Победа. Критический обзор

15-16-17 Мая, посмотрел, в который раз сериал: “По законам военного времени. Победа”. Начиная от 9 Мая, разные сезоны смотрел.
Комментарии к сериалу, от впечатлений по сезону Пятому, Шестому, и сезону ПОБЕДА, да и вообще ко всему этому кино относится.

1. Зачем военному в ранге Майора, или даже Подполковника НКВД идти лично в атаку, участвовать непосредственно в штурмовой операции, - большая загадка. Видимо для того, чтобы по замыслу режиссёра его там убили. Уточняю: это Майор военной юстиции, и Подполковник СМЕРШ. Рокотов и Дрёмов, место которых – в штабе командования, военная миссия которых – производить разведку, выявлять шпионов и диверсантов, раскрывать секретные замыслы врага, планировать и координировать действия военной операции. Даже во время войны, на фронте – такие люди находятся в полевом штабе, и участвуют непосредственно в атаке, с пистолетом в руке, только если других командиров не осталось. Для штурма используются солдаты, сержанты и офицеры рангом: Лейтенант, Старлей, максимум - Капитан.

2. По печальной концовке сериала (“Победа”) сразу делаешь вывод, что кино – российского производства. (Здесь ещё Россия + Украина). Человек порядочный и благородный, прошедший всю войну, закалённый в боях ещё гражданской войны, испытавший всю несправедливость советской идеологии на своей семье, судьбе своих товарищей, - умирает от нелепой дурацкой пули в самом конце войны, когда война уже закончена, когда даже сама операция – реализована, все шпионы раскрыты, и нет никакой необходимости Майору идти в атаку. Да, в ходе войны были такие реальные факты. Но фильм художественный, а не документальный. Могли бы сделать счастливый конец. Россия. Не положено. Горе и печаль – наша судьба.

3. В этом сериале полно таких нелепых фактов и глупостей, на которые не сильно обращаешь внимание вследствие того, что само кино сделано отлично, с опорой на документальные основания, хорошо раскрывает суть советской идеологии, наглядно рисует множество фактов несправедливости той войны, перегибы советской идеологии. Как рядовой пример: человек мог быть даже героем, заслужить звания и ордена, но в конце войны, в Кёнигсберге – украсть гуся у местного населения, чтобы накормить своих солдат, - трибунал. Суровое отношение к своим людям, особенно военным, и милость к врагу – особая мораль русской нации, мощно раскрывшаяся в ходе советской истории, в этой войне. Непонятная мораль, для многих других наций, для мировой военной традиции.  Хорошо изображён образ Врага, без преувеличения, с редким (для советского кино) пониманием, что немцы – не всегда фашисты, иногда могут оказываться людьми. Со своими сложными судьбами, со своим видением этой войны. Героям сериала приходится часто совершать непростой выбор, балансируя на грани между человеческими отношениями, -сочувствием и пониманием, и военным долгом, обязанностями и присягой. Это действительно факт, сложный военно-психологический факт того времени, который раскрыт далеко не во всех фильмах про войну, заслуживает уважения и внимания, - фильм сделан грамотно, в этом ключе.

4. В рейтинге "Кинопоиск" – ставлю зелёный цвет, положительную оценку об этом кино, так как несмотря на некоторые шероховатости и киноляпы, в целом – кино оставляет положительное впечатление, всегда возникает интерес повторного просмотра. Ежегодно, в Мае – Июне, - пересматриваю эти фильмы, вспоминаю войну и анализирую военную историю России и Мира. Думаю, над судьбами наших людей. Кино полезно именно в этом ключе, что заставляет задуматься и пересмотреть известную историю Второй Мировой войны. Пытаюсь понять корни этой особой морали русской нации. Немцы, фашисты – стояли у стен Ленинграда, хорошо питаясь и чувствуя себя предельно комфортно в этой блокаде. В это время, в самом Ленинграде – люди умирали от голода и болезней, были зафиксированы даже факты каннибализма, естественно – трибунал и расстрел за это. Зато, по окончанию войны, - мы победили, всё хорошо, молодцы. Побеждённой нации – русские солдаты и офицеры варят кашу, раздают хлеб и тушёнку: - “Кушайте на здоровье, граждане, вы не все фашисты, просто ваши отцы и мужья были фашистами, истребляли русскую нацию, а вас мы будем кормить”. Непонятная мораль. Русское благородство, впоследствии – никто в мире особенно не оценил. А наши Союзники воспользовались результатами войны гораздо более практично, даже цинично – взяв на вооружение не только готовые технологии Вермахта, но и многих учёных, что служили нацизму, впоследствии – закончили свою проф. деятельность в США. Пока русские раздавали тушёнку.  В этом кино показаны такие моменты, как пожилой уже немец предъявляет претензии советскому коменданту города, что ему выдали помятую банки тушёнки(!) Помятую, понимаете. Это вот только что состоялась война, только что немецкие военные – сожители, граждане, возможно даже родственники этого деда – стояли возле Москвы и Сталинграда, беспощадно уничтожали не только военных, но и мирное население. Я бы, на месте этого коменданта, - принёс бы ему не помятую банку тушёнки. И основательно помял бы её, об его наглую немецкую харю.
 
Беспрерывно ноющий ребёнок, по виду - лет десяти, на руках у молодой матери – тоже не вызывает никакого сочувствия и понимания. Возможно, у него какая-то внутренняя болезнь, которая заставляет его беспрерывно орать. Но этот эпизод – неправильно поставлен. На руках у матери должен был быть грудной ребёнок, для которого допустимо такое поведение. Видимо, в арсенале съёмочной группы не нашлось такого, заменили на десятилетнего. Смотреть противно. Старшина Федоренко (здесь уже Лейтенант милиции) принёс им бутыль молока, договаривается с немецкой фройлен о судьбе Павлика, - Паулюса, - приёмного немецкого ребёнка. Эта история – тоже, возможно умилительная для особо гуманных людей пожилого возраста, но с позиций рационализма и здравого смысла – не вызывает во мне солидарности. После войны остались тысячи советских сирот, - могли бы вернуться на родину и усыновить советского ребёнка. Мы не фашисты, мы не делим людей по национальному признаку. Хорошо всё. Но чрезмерно идеализированно. Неправда. Коробит.

5. Всегда, немного поражаюсь эталонам русской красоты, или возможно тому, как режиссёр видит первую красавицу Советской страны. В этом кино, это у нас актриса Екатерина Климова, = Светлана Елагина. О вкусах, конечно, не спорят. Я вижу банальный типаж деревенской Дуняши, - нос картошкой, короткие волосы, кудряшками, румяные щёки, вздорный характер, не хватает только рыжих конопушек на щеках. В характере и модели поведения – присутствует грубость и лёгкое хамство, неуважение к более благородным традициям, свойственным аристократизму царского режима. Это, действительно – исторический факт, и героиня – вполне адекватная, наша, рабоче-крестьянская красавица тех военных лет. Бесспорно. Но в этом кино, данная Светлана привлекает к себе личное внимание многих офицеров, включая Польского благородного военного, — это весьма сомнительно. Зато в роли проститутки – девушка, действительно с прекрасной внешностью и манерами, просто очаровательная, с утончённой формой лица, длинными пальцами – благородная и красивая. Лариса Кулакова = Алёнка. Такую – надо убить. (По замыслу режиссёра). Конечно. Таким – в Советской России жить не положено. “Не нашенская” она какая-то. Самая привлекательная актриса в этом кино, на мой взгляд, - Арина Постникова, Близнецы 1993 г. Здесь играет второстепенную роль, её героиня тоже обвиняется в шпионаже, предательстве родины. Создаётся впечатление об особом отношении режиссёра к главной актрисе фильма, Екатерине Климовой, сюжеты всех фильмов поставлены так, чтобы другие интересные и по-своему привлекательные женщины – героини - выбывали, умирали, были арестованы, либо были показаны в чёрном цвете, на её “благородном красноармейском” фоне.  В этом кино – предатели родины выявляются почти в каждой серии, и доводят это всё до абсурда, когда старшие офицеры подозревают своих же боевых верных товарищей. Было ли действительно так, и регулярно на этой войне? Не факт.
 
Эпизод с плакатом, повторяется дважды, - не устранили ошибку, написано безграмотно. (найти надо, в каком фильме и что там точно написано)

6. Шестой Сезон, вторая серия. Здесь, идёт повествование о захвате Ростова-на-Дону фашистами, и сложно поверить, что в таких условиях – вообще могли как-то действовать органы юстиции, проводиться какие-то расследования, когда вопрос стоял об элементарном выживании. В конце этого фильма диктор за кадром говорит: “28 Ноября 1941 года, Советские войска, под командованием Маршала Тимошенко отбили город, занятый неделю назад фашистами…” Эта декларация об известных вехах военной истории сопровождается художественно поставленными кадрами данного освобождения. Мы видим небольшую группу советских солдат, с автоматами ППШ, и один танк, в движении. Танк настолько древний, маломощный и самобытный, что вся эта картина производит жалкое зрелище. Неадекватно исторической декларации. Более уместно, для иллюстрации такой исторической хроники – было бы поднять документальные кадры войны, какие-то возможные фотографии этих баталий, реальной военной мощи – армии и техники, что участвовала тогда в боях за освобождения Ростова-на-Дону. И те же пять минут завершения фильма – производили бы мощное, даже суггестивное воздействие на зрителя, поднимали бы чувство гордости за свою страну, победившую фашизм в тяжёлых многолетних боях. Кто мешал режиссёру обратиться к документальным архивам, для организации лучшей демонстрации масштабных боевых действий - большой вопрос и загадка.
   
В шестой серии Шестого сезона, Николай Трофимович держит связь с Егор Ильичом; НКВД работает по выявлению шпионов, с параноидальной тенденцией, манией видеть везде врага, особенно среди своих, особенно если ближайшие друзья, или родственники этих своих – были в прошлом - белогвардейскими офицерами. Это всё хорошо, всё исторически верно, я, полагаю. Что не так? Чтобы показать связь с высшим командованием, что в Москве, - Егор Ильич, седой и благородный такой мужчина, демонстрируется в каком-то здании, из окон которого виден Кремль(!) Спасская башня. Вообще, первоклассный обзор на всю Красную Площадь. Это где такой дом в столице находится? Находился в сороковые годы. Подскажите.

7. Abusus non tollit usum*

Можно сделать выводы о зловредном характере Даниила А.А. читая эту рецензию. Это, действительно, - некоторые критические наблюдения, в ходе просмотра сериала, те моменты, которые мне в нём не нравятся. В целом, - кино отличное, и, если пересматриваешь год за годом, — значит – режиссёр и актёры постарались, честь им и хвала! Но, по законам военного времени, - украл гуся, выпил вина, - трибунал! Вот, принимайте меткие наблюдения от сурового критика.

8. Resume: Это кино не о войне. Здесь, военный антураж используется для детективных повествований, с банальными сюжетами про убийства, грабежи, и в лучшем случае – диверсии и организованные подрывные операции врага. В то же время, весь этот военный антураж пропитан атмосферой тех лет: во всех кадрах, эпизодах, диалогах военных и гражданских людей – следы влияния советской идеологии, жёсткой военной иерархии и подозрительности всех и каждого на шпионаж, - эта тема хорошо раскрыта. На самом деле, кино полезное, так как раскрывает другую суть войны, — это не война на фронте, это сложности и коллизии судеб в тылу, или на оккупированных территориях, когда военные действия проходят рядом, а здесь – своя, сложная гражданская жизнь тех суровых военных лет. Смотреть полезно.

*латынь: Злоупотребление не исключает правильного употребления.


Рецензии