Псалом 62. Боже, Бог мой Ты, от зари ищу Тебя
Этот псалом третий из Шестопсалмия.
«Псалом Давида, когда он был в пустыне иудейской», т.е. когда он спасался бегством от Саула.
«Боже, Боже мой, Бог мой Ты, от зари ищу Тебя, жаждет душа моя к Тебе, изнурилась по Тебе плоть моя в земле иссохшей, истомлённой и безводной». Первая забота дня после пробуждения – искать Бога. Эта же забота должна проходить и по всей жизни, по словам Христа: «Ищите сперва Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложится вам» (Мф. 6:33). Правды, которая не только на Небесах, но и на земле пребывает. «Изнурилась» здесь как – побледнела и выцвела. Это состояние можно понять по аналогии: один из этапов грехопадения назывался – разжение. То, что происходило в душе человека, то проникло в плоть и произвело жар. Тело восприняло обаяние греха. Как сказал Христос: «Если будет око твоё просто, всё тело твоё светло будет; если око твоё лукаво будет, всё тело твоё темно будет» (Мф.6:22). После грехопадения око жены стало не просто, а лукаво, ибо она восприняла ложный взгляд на вещи, лишилась Благодатного света, тело её стало тёмным, и она стала ощущать себя голой. Но Адам этого не увидел, ибо в нём тоже был тёмный жар похоти, замещающий собой Благодатный свет. Это обаяние и энергия греха по своей интенсивности и силе таковы, что их можно принять за свет Истины и пойти во след его. Например, любая городская реклама в потенциале имеет такой жар, возбуждая переход душевного желания к телесному. Но аналогичное состояние происходит в человеке с обратным движением, когда душа молится Богу. Это движение души тоже переходит в тело, изнуряя его плоть, как если бы плоть оказалась в безводной пустыне. Это источник дара истинного постничества, когда пост уже не принуждение, но подвижничество. Плоть при этом изнуряется, бледнеет, но просветляется.
«Как во святом я видел Тебя, жаждал видеть силу Твою и славу Твою». «Во святом» - это в мире святости вообще, ибо Бог облечён светом, как ризой. Это может быть и просто святилище храма. «Я видел Тебя». Как можно видеть невидимого Бога? Давид свидетельствует: «Увижу Лицо Твоё, насыщусь природным Твоим» (Пс.16:15). Это является высшей формой богопознания. Также и апостол Пётр сказал: «Нам возможно стать причастниками божественной природы» (2Пет.1:4). Поэтому, жажда видеть силу и славу Божью означает то, что Давид хочет насытиться природным естеством Бога. А кто видел Бога, свидетельствует о том не чем-нибудь, а жизнью своей.
«Ибо лучше милость Твоя, чем жизнь, уста мои восхвалят Тебя». Нам же мир внушает обратное, что лучше эта жизнь, чем милость Божья. Что всегда было в России? Жизнь. А условия жизни были на втором плане. На западе же всё наоборот – есть все условия для жизни сей, а самой Жизни нет.
«Так благословлю Тебя жизнью моей, во имя Твоё подниму руки мои». Руки поднимают в молитве, исполняя третью заповедь: Не поднимай имя Господа Бога твоего впустую. Лучше милость Твоя, чем жизнь – это позиция верующего, который имеет силу благословить Господа этой своей жизнью, которой и поднимает имя Божье. Это и есть цель жизни народа в истории – поднять и нести имя Божье в себе.
«Как от тука и масти насытится душа моя и губами восклицаний восхвалят уста мои». Тук и масть это синонимы. Тук – лучшее от приношения и жертвы Богу. Масть - это действие, в смысле – наполнять до полноты, укреплять до исцеления, наслаждать до отрады. Душа насыщается от тука тем, что лучшее и мастится - укрепляется тем, что исцеляет и наслаждает. В общем же смысле тук и масть – это Сам Господь. Душа хвалит Его «губами восклицаний», т.е. уста как бы сами собой, независимо от души хвалят Господа. Это именно то, что сказано в Евангелии: «От избытка сердца говорят уста»(Мф.12:34). Тому, кто так восхвалял Господа легко увидеть тех, у кого на устах одно, а в сердце иное. Как сказал Христос: «Этот народ чтит Меня лишь устами, сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям и заповедям человеческим» (Мф.15:8-9).
«Когда вспоминаю Тебя на постели моей, в ночные стражи размышляю о Тебе».
«Ибо Ты был помощь моя, в тени крыл Твоих возликую». «В тени крыл» - напоминание о крылах херувимов, которые хранят до срока тайну спасения, Путь Древа Жизни к людям. Это тайна воплощения Божьего, о которой сказано, что Господь воссел на херувима. Это могут быть и крылья орла, как символического водителя Церкви.
«Прилепилась душа моя вслед Тебя, меня держит десница Твоя». Прилепиться – стать единым. Например, муж прилепится к жене и наоборот, и будут плоть одна. Так и человек прилепляется к Богу. Апостол Павел поясняет: «Прилепляющийся к Господу есть один дух с Господом» (1Кор.6:17). Душа не отпускает Господа, как в сюжете из Ветхого завета, когда Иаков боролся с Господом Мессией и не отпускал Его. А кто не отпускает Господа, того держит рука Божья. А нечестивые?..
«Они же впустую ищут душу мою, сойдут в преисподние земли». Опять появляется выражение и категория пустоты. Эти агрессивные поиски нечестивых людей могут относиться и к воскресшему Христу, и к душам праведников. Но мы знаем, что опустошение настигло ад-Шеол и его владыку дьявола, когда произошло Воскресение Господа. Давид пророчески говорит об этом в 34-м псалме: «Придёт на него (ад) опустошение, которого он не знал; опустошение, он (дьявол) впадёт в него». Т.е. царство смерти лишится и воскресшего Христа, и душ изведённых из него. Тот, кто при жизни прилепился к Богу, тот знает, что ад по смерти удержать его не сможет. Итак, эти нечестивцы, как не нападали на праведную душу, но её упустили, а сами опустошились и пошли в преисподнюю ни с чем.
«Изольют их рукой меча, они долей лис будут». Рука меча - это не рукоять, а лезвие. «Изольют» – образ воды, которая всегда стремиться вниз, в землю, являясь символом царства мёртвых. Грех «их», подобных людей – в противопоставлении себя Творцу, поэтому их участь – утечь вниз, в бездну, и ещё глубже, откуда возврата нет. «Долей лис будут», лис или шакалов, как рода собак или псов. А псы, на символическом библейском языке – это собрание всего человеческого нравственного негатива. Они живут в развалинах и на пустырях, портят виноградники, быстро размножаются и многочисленны. В данном контексте это падальщики, которые могут быть и людьми, и бесами, по определению святых отцов.
«А царь возвеселится о Боге, похвалится всякий клянущийся Им, ибо закроются уста, говорящие ложь». Первый человек, кто поклялся Богом, был Авраам в истории с Мелхиседеком. Похвалиться же, это значит предъявить нечто, как своё добытое достояние, и различия в людях духовно-нравственного плана постигаются именно тем - кто чем хвалится, как своим личным достоянием. Есть люди, которые хвалятся богатством, есть, кто хвалится злом, а есть такие, кто хвалится Господом. Уста, говорящие ложь, в данном контексте – говорящие на святое, а такая ложь, это начало богоотступничества. Однако, настанет время, когда «закроются уста, говорящие ложь».
Свидетельство о публикации №225052501645