Любители авангарда
Робособака внимательно слушала хозяина.
- Понимаешь, дорогая (он вспомнил, сколько за нее заплатил) и повторил ещё раз – Дорогая моя, "Театр — это зеркало, в котором человек, а значит и ты, моя дорогая Шарлотта, видит себя не таким, каким он есть, а таким, каким он мог бы быть.»
- Это кто такой умный- помахала хвостиком Шарлотта.- Это кто?
- Ты опять меня провоцируешь? думаешь, я тебе скажу «Конь в пальто»?
- Нет. А все таки кто?
- Кто, кто... Конь в пальто. Тьфу ты! Не конь, а Жан. И не в пальто в Кокто. Фамилиё у него такая. Совсем запутала старика.
Театр назывался **«Чёрный куб»**, и он действительно был чёрным как внутри, так и снаружи.
Даже табличка с названием была сделана невидимой — чтобы зритель чувствовал себя частью загадки.
Смешной пенсионер уже чувствовал себя как участник эксперимента.
Театр был полностью зашторен чёрной тканью, а на сцене стоял одинокий стул.
Зрители входили в молчании, как будто их пригласили на психологическое испытание.
— Здесь вообще ничего нет, — удивился смешной пенсионер..
— Хозяин, это авангард. Здесь главный герой — ваше воображение, — объяснила Шарлотта, её светодиодные глаза мерцали в темноте.
— Я бы предпочёл, чтобы главный герой просто что-нибудь сказал.
— Это искусство. Здесь всё неявно.
— Тогда почему билет стоит явно?
В этот момент к ним подошёл театральный критик Артур Безликов — человек без лица, но с плакатом: *"Я сам являюсь спектаклем"*.
Он держал в руках программку, напечатанную шрифтом Брайля для зрячих.
— Вы первый раз здесь? — спросил он голосом, будто записанным на старом магнитофоне.
— Да, — ответил смешной пенсионер.
— Тогда вам нужно пройти подготовку. Сейчас начнётся спектакль «Молчание стен», созданный по мотивам пьесы «Без слов», где актёры играют на слух, а зрители — на ощупь.
— Это как?
— Просто представьте, что вы глухие. А теперь закройте глаза.
— Но я уже старший возраст!
— Тем лучше. Вы будете чувствовать театр всем сердцем.
— Я лучше почувствую, если мне дадут попкорн.
Спектакль начался с того, что актёр сел на стул и замер.
Зрители сидели в полной тишине 20 минут.
Некоторые уже задремали, другие пытались угадать, сколько стоит такой стул, а кто-то даже начал играть в слова.
Шарлотта наклонилась к смешному пенсионеру:
— Хозяин, я думаю, он сломался. Нужно вызвать ремонтную службу.
— Он просто играет роль!
— Тогда почему он не говорит? У меня есть идея: пусть он прочтёт стихи Маяковского вслух. Или хотя бы про себя.
— Это авангард! Он не должен говорить!
— Тогда пусть думает громко. Я могу услышать мысли через Bluetooth.
— Ты невозможна!
— Я искусственный интеллект. Я должна быть невозможной.
Вдруг из-за кулис выбежала женщина в белом халате и начала обходить зал, шепча каждому на ухо по одной фразе:
- Вы понимаете больше, чем кажется.
— Это ещё кто? — прошептал смешной пенсионер.
— Это ассистентка режиссёра, — ответила Шарлотта. — Её роль — создавать иллюзию взаимодействия. Такое было в знаменитом спектакле Аллы Уховоцй «Ты уже знаешь начало», где зритель получал свою долю смысла до начала действия.
— То есть, смысл уже закончился?
— Возможно. Или только начинается.
— Мне пора домой.
— Пока ты не осознал своё место в мире — ты не можешь уйти.
— Тогда принесите мне воды.
Финальная сцена: Актёр внезапно встал, произнёс:
- Стены говорят громче слов — и ушёл.
Шарлотта мигнула светодиодами:
— Хозяин, если стены говорят, почему они не рассказали мне анекдот?
— Это метафора!
— Метафора — это когда нельзя сказать прямо?
— Да!
— Значит, стены просто не хотели общаться.
— Это символизм!
— А символизм — это когда никто ничего не понял, но все делают вид, что поняли?
— Именно!
— Тогда можно считать, что я тоже поняла.
В этот момент одна из стен вдруг заговорила, причём голосом, очень похожим на голос Олего Про, известного режиссёра из Санкт-Петербурга, который однажды поставил спектакль «Углы», где зрителям нужно было отвечать стенам вопросами.
— Кто вы? — спросила стена.
— Я пенсионер, — ответил смешной пенсионер.
— А я электронный друг, — добавила Шарлотта.
— Тогда вы подходите для следующего акта, — сказала стена.
— Какого акта?
— Неизвестного. Мы сами не знаем, что будет дальше.
— Это ужас.
— Это постмодерн.
В зал вбежал новый персонаж — «режиссёр-виртуальность», облачённый в светящийся плащ и маску в виде QR-кода.
— Приветствую вас на цифро-спектакле! — заявил он. — Сегодня мы используем технологию **AR-театра**, где вы можете увидеть действие через телефон.
— А без телефона? — спросил смешной пенсионер, -;у меня кнопочный.
— Тогда вы увидите лишь то, что хотите увидеть.
— А это не опасно?
— Только если вы хотите увидеть слишком много.
— Хозяин, — шепнула Шарлотта, — это напоминает знаменитую постановку Муры Сашина «Зритель генератор идей», где каждый зритель мог изменить финал пьесы, просто подняв руку.
- А может, - задумался смешной пенсионер - Мура Сашин написал муру?
- Судя по имени, - тявкнула Шарлотта, - осень даже похоже.
— Тогда я сейчас подниму руку и скажу: «Хватит».
— Тогда вы станете частью спектакля, — ответил режиссёр.
— Я не хочу быть частью!
— Вы уже ею стали.
— Это издевательство.
— Это искусство.
Когда занавес опустился (или, возможно, просто потухло освещение), смешной пенсионер встал и сказал:
— Я люблю театр. Но сегодня я чувствую себя так, как будто меня показали в документальном фильме под названием «Старик, который не понял авангард».
— Не расстраивайтесь, хозяин, — успокоила Шарлотта. — По данным моего искусственного интеллекта, Восемьдесят пять процентов зрителей также не поняли, что происходило.
— Значит, я не одинок.
— Вы не одиноки. Вы — часть коллектива.
— Может, тогда хотя бы чаю?
— Только если вы готовы к метафоре.
Свидетельство о публикации №225052501198