Связь это главное

Дело было в далекие восьмидесятые годы прошлого века. В те времена еще об сотовых телефонах никто и слыхом не слыхивали, цифрового телевидения и в проекте не было,  да и педжеры еще не появились. Вся междугородняя связь любых видов осуществлялась по магистральным каналам связи. Весь тогда  еще Советский Союз был опутан сетью магистральных каналов - кабельных, радиорелейных, тропосферных. Что такое кабельные линии -понятно, радиорелейные тоже просто: в пределах прямой видимости стоят станции ретрансляторы, через которые последовательно передаются тысячи телефонных каналов, да и телевидение тоже. Самое интересное - тропосферная связь. Это разновидность релейной связи, только станции ретрансляторы не в пределах прямой видимости, а километров в 300-х друг от друга, соответственно сигнал принимается отраженный от высоких слоев тропосферы. Такие системы строились, преимущественно, на крайнем севере. Станции тропосферной связи располагались в тайге, тундре на очень больших расстояниях от жилья. А поскольку у нас оставь что ни будь без присмотра, утащат все, что не приколочено, да и то что приколочено - отдерут и все равно утащат, даже если это что ни будь будет в тундре за тысячу километров от человеческого жилья. И тогда кто то на верху придумал восхитительную схему. Ремонтные, профилактические работы на таких станциях проводят гражданские специалисты, для чего в Тикси был организованТУСМ (технический узел союзных магистралей №1. А на каждый день, на станции, для охраны и текущего обслуживания находились военнослужащие срочной службы в количестве отделения, под командованием офицера. Для чего, соответственно, организовали воинскую часть, штаб и командования находилось где то не то в Архангельске, не то в Мурманске. Логика простая- гражданских на станцию отправить можно только на месяц, дольше не позволяет КЗОТ, профсоюзы и тому подобное и каждый месяц менять смену вертолетами, а другой возможности не имелось, с лишком накладно, а солдат срочной службы существо бесправное, его можно на точку загнать и на 6 месяцев и на год. При этом продукты можно забрасывать и раз в квартал - если погода позволит. Но вот проблема -солдат  особо никто и не прашивал, однако десять восемнадцатилетних  хлопцев оставить на более менее продолжительный срок затея весьма рискованная, следовательно над ними должен быть командир, желательно офицер. А где его взять? Кадровый ни за какие коврижки на такую станцию не поедет. Выход нашелся. В те времена в большинстве гражданских технических ВУЗов имелись военные кафедры, по окончании института выпускник, получал диплом и в приложение к нему - погоны лейтенанта. Одно без другого не существовало. И по закону, тогдашнего лейтенанта можно было распределить а армию, где он должен прослужить 2 года. И никуда от этого деться было нельзя. Нужно ли объяснять куда попадали такие офицеры -двух годичники, именуемые кадровым офицерством "пиджаками"? Вот именно, на таких вот станциях посреди тайги или тундры. Рассказывают байку,  что и вертолетчиков при заброске харчей  запрещалось снижаться ниже 10 метров. Дабы те, со станции, не могли в вертолет запрыгнуть.
       Нет, ну определенные плюсы в такой службе были. Грибов и ягод в тундра было завались. Опять же охота и рыбалка на близко лежащих озерах Но с культурной программой были сложности. Телевидение только два центральных каналов,  десяток книг, радио - на этом и все.
         Солдаты срочники ввиду крайне скудной  культурной программы, развлекал себя кто как мог. Сразу необходимо заметить сложности с употреблением спиртуозных составов. Если на станции места и времени было в избытке, то пайкового сахара для производства горячительных напитков явно было не достаточно. Надо сказать, что одна из наиболее талантливых смен изобрела самогонный аппарат, работающем на местом сырье (брусники, клюквы, голубики и прочего) , однако  производительность системы была недостаточной для обеспечения реальных дебошей. Еще один момент -дедовщины на таких станциях практически не было, поскольку солдатики там служили, как правило, одного призыва.
         Надо сказать  обще одна сторона истории. Поскольку вся логистика на станции была завязана на вертолетные перевозки, то соответственно, все расходы на данные перелеты планировались ведь в те времена вся экономика СССР планировалась. И если перерасход по этой статье мало чем угрожал - всегда можно было оправдаться   техническими авариями и погодными катаклизмами, то не исполнение плановых расходов было чревато многими неприятностями. Во первых, экономия по этой статье автоматически вела к урезыванием  расходов на вертолетное обслуживание на следующий год. А как оно там будет-только Богу известно.   А значит, к концу года лимит на вертолетные полеты должен был выбран любой ценой.
     Итак, худо бедно рассказал о месте, условиях, и времени,  переходим к сути повествования. Переходим к собственно истории.
             Сложилась практика, при которой в случае недовыполнения плана вертолетных перевозок, командование ВЧ и руководство ТЦУМС (территориальный центр управления магистральными связями) организовывали так называемою проверку работы станций. Собиралась некая команда под  руководством генерала, в которую включались пяток полковников и подполковников из воинской части ни до кучи    пять-шесть специалистов и гражданского ведомства. Заказывался вертолет, и вся эта компания начинала облет всех станций. По прилету вся эта бригада выслушивала доклад командира точки, обозревала жиденький строй бойцов, проходила по зданиям с умным видом делая замечания об обнаруженных недостатках, поле чего загружалась в вертолет и летела дальше. После того, как летное время, предусмотренное планом, было исчерпано, летели в Тикси, и там соответственно, имел место банкет. ПОсле чего миссия контрольной проверки работы линии была завершена. Все участники мероприятия отправлялись к метам основной работы.
        В те благославенные времена я работал старшим магистральным инженеров на узловой станции в Мирном.  Не знаю по какой причине, но меня включили в эту  контролирующую ватагу, и вот вся наша компания вылетела из Тикси по станциям. Ничего не предвещало чего либо неординарного. Прилетали на станцию, на вертолетной площадке нас встречал построенный личный состав, лейтенант строевым шагом подходил, докладывал генералу о том, что во время его дежурства происшествий не случилось, после чего комиссия проходила по всем помещениям, делая умные замечания (здесь покрасить, тут почистить, все выравнять и посыпать песком), после чего забирались в вертолет и летели на следующую станцию.
     Прибыв на очередную станцию все пошло не так. На вертолетной площадке абсолютно никто комиссию не встречал. Тем не   мнение вся команда отправилась в здание аппаратной. В здании обнаружилась такая картина: за пультом управления сидел некий человек в трусах и очках (ничего другого на нем не было) сложив ноги на пульт, который не как не отреагировал на  появление представительной комиссии. Увидев такую картину генерал сначала чуть не потерял сознание, затем, придя в себя начал орать. Если убрать все нецензурные выражения, смысл заключался в следующем: кто ты такой, где личный состав, и вообще что происходит?
На что, хлопец поднявшись с кресла, ответил, что он лейтенант Иванов (учитывая что зима, и на 200 километров никакого жилья  не имелось, не понятно куда вообще могли деться бойцы). Генерал, тут вообще чуть не подавился, и начал орать, что он этого лейтенанта....
Однако тот не стал ждать окончания речи генерала, подошел к комиссии и тыкая пальцем в членов комиссии произнес :
- Вот тебя, тебя, тебя, а в особенно тебя (ткнув в пальцем в  грудь генерала) парень произнес:
 - Я  на вас в особенности я   ....й положил! После чего развернулся и вышел  из аппаратной.
Генерал открывал и закрывал рот, как рыба вынутая из воды, и не находил что сказать. А что тут скажешь -увалить парня из армии- так от только рад будет, заслать его  -так больше не куда... Вся команда молча отправилась на вертолетную площадку.
Я не знаю, как сложилась судьба того лейтенанта  сложилась, думаю, что он благополучно отсидел на станции, демобилизовался и далее на гражданке нормально устроился.
          


Рецензии