгоняемые  любопытством,  Бородин и его  приятели,  отправились  к  Протопоповой  знакомиться.  Барышня  не  отказала  депутации  в  удовольствии,  вдохновенно  исполнила  одну  из  шопеновских  фантазий.  С  того  вечера  Александр  и  Катя  стали  неразлучны.  И  только  в  апреле  1863  году  состоялось  венчание  Бородина  и  Протопоповой.
      Читатель  спросит « мы об  искусстве,  ну?  А  причём  жена?  Нам  важны   её воспоминания, ведь  Бородин,  как  композитор  работал  на  дому.  Михаил  читал  и  сразу  записывал  ее  высказывания: « Сам  Бородин  иногда  в  шутку  называл  себя «воскресным  музыкантом». Поскольку  чаще  всего  давал  волю  сочинительству  в выходные  дни».
    Его  типичное  высказывание,  что  у  него   разболелась  щека … «Я  ещё  не  выхожу,  ибо  не  совсем  всё  прошло».  Сам  стал  писать  финал,  и  при  том прямо  на  оркестр;  десять  страниц  уже  написал….   Пишет,  приговаривает:  «Вот  я  в  лихорадке  лежу  и  сам  порю  горячку:  карандашом,  лёжа  строчу  партитуру». Это  жена  рассказывала.
   Ещё  из  воспоминания  жены: « Как  теперь  вижу  его  за  фортепьяно.  Когда  он  что  ни будь,  сочинял …. Он  в  такие  минуты  совсем  улетал  от  земли,  до  десяти  часов  подряд, Мог  совсем  не  обедать,  не  спать.  А  когда  заканчивал  писать,  …  то долго  ещё  не  мог  прийти  в  нормальное  состояние …».
-  Смотрю  на  него,  а  он  говорит: «Не  смотри! Что за  охота  смотреть на  поглупевшее  лицо». 
        Ладно,  о  главном,  Бородин  объявил  друзьям.  В апреле  месяце  1868  года,   что он  увлекся грандиозным  проектом,  стал  писать  оперу «Князь  Игорь».  Сюжет  был  любезно  подсказан   ему  Владимиром  Стасовым. 
        Михаил  понимал,  у  него  нет  такой  возможности  погрузиться  в стиль  исследования  его произведения.
     Но, обстановка  в  доме,  она  сыграла  большую  роль  в  её  написании!  Решил  её  описать по  воспоминаниям  друзей  Бородина.  Осенью  1863  года,  наконец – то  Бородин  переселился  в  обещанную   Академией  квартиру  близ  Литейного  моста.  Четырёхкомнатная  квартира,  поражала  своей  бестолковой  планировкой.  Комнаты  соседствовали  с  химическими  лабораториями  и  учебными  кабинетами.  Да  ещё  и  выходили  в  общий  коридор. Где  можно  наткнуться  на  студентов,  преподавателей  Академии.  Не  квартира  -  проходной  двор.       
    «Приходя  к нему,  я  часто  заставал  его  работающим  в  лаборатории…»  Вспоминал  Н. А.  Римский – Корсаков.
       Екатерина  Сергеевна,  жена,  не  переносила  сырой  петербургский  климат.   С  весны  до  осени  предпочитала  жить  в  Москве.  Наступала  долгожданная  зима   и  Екатерина  перебиралась  в   Петербург.
 « …  С приездом  Кати, кавардак  в  доме  стал  увеличиваться. …  К  тому же  Екатерина Сергеевна  имела  привычку   вести  ночной  образ  жизни  и  ложилась  обычно  не  раньше  трёх -  четырёх  часов  утра.  Мешая  спать  и  мужу. …  Он  был  для  неё  всем   -  мужем, подругой, нянькой,  сиделкой …  По  воспоминаниям  друзей.
     «Князь  Игорь»,  в  какой - то  момент  остановился….  Зато  появилась  баллада  «Море».  Посвященную  Стасову.  Тот   рассыпался в  комплементах: « Романс  «Море» -  это  высший  из  всех  романсов  Бородина!» …
     К началу  1880 –х  годов  талант  Бородина  раскрылся.   Он  получил  известность  на  родине   как  автор  романсов, симфоний,  … оперы «Князь  Игорь».
    Однажды  Бородин заметил в  разговоре с  друзьями: «…  что  у  всякого  композитора  существует  только  одна  основная  тема,  и  всё его  творчество  представляет  собой  ряд вариаций  на эту тему».
      Михаил  понимал,  его  тема  была  прославление  русского  народа.   
     С  годами,   творческая  активность  композитора   Бородина  угасала.   В  1886  году  друзья  надеялись  оживить  работу  над  «Князем  Игорем».  Увы,  планам  не суждено  сбыться: …  опера  которой Александр  Бородин,  отдал  около  18  лет  жизни,  так  и  осталась  не  законченной.
      На  масленицу  1887  году  он  решил  порадовать  своих  воспитанниц.  Своих  детей  у  них  не  было. Перед  гостями  Александр  Порфирьевич  появился  в  красной  шерстяной  русской рубахе  и  в  синих  шароварах  и  весь  вечер  лихо  отплясывал.  Около  полуночи,  во  время  шутливого  разговора  с  приятелями,  вдруг на  полуслове   рухнул  на  пол. Спасти  не  удалось.   
      Михаил,  сидел,  думал, тихо  сам  себе  сказал: « Композитор  тихо  ушёл,   жизнь  как  струна,  лопнула.  Всё  что  он  делал  своими  руками, осталось  на  земле,  -  улыбнулся, -  его  душа,   его  музыка  это  вечное!»   
    Последний покой  он  обрёл  в  Александро-Невской   Лавре.  Со  своим  другом  Мусоргским.
   


Рецензии
Хороший очерк об А.П. Бородине. Вот не знала, что он был в детстве крепостным, а потом ещё работал хирургом! Было интересно.
Спасибо! С уважением,

Мила Стояновская   04.06.2025 16:43     Заявить о нарушении
Благодарю за прочтение.

Алексей Решетняк   04.06.2025 18:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.