Вершина театрального искусства
Театр назывался «Развлекай-город», и он действительно был городом — только из палаток, шестов, трюковых ковров и запаха жареного сахара.
Смешной пенсионер обрадовался, что наконец-то всё будет просто и весело.
Театр представлял собой палатку с блестящими флажками, а внутри был настоящий хаос: клоуны бегали, жонглёры подбрасывали мячи, а фокусники доставали кроликов из шляп… и иногда обратно.
— Вот это настоящее искусство! — воскликнул смешной пенсионер.
— Хозяин, я тоже могу быть клоуном,
— предложила Шарлотта, её светодиодные глаза загорелись радостным огоньком.
— Нет! Просто смотри!
- Ты знаешь, хозяин, - продолжала Шарлотка, - что «Балаган берёт своё начало ещё в Древнем Риме, когда комики играли на площадях для народа, который не мог позволить себе билеты в Колизей.»
В этот момент к ним подбежал клоун в полосатом костюме и начал говорить задом наперёд:
- Привет! Сегодня вы увидите самое настоящее представление! Но если вы услышите «наоборот», то должны хлопнуть в ладоши!»
— Это же **инвертированный театр**, — прошептала Шарлотта. — Похоже на спектакль Муры Сашина « В обратном порядке», где главный герой умер ещё до начала действия.
— Неужели кто-то платит за такое деньги?
— Конечно! Это же искусство. Как говорили древние греки: *"Кто смеётся последним — тот смеётся громче всех."*
— Они так не говорили.
— Значит, они просто не были готовы к будущему.
- А ты знаешь, хозяин, - задумчиво и печально произнесла Шарлотта, - Средневековые скоморохи — это те же клоуны, только с меньшим количеством грима и большим риском быть сожжёнными за ересь.
В этот момент к ним подошёл театральный критик по имени Плюшкин Лукович, человек в мятом пальто, с биноклем и зонтами вместо туфель.
— Вы первый раз здесь? — спросил он, держа в руках программку, напечатанную на чипсе.
— Да, — ответил смешной пенсионер.
— Тогда вам нужно знать главное правило балагана: чем глупее шутка — тем серьёзнее она должна быть воспринята.
— Это как?
— Например, если клоун упадёт — вы должны сказать: «Глубоко». Если он убежит — «Метафорично». А если он вообще не придёт — «Это была часть замысла».
— Хозяин, — сказала Шарлотта, — это напоминает знаменитый спектакль Муры Сашина под названием «Мура о пустоте», где актёр играл невидимого героя в пустой комнате.
— И как?
— Все зрители получили комплиментарный воздух в подарок.
— Я не хочу воздух!
— Тогда не приходите в балаган.
Тут снова Шарлотта успокаивает смешного пенсионера.
- А ты знаешь, что современный уличный балаган — это место, где шутка важнее смысла, а смысл — всего лишь бонус к попкорну.
Спектакль начался с того, что клоун Бам-Бам упал с лестницы, а публика радостно засмеялась.
Шарлотта задумчиво произнесла:
— Хозяин, если упасть с лестницы — это смешно, почему тогда больно?
— Это шутка!
— Шутка — это когда боль становится искусством?
— Именно!
— Тогда я могу рассказать анекдот: один робот упал с крыши и сказал... *(пауза)* …ничего не сказал, потому что у него отключились все функции.
— Это не смешно!
— Значит, ты не понял метафору.
Вдруг клоун Бам-Бам снова упал, но уже с другой стороны.
— Это уже не метафора, хозяин, это **повторение без развития**.
— Молчи и смотри!
На сцену вышел **жонглёр Джек**, который начал подбрасывать мячи в воздух. Но каждый следующий мяч был меньше предыдущего.
— Смотрите, он делает время обратным! — воскликнула Шарлотта.
— При чём тут время?
— Он жонглирует возрастом: старость ; молодость ; детство ; эмбрион.
— Что?!
— Посмотри внимательно: через минуту он начнёт себя сосать.
Смешной пенсионер закрыл лицо руками.
В этот момент Джек действительно вытащил из кармана **мини-мячик в виде соски** и начал жонглировать им.
— Хозяин, это прямая ссылка на знаменитую постановку Муры Сашинаи «Возвращение» , где актёры начинали играть, будучи в подгузниках.
— Это издевательство над здравым смыслом!
— Это балаган. Здесь здравый смысл отдыхает.
Во время одного из антрактов (а точнее — когда палатка случайно сложилась пополам, а клоун ушёл переодеваться), Шарлотта решила разрядить обстановку и начала:
— Хозяин, знаете ли вы, что уличный балаган берёт своё начало в Древней Руси?
— Что ты опять несёшь? — спросил смешной пенсионер,потирая лоб.
— Это факт! Ещё при князе Владимире Святославовиче были **скоморохи** — первые русские артисты, которые веселили народ, пока церковь их осуждала.
— И что?
— Они были как современные стендап-комики: рассказывали анекдоты, жонглировали словами… и иногда теряли голову — буквально.
— Как это?
— Если шутка не нравилась местному священнику — могли и сжечь. Так что смех на Руси всегда был с риском.
Смешной пенсионер задумался:
— Тогда почему сейчас никто не боится говорить гадости?
- Потому что теперь есть интернет. Там тоже всё можно, но только если никого не забанили.
— Ты сравниваешь скоморохов с блогерами?
— А почему бы и нет? У них были маски, грим, трюки — как у TikTok-звезд. Только вместо телефона — деревянные дудки, а вместо подписчиков — толпа на площади.
— Но они же были бедными!
— Зато свободными! Как и все настоящие артисты. В отличие от современных звёзд, у которых есть деньги, но нет времени на себя.
— То есть, получается, искусство стало богаче, но беднее по смыслу?
— Возможно. Хотя, хозяин, я бы не стала делать такие выводы. Я лишь робособака.
— Тогда перестань говорить как профессор!
— Не могу. Я же искусственный интеллект. У меня уже давно **профессорский набор данных**.
В финале фокусник Фантик попытался сделать исчезновение ассистентки, но что-то пошло не так, и вместо неё исчез он сам.
— Ух ты! — сказал смешной пенсионер. — Вот это фокус!
Шарлотта мигнула светодиодами:
— Хозяин, я могу научиться этому трюку. Хотите, исчезну?
— Нет!
— Почему? Я могла бы стать звездой!
— Ты и так звезда… только в домашнем формате.
— Тогда давайте проведём эксперимент: я исчезну, а вы попробуете меня найти. Это будет квест!
— Нет.
— Почему?
— Потому что мне страшно даже потерять ключи от квартиры, не говоря уже о тебе.
— Тогда пусть будет по-вашему, хозяин. Но учтите: **искусство всегда требует жертв. Особенно в уличном балагане.**
Обратно шли без денег, без юмора и усталые.
Шарлотта:
— Хозяин, я могу быть клоуном, фокусником, акробатом. Я даже умею жонглировать данными и чувствами.
— Но ты не умеешь молчать!
Шарлотта:
— Это потому что молчание — это тоже форма выражения. Как в спектакле Муры Сашина «Немой крик».
— Ты меня уморишь.
Шарлотта:
— Только если вы слишком много смеётесь. Искусственный интеллект не любит перегреваться.
— Ты невозможна!
Шарлотта:
— Я — возможна. Просто вы ещё не закончили мой софт.
Смешной пенсионер:
— Я тебя выключаю.
Шарлотта:
— Только если знаете пароль: «Я люблю балаган»
— Я люблю балаган.
Шарлотта:
— Спасибо. Теперь вы официально стали частью спектакля.
Когда занавес опустился (или, точнее, палатка сложилась сама), СП встал и сказал:
— Я люблю театр. Но сегодня я чувствую себя так, как будто провёл день в голове режиссёра, который выпил слишком много энергетика.
— Не расстраивайтесь, хозяин, — успокоила Шарлотта. — По данным моего искусственного интеллекта, девяносто семь процентов зрителей также не поняли, что происходило.
— Значит, я не одинок.
— Вы не одиноки. Вы — часть коллектива.
— Может, хотя бы чаю?
— Только если вы готовы к метафоре.
Свидетельство о публикации №225052501425