Дух и Душа
Уже покидая кладбище, я заметила седовласого батюшку, сидящего, закрыв глаза, на скамейке под кустами обильно цветущей, майской сирени. Заслышав мои шаги, он встрепенулся, улыбнулся мне просто, по-домашнему и похлопал ладонью по скамейке, приглашая присесть.
- Экая благодать! Это же Дух Божий!
- «Земля была безвидна и пуста. И Дух Божий носился над водами», - процитировала я.
- И над водами, и над всей землёй. Он – везде и во всём. Дух вездесущий! – восторженно подхватил священник.
- Батюшка, растолкуйте мне, пожалуйста, в чем разница между Душой и Духом. Апостол Павел пишет: «Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное». (I Кор. 15:46)
- Давайте обратимся к самым истокам. Как сказано в том же Послании к Коринфянам: «первый человек Адам стал Душою живущею». А из чего Господь сотворил Адама?
- Из праха земного.
- Верно. Так безучастная и бездыханная, омертвелая пыль стала для Господа материалом для создания живого человека. Старый, сомнительный и даже нечистый прах земной стал сосудом для чистого и неиспорченного начала плотской жизни. Ибо сказано: «И создал Бог человека из праха земного (Быт.2:7) И вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душею живою» (Быт.2:7). От дыхания Господнего в грубую, земную, материальную оболочку вселяется живая Душа. И плотский человек становится душевным, начинает жить Богом данной жизнью.
- Но плотский человек живёт по земным, плотским законам.
- Однако вспомните: «И сотворил Бог человека по образу Своему (Быт.1:27), по подобию Божию создал его» (Быт.5:1). И Апостол Павел растолковывает нам: «Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная у скотов, иная у рыб, иная у птиц» (1Кор.15:39). Конечно, хотя плоть человеческая и отличается от плоти зверей, птиц и рыб, человек все-таки принадлежит животному миру и потому живет природной жизнью. Как все животные, он не может обходиться без пищи, ибо «пища для чрева и чрево для пищи (1Кор.6:13).
- А вложенная Господом Душа? Когда Он помещает Душу в человека?
- Как сказано в Книге Екклезиаста, «Ты не можешь знать дело Бога, который делает все…И ты не знаешь, как образуются кости во чреве беременной». Это тайна! Но в материальной материнской оболочке развивается и растёт плод, оживленный богоданной Душою. И этот сосуд, как каждый достойный сосуд не должен оставаться пустым. Через внутреннюю связь с матерью к нему поступает питание жизни. Но добрая мать начинает и воспитание души своего дитя, когда он находится ещё во чреве её.
- Да. Научно доказано, что ласковые слова, молитвы и музыка доходят до него, и дитя во чреве даже улыбается в ответ.
- Ну, а дальше, от родителей, от условий земного бытия и от самого человека зависит, чем он будет эту Душу наполнять, познавая эту жизнь и мир. Как «из зерна вырастает колос», (1Кор.15:37;41), так из семени вызревает душевное тело, носитель будущей жизни. Но плотский человек, оторвавшись от матери, живет в полной зависимости от окружающих земных условий. Телу человеческому невозможно жить быть без пищи, питья и одежды. Иначе материальное тело просто гибнет. Ибо, по словам Апостола Павла, плоть человеческая «многоболезненна и зрит к смерти». Потому христиане, стараясь защитить немощную плоть, крестят младенцев «во имя Отца и Сына и Святого Духа».
- Но часто случается, что в этом приземлённом мире о Душе забывают.
- Человек с годами взрослеет, взрослеют и разум его и Душа. Это закон постепенного развития. С малых лет детям рассказывают сказки, читают книжки, пробуждая в них размышления, понимание и сочувствие. Ведь речь присуща только человеку. Слово! Помните: ««В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Так постепенно вселённая в Душу искра Божия, Дух Божий помогает различать добро и зло, порождает Совесть, которая есть закон нашей жизни.
Подчеркивая значимость слова «Совесть», батюшка назидательно поднял вверх указательный палец.
- Кабы все жили по совести… Да и речь, случается, не только объединяет людей, но и разобщает их.
- Как во всяком законе, и здесь случаются отклонения. Некоторые люди задерживаются, застывают в своем развитии. Апостол Павел говорит о «детстве целой эпохи человеческого разума». Достаточно вспомнить темные века Средневековья.
- Но и сейчас многие погрязли в мирских делах и бесконечных удовольствиях. Люди стали чрезмерно эгоцентричны. Теперь же все живут, вперившись в смартфоны, никого и ничего не замечая вокруг. Но ведь эгоист не может сочувствовать. «А нам сочувствие дается, как нам даётся благодать».
- Бог предоставляет человеку свободу. Но одновременно свободе человека дано испытание. Помните многочисленные ограничения «Не делай, не пожелай, не сотвори…». Человек же зачастую превратно истолковывает эту свободу, и становится рабом своей чувственной природы, своих страстей, нередко впадая в грех. А грех, как известно, на всё кладёт печать разрушения. Современная молодежь, сообразно нынешнему веку страстно желает владеть его благами. Всеми и сразу. Но недаром говорится, «Если ты не обратишься к высшим ценностям, низшие ценности поглотят тебя». И если сосуд не наполнять, то он оскудеет. Сосуд же Богом данной Души следует наполнять не праховым, земным, а дольним, небесным. Душа трепетно, благоговейно отзывается на молитву, музыку, поэзию. Душа через пространство и время улавливает сокрытый в них смысл, ниспосланный Творцом. Ибо в настоящем творении всегда ощущается присутствие Ангелов и Бога. Достаточно вспомнить Баха, Микеланджело, иконы Рублёва.
- К сожалению, теперь молодежь предпочитает слушать не возвышенную музыку, а какие-то бесовские ритмы, пробуждающие лишь основной инстинкт. Происходит какое-то опустошение души.
- Человек все жизнеощущения и мироощущения получает через тело. Оно предмет нашей заботы и любви, но оно не должно занимать всё наше время, всю нашу жизнь, обращаясь в пристрастное и разрушительное для человеческой природы чувство. Не забывайте закон постепенного развития. Приходит время, когда Душа пробуждается, какое-то событие или встреча затрагивают её. В душевных муках и терзаниях человек невольно обращается к Господу. Поначалу, может, одним словом «Господи!». Потом случайно, по дороге зайдя в церковь. Неведомы и многообразны пути обращения человека к Богу.
- Да. У Пастернака это замечательно описано.
«Ты значил все в моей судьбе.
Потом пришла война, разруха.
И долго-долго о Тебе
Ни слуха не было, ни духа…
Но через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я Твой «Завет»
И как от обморока ожил».
- Действительно замечательно. Да, люди, увязшие в бытовых заботах, уставшие от каждодневных, будничных и многотрудных проблем, бьются, словно в цепких тенетах. Где найти выход из этого беспросветного и безотрадного морока?! Случается, что кто-то спивается, кто-то бросает семью. Мне на исповеди многое приходится выслушивать… Скорби сообщают жизни неестественное, сострадательное состояние. Жалко людей. Скорбное сердце ищет сочувствия, утешения. Кто-то находит его в любви ближних. Однако теперь уже многие обращаются к Господу. Храмы не пустуют, деток крестят, молодые венчаются, усопших отпевают. И находят в этом утешение и умиротворение, то-бишь, обретают мир в Душе. А значит, и силы для дальнейшей жизни.
- Моя бабушка рассказывала, что прежде воспитание детей начиналось с молитвы «Отче наш». Этим словно вверяли ребенка непрестанному небесному заступничеству.
- Да, это Закон родства с Отцом Небесным. Родство Души человеческой с Богом, давшим эту Душу. Иногда этот закон переходит как наследство от родителей. А нередко его постигают по мере осознания жизни. Помните, я говорил о законе постепенного развития. Человек, приходящий к вере сам, через страдания, покаяние, постижение и уразумение, достоин уважения. Да вспомните самого Савла, преобразившегося в Павла. Тот, Кого он гнал, является ему, принимает его, словно блудного сына. И сам Господь заповедает ему евангелие, которое называют Евангелием благодати, ибо оно есть реальное выражение божественной любви к немощному, земному и заблудшему человеку.
В послании к римлянам Павел говорит: «Скорбь производит терпение, терпение – опытность, опытность – надежду». А надежда зарождается в любви, да и сама любовь вызревает постепенно, освобождаясь от эгоистических привычек и пристрастий.
Верою человек препровождается от душевной к духовной фазе бытия. И тогда, - батюшка воодушевленно обратил лицо к небу, - у человека возникает не только связь с земной, но и с неземной, вечной жизнью. В наше время уже нельзя сомневаться, что Человек принадлежит и Космосу. Он часть всей Природы в целом, где, по словам Павла, «видимое временно, а невидимое вечно». И живёт и спасается человек в этом мире вечными, неистребимыми ценностями: верой, надеждой и любовью. И ещё надо помнить, что тело наше существует в рамках ограниченного, текущего времени, но Душа вечна. Помните как у Павла: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ...(1 Кор. 15:51). Именно так происходит момент поглощения смерти жизнью вечной.
- Многим хотелось бы верить в жизнь вечную, да не всем и не всегда верится…
- Знайте, что верою уничтожаются все противоречия. Вспомните про «горчичное зерно веры». Если человек искренне, глубоко и неотрывно верит в Бога, то в него непременно вселится убеждённость в существовании вечного, высшего духовного мира. Видимый, материальный мир и телесный человек меняются и уничтожаются, исчезая, как призрак. А невидимый Божий мир остается вечен. И пребывающий в нас Дух Божий – вечен!
- Понимаете, - задумчиво склонил он голову, - даже Святые, уходя в монастыри, в пустыни, годами искали, познавали и удерживали в своей душе Бога. Они словно воспринимали Бога не пятью телесными чувствами, а как бы шестым чувством. Им даже открывалось Богообщение. Видимо, тут дело в полном самоотречении. Но и в простом человеке самоотречение не пропало. Мать любит своё дитя самозабвенно, в любящих семьях царит дух жертвенной заботы, когда прежде думают не о себе, но о ближних. К этому надо приучать с малолетства: внушить ребенку отдать конфету младшей сестрёнке, отдать любимую игрушку другому мальчику. Нормой жизни должна выступать совесть, которая «ищет не своей пользы, но пользы многих».
- Это какое-то утопическое царство всеобщей любви, словно «с первоосновой жизни слито».
- Вот именно. Ведь совесть зиждется на любви. И я верю, что инстинкт добра не исчез в человеке. Посмотрите на благотворительные общества, которые заботятся о больных детях, на волонтеров, помогающих ветеранам и тем, кто, рискуя своей жизнью, нас с вами защищает. Без любви и совести сердце человека черствеет и ожесточается, ум помрачается. Снова вспоминая Апостола Павла, я повторяю: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.(2 Кор. 4:8-9). И ещё он правильно отмечает, что «Христиане всех веков рвутся к небесам, как странники, блуждающие во плоти по земле в ожидании грядущего града». …Где будут царить самоотверженная любовь от чистого сердца, добрая совесть и искренняя, глубокая вера. Именно так в Душе человека совершается откровение вечности. Но я заговорился, а мне уже пора в храм.
Я поднялась и, сложив руки сосудом для благословения, склонила голову. Батюшка благословил меня крестным знамением, и я тихо пошла к дому, не переставая размышлять над услышанным.
Свидетельство о публикации №225052501305
Тарновский Александр 09.06.2025 13:02 Заявить о нарушении