Доля

«Такова моя доля» — порою вздохнёт человек. Доля здесь — синоним судьбы. Но, если прислушаться, слова эти звучат по-разному. Судьба — это то, что суждено. В основе судьбы лежит суд: где-то там, наверху принято решение, и вот оно реализуется в обстоятельствах жизни. Доля имеет совсем другую этимологию. Она представляет собой часть, которая нам досталась. Поэтому более точным синонимом доли является участь.
 
Концепт доли, как и концепт судьбы, восходит ещё к языческому мировоззрению. Жизнь предстаёт в виде промысла, результат которого — добыча, из которой тебе полагается определённая часть (доля). Понятно, что при таком подходе доля может означать лишь некий объём благ. Имея долю, ты получаешь, приобретаешь. Если же ты благ лишён или, изначально имея, их теряешь, то это никакая не доля. Для описания подобного состояния в языке существовал лингвистический антипод доли — недоля.
 
Мы и сегодня плохую погоду называем непогодой, но слова «недоля» в современном языке нет. Почему так случилось? На самом деле, это неважно. Язык изменчив, но всегда выполняет свою задачу — представлять и описывать мир. Важно, какую картину мира мы имеем сейчас, располагая лишь словом доля (без его антипода).
 
Нынешняя доля включает как блага и прибыток, так и неприятности и лишения. Но доля — это лишь часть целого. Выбирая свою долю, я, действуя, вроде бы, совершенно изолированно, тем не менее связан со всеми другими — через целое. Увеличивая свою долю (благ, ответственности или труда), я уменьшаю объём, остающийся другим. Понятие доли не даёт мне замкнуться на самом себе, я должен учитывать, что все жизни взаимосвязаны.
 
Если присмотреться, внутри доли скрыта целая философия справедливости. И эта справедливость не механистична, как, например, справедливость равенства. Равенство пассивно. Если всем поровну, значит от меня ничего не зависит. Равенство не продуктивно: распределяется то, что есть. Справедливость через равенство достигается на любом объёме. Равенство бесчеловечно: оно не смотрит на лица, люди в расчёт не берутся. Там, где человек видит человека, равенство неизбежно нарушается.
 
Справедливость, которую можно извлечь из концепта доли, имеет иную природу. Моя доля должна быть такова, чтобы не отягчать долю других; чтобы в результате выбора (реализации) моей доли другие люди чувствовали облегчение бремени (приращение благ). Это активный принцип, построенный на сознательном изменении своей жизни. Он конструктивен, поощряет созидать. Из него следует, что человек должен отдавать (тогда как принцип равенства воспитывает ожидание, что тебе должны что-то дать). Наконец, он приучает видеть других людей. Если ты хочешь помочь нести чьё-то бремя, то для начала надо осознать, в чём оно состоит. Тут целый кладезь чуткого, поистине христианского отношения друг к другу, надо лишь посмотреть на мир под верным углом.
 


Рецензии