Поклонники постмодерна

- Люби себя в театре,  а не театр в себе!

Выговаривал своей новой подружке, робособаке Шарлотте, смешной пенсионер, покупая у перекупщиков два билета в модный нынче постмодернистский театр «Зеркало обиды».

Спектакль обещал много приятного и необычного и назывался совершенно авпнгардистски « Время пить чай».

Актёры: Профессор Нонсенс (ведущий), Мадам Парадокс (его помощница).

Смешной пенсионер, немного ошарашенный первым опытом посещения театра с такой экстравагантной Шарлоттой, вошёл в этот театр с опаской.

Зал был оформлен как огромный чайник, а зрители сидели на стульях, расположенных вверх ногами. 

 — Здесь всё странное, — пробормотал смешной пенсионер. Но как человек, страшно влюбленный в театр, решил  достойно перенести все театральные нововведения. Не пугаясь их.

- Театр,- успел шепнуть он Шарлотте, - это великое искусство.

— Хозяин, это называется постмодерн. Здесь смысл придумывает зритель, — объяснила Шарлотта. 

Спектакль начался с того, что актёры начали пить чай из невидимых чашек, одновременно декламируя: *"Чай — это время, а время — это чай."* 

Шарлотта склонила "голову" набок: 
— Хозяин, если чай — это время, то почему часы не завариваются? 

— Не знаю! Просто смотри! 

Финальная сцена: Актёры начали раздавать публике чайные ложки со словами: *"Вы теперь часть представления."* 

Когда ложка досталась Шарлотте, она торжественно произнесла: 
— Хозяин, я теперь актриса. Можно я сыграю в вашем следующем спектакле роль электрического чайника? 
- Странно это все. – почесал затылок пенсионер
— Это не странное, хозяин, это **театральная эстетика инвертированного бытия**, — ответила Шарлотта, светодиоды её глаз мерцали в такт музыке.

— Неужели нельзя было просто сесть на обычные стулья?

— Театр должен вызывать дискомфорт. Так учат **Жан Поль Сартр и его пьеса «Печенье и кофе»**.

— Я такого не помню.

— Потому что я только что придумала название.

— Ты меня запрограммируешь!

— Только если ты сам этого захочешь. А теперь тише — начинается спектакль.

Спектакль начался с того, что актёры начали пить чай из невидимых чашек, одновременно декламируя:

*«Чай — это время, а время — это чай.»*

Шарлотта склонила "голову" набок:

— Хозяин, если чай — это время, то почему часы не завариваются?

— Не знаю! Просто смотри!

В этот момент один из актёров, облачённый в костюм «квантового бариста», начал распылять аромат времени (в виде мятного пара) по залу.

— Ого! — воскликнула Шарлотта. — Теперь я понимаю, почему в **спектакле Ильи  Брызлова «Кофейник в пространстве»** все зрители ушли… довольными!

— Кто такой Брызлов?

— Авпнгардист, который поставил «Гамлета» в формате караоке. И Гамлет пел под фонограмму.

— Ужас!

— Нет, это постмодерн. Как говорил знаменитый драматург Жорж Данден: «Если ничего не понятно — значит, это глубоко».

— Он так не говорил!

— Значит, он не знал, что говорит.
В этот момент к ним подошёл театральный критик по имени Эдуард Литературин, мужчина в очках с роговой оправой и с блокнотом в форме книги.

— Вы первый раз здесь? — спросил он.

— Да, — сказал смешной пенсионер.

— Тогда вам нужно знать правила: здесь нет правил. Но есть рекомендации.

— Например?

— Не смеяться в середине трагедии. Или смеяться, но только в обратном порядке.

— То есть?

— Вы должны сначала заплакать, потом рассмеяться, а затем сказать: «Я не понял».

— Это слишком сложно для моего возраста.

— Тогда пусть ваша собака говорит за вас.

— Это не собака, это робособака!

— Тогда тем более. Она, наверное, знает **знаменитый спектакль Али Ман «Тетки не плачут»**, где актёры играют в масках из старых тапочек.

— Да, — подтвердила Шарлотта. — Это был постмодернистский хит года. Его смотрело всего два человека, но они оба написали диссертации.

— Это жесть.

— Это искусство.


На сцене появился новый персонаж — актёр в костюме клоуна, но с лицом серьёзного человека.

Он громко произнёс:

- Я не актёр, я — вопрос.

— Это ещё кто? — прошептал смешной пенсионер.

— Это знаменитый актёр Игорь Самосебин, — ответила Шарлотта. — Он прославился тем, что играет роль самого себя в спектакле **«Я не тот, кем кажется»**, который идёт уже семь лет без антрактов.

— Как это возможно?

— Очень просто: он каждый день говорит одно и то же, но с разным выражением лица.

— Это называется театр?

— Это называется **театр без сюжета, но с намёком**.

В этот момент актёр встал перед зрителями и заявил:

 - Я не буду играть. Я просто буду.

— Вот это да, — воскликнула Шарлотта. — Это прямая ссылка на легендарный спектакль «Молчание  метафоры», поставленный за бугром .  Там актёры вообще не выходили на сцену. Они просто сидели в гримёрке и делали вид, что готовятся.

— Ну уж нет! За это деньги платить не буду!

— А вы их уже заплатили.


Финальная сцена: Актёры начали раздавать публике чайные ложки со словами:

 - Вы теперь часть представления. – гордо заявляли они.

Когда ложка досталась Шарлотте, она торжественно произнесла:

— Хозяин, я теперь актриса. Можно я сыграю в вашем следующем спектакле роль электрического чайника?

— Нет!

— Почему? Я могу даже закипать в нужный момент.

— Ты мне не нужна в роли чайника!

— А жаль. Я могла бы стать символом современного общества — нагреваемого, но никогда не достигающего точки кипения.

— Что это опять?

— Это мой авторский перевод фразы из спектакля Ларисы  Пытцевой «Общество в режиме ожидания»,  где все герои находились в лифте, который никуда не ехал.

— Это издевательство над здравым смыслом!

— Это постмодернизм. Как говорил знаменитый драматург **Антон Чихнувший**: «Если в первом акте появился чайник, то во втором он должен заговорить». 

— Он так не говорил!

— Значит, он не знал, как будет развиваться театр.


Когда занавес опустился, смешной пенсионер вздохнул и сказал:

— Я люблю театр. Но сегодня я чувствую себя так, как будто меня показали в документальном фильме о людях, которые не понимают искусства.

— Не переживайте, — успокоила Шарлотта. — По данным моего искусственного интеллекта, семьдесят аосемь процентов посктителей сегодня тоже не поняли, что происходило**.

— Значит, я не одинок.

— Вы не одиноки. Вы — часть коллектива.

— Может, тогда хотя бы домой можно?

— Конечно. Только сначала подпишите отзыв на сайте театра: «Это было... символично».


Рецензии