Литературные обзоры. Трагедия Борис Годунов

«Борис Годунов», 1825. Александр Пушкин.

«Boris Godunov» is a play written by Pushkin in 1825. Godunov went from a small nobleman to the tsar of a huge state and died during the fight against False Dmitry I in 1605.

Произведение, ожидания от которого оказались бОльшими полученной по факту эмоциональной и интеллектуальной нагрузки. Почему-то представлялось, что о царе Борисе обязательно должно быть нечто потрясающее «до основанья, а затем…» Но нет. Драма оказалась достаточно незатейливой и по форме, и по содержанию.

Безо всяких обсуждений в золотые скрижали может быть занесена только финальная фраза: Народ безмолвствует“. Или, как говорят у нас в Баскервиль-холле: The people don't speak.

Что говорят критики? Что драма написана в подражание историческим хроникам Шекспира.

Здесь стоит заметить, что подражание оказалось лучше подражаемого. Исторические хроники Шекспира – далеко не самые высокие вершины его творчества.

***

Историю жизни и царствования Годунова Пушкин подает фрагментарно. Масштабы сценического произведения иного и не предполагают.

1598 год – воцарение Годунова.

1603 год – появление Самозванца (пишем с большой буквы как имя собственное; у Пушкина – это беглый монах-расстрига Гришка Отрепьев, что не является абсолютно доказанным историческим фактом).

1604 год – Самозванец с вооруженным отрядом переходит границу.

1605 год – смерть Годунова, с которой наступает крах всего годуновского дела.

В общем, практически ничего нового в годуновскую историю Пушкин не привнес. Слишком далек он был еще от идеи поработать в жанрах альтернативной истории.

***

О чем эта пьеса? Предварительно будем считать, что о заоблачном взлете и оглушительном падении. Годунов, будучи выходцем из дворянского рода средней руки, хитростью, изворотливостью, мастерством подковерной борьбы, ну, и, конечно же, волею случая взобрался на русский трон. Казалось бы, судьба повернулась к человеку светлым ликом. Однако дать начало новой династии Годунову не удалось. Более того, за неуемное властолюбие ему в итоге пришлось заплатить жизнью жены и сына. Дочь Ксения на заре Смуты отделалась пострижением в монахини.

***

Лейтмотивом через пьесу проходит тема загадочной гибели царевича Дмитрия в Угличе в царствование Федора Ивановича. Пушкин развивает версию убийства по заказу Бориса Годунова. Это тоже не является абсолютно доказанным историческим и юридическим фактом, но и Пушкин писал не документалку, а художку. Если отталкиваться от истории об убийстве царевича Дмитрия Годуновым, то ответ на вопрос «О чем эта пьеса?» может выглядеть так: о преступлении и наказании. Не в достоевском смысле, конечно же. По Достоевскому, преступника заедает внутренняя тварь дрожащая. У Пушкина до преступника добираются высшие силы.

***

Несомненный плюс произведения – объем. Даже на чтение с выражением и в лицах уйдет часа полтора не более. Так что по прошествии лет можно будет перелистать еще раз.

***

Среди последующих драматургов, пытавшихся пойти по стопам Пушкина, следует особенно отметить Алевсея Толстого. В своей исторической трилогии («Смерть Иоанна Грозного» (1865), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис») Толстой также делает акцент на противопоставление бояр, возглавляемых Бельскими, Шуйскими, Мстиславскими Борису Годунову.


Рецензии