Вершина театрального искусства

Устав ломать голову над театральными загадками,  шарадами и головомойка и головоломками  постмодерна и андеграунда двое влюбленных в театр друзей решили посмотреть главный народный театр – балаганный.

Театр назывался «Развлекай-город», и он действительно был городом — только из палаток, шестов, трюковых ковров и запаха жареного сахара.

Смешной пенсионер обрадовался, что наконец-то всё будет просто и весело.

 Театр представлял собой палатку с блестящими флажками, а внутри был настоящий хаос: клоуны бегали, жонглёры подбрасывали мячи, а фокусники доставали кроликов из шляп… и иногда обратно.

— Вот это настоящее искусство! — воскликнул смешной пенсионер.

— Хозяин, я тоже могу быть клоуном,
 — предложила Шарлотта, её светодиодные глаза загорелись радостным огоньком.

— Нет! Просто смотри!

- Ты знаешь, хозяин, - продолжала Шарлотка, -  что «Балаган берёт своё начало ещё в Древнем Риме, когда комики играли на площадях для народа, который не мог позволить себе билеты в Колизей.»

В этот момент к ним подбежал клоун в полосатом костюме и начал говорить задом наперёд:

 - Привет! Сегодня вы увидите самое настоящее представление! Но если вы услышите «наоборот», то должны хлопнуть в ладоши!»

— Это же **инвертированный театр**, — прошептала Шарлотта. — Похоже на спектакль  Муры Сашина «  В обратном порядке», где главный герой умер ещё до начала действия.

— Неужели кто-то платит за такое деньги?

— Конечно! Это же искусство. Как говорили древние греки: *"Кто смеётся последним — тот смеётся громче всех."*

— Они так не говорили.

— Значит, они просто не были готовы к будущему.

 - А ты знаешь, хозяин, - задумчиво и печально произнесла Шарлотта, - Средневековые скоморохи — это те же клоуны, только с меньшим количеством грима и большим риском быть сожжёнными за ересь.

В этот момент к ним подошёл театральный критик по имени Плюшкин Лукович, человек в мятом пальто, с биноклем и зонтами вместо туфель.

— Вы первый раз здесь? — спросил он, держа в руках программку, напечатанную на чипсе.

— Да, — ответил смешной пенсионер.

— Тогда вам нужно знать главное правило балагана: чем глупее шутка — тем серьёзнее она должна быть воспринята.

— Это как?

— Например, если клоун упадёт — вы должны сказать: «Глубоко». Если он убежит — «Метафорично». А если он вообще не придёт — «Это была часть замысла».

— Хозяин, — сказала Шарлотта, — это напоминает знаменитый спектакль Муры Сашина под названием «Мура о пустоте», где актёр играл невидимого героя в пустой комнате.

— И как?

— Все зрители получили комплиментарный воздух в подарок.

— Я не хочу воздух!

— Тогда не приходите в балаган.

 Тут снова Шарлотта успокаивает смешного пенсионера.

 - А ты знаешь, что современный уличный балаган — это место, где шутка важнее смысла, а смысл — всего лишь бонус к попкорну.
Спектакль начался с того, что клоун Бам-Бам упал с лестницы, а публика радостно засмеялась.

Шарлотта задумчиво произнесла: 
— Хозяин, если упасть с лестницы — это смешно, почему тогда больно?

— Это шутка!

— Шутка — это когда боль становится искусством?

— Именно!

— Тогда я могу рассказать анекдот: один робот упал с крыши и сказал... *(пауза)* …ничего не сказал, потому что у него отключились все функции.

— Это не смешно!

— Значит, ты не понял метафору.

Вдруг клоун Бам-Бам снова упал, но уже с другой стороны.

— Это уже не метафора, хозяин, это **повторение без развития**.

— Молчи и смотри!


На сцену вышел **жонглёр Джек**, который начал подбрасывать мячи в воздух. Но каждый следующий мяч был меньше предыдущего.

— Смотрите, он делает время обратным! — воскликнула Шарлотта.

— При чём тут время?

— Он жонглирует возрастом: старость ; молодость ; детство ; эмбрион.

— Что?!

— Посмотри внимательно: через минуту он начнёт себя сосать.

Смешной пенсионер закрыл лицо руками.

В этот момент Джек действительно вытащил из кармана **мини-мячик в виде соски** и начал жонглировать им.

— Хозяин, это прямая ссылка на знаменитую постановку Муры Сашинаи  «Возвращение» ,  где актёры начинали играть, будучи в подгузниках.

— Это издевательство над здравым смыслом!

— Это балаган. Здесь здравый смысл отдыхает.

Во время одного из антрактов (а точнее — когда палатка случайно сложилась пополам, а клоун ушёл переодеваться), Шарлотта решила разрядить обстановку и начала:

— Хозяин, знаете ли вы, что уличный балаган берёт своё начало в Древней Руси?

— Что ты опять несёшь? — спросил смешной пенсионер,потирая лоб.

— Это факт! Ещё при князе Владимире Святославовиче были **скоморохи** — первые русские артисты, которые веселили народ, пока церковь их осуждала.

— И что?

— Они были как современные стендап-комики: рассказывали анекдоты, жонглировали словами… и иногда теряли голову — буквально.

— Как это?

— Если шутка не нравилась местному священнику — могли и сжечь. Так что смех на Руси всегда был с риском.

Смешной пенсионер задумался:

 — Тогда почему сейчас никто не боится говорить гадости?

-  Потому что теперь есть интернет. Там тоже всё можно, но только если никого не забанили.

— Ты сравниваешь скоморохов с блогерами?

 — А почему бы и нет? У них были маски, грим, трюки — как у TikTok-звезд. Только вместо телефона — деревянные дудки, а вместо подписчиков — толпа на площади.

— Но они же были бедными!

 — Зато свободными! Как и все настоящие артисты. В отличие от современных звёзд, у которых есть деньги, но нет времени на себя.

— То есть, получается, искусство стало богаче, но беднее по смыслу?

— Возможно. Хотя, хозяин, я бы не стала делать такие выводы. Я лишь робособака.

— Тогда перестань говорить как профессор!

— Не могу. Я же искусственный интеллект. У меня уже давно **профессорский набор данных**.

В  финале фокусник Фантик попытался сделать исчезновение ассистентки, но что-то пошло не так, и вместо неё исчез он сам.

— Ух ты! — сказал смешной пенсионер. — Вот это фокус!

Шарлотта мигнула светодиодами: 
— Хозяин, я могу научиться этому трюку. Хотите, исчезну?

— Нет!

— Почему? Я могла бы стать звездой!

— Ты и так звезда… только в домашнем формате.

— Тогда давайте проведём эксперимент: я исчезну, а вы попробуете меня найти. Это будет квест!

— Нет.

— Почему?

— Потому что мне страшно даже потерять ключи от квартиры, не говоря уже о тебе.

— Тогда пусть будет по-вашему, хозяин. Но учтите: **искусство всегда требует жертв. Особенно в уличном балагане.**

Обратно шли без денег, без юмора и усталые.

Шарлотта:
— Хозяин, я могу быть клоуном, фокусником, акробатом. Я даже умею жонглировать данными и чувствами. 
— Но ты не умеешь молчать! 

Шарлотта:

 — Это потому что молчание — это тоже форма выражения. Как в спектакле  Муры Сашина  «Немой крик».

 — Ты меня уморишь.
Шарлотта:
— Только если вы слишком много смеётесь. Искусственный интеллект не любит перегреваться.

 — Ты невозможна!

Шарлотта:

— Я — возможна. Просто вы ещё не закончили мой софт.

Смешной пенсионер:

 — Я тебя выключаю.

Шарлотта:
 — Только если знаете пароль: «Я люблю балаган»

— Я люблю балаган.

Шарлотта:

— Спасибо. Теперь вы официально стали частью спектакля.


Когда занавес опустился (или, точнее, палатка сложилась сама), СП встал и сказал:

— Я люблю театр. Но сегодня я чувствую себя так, как будто провёл день в голове режиссёра, который выпил слишком много энергетика.

— Не расстраивайтесь, хозяин, — успокоила Шарлотта. — По данным моего искусственного интеллекта, девяносто семь процентов зрителей также не поняли, что происходило.

— Значит, я не одинок.

— Вы не одиноки. Вы — часть коллектива.

— Может, хотя бы чаю?

— Только если вы готовы к метафоре.


Рецензии