Размышления при чтении Иудейской войны Иосифа Флав
Размышления при чтении « Иудейской войны « Иосифа Флавия . 7 .
Седьмая книга .
Вот наступило время , беспощадное , но ограниченное тем , что не находило уже ПРЕДМЕТА МЕСТИ . « Ожесточение не находило уже ПРЕДМЕТА МЕСТИ , так как всё было истреблено беспощадно . « . Действовали римские боги , боги мстящие за всех , кто к ним обращается . Мстящие беспощадно .
Если у человека можно было бы вымолить прощение , то не у римских богов , глядящих на людей холодными глазами .
Воплощение римского бога - Август Октавиан .
Его холодные глаза обещают только беспощадность .
Боги мести с обеих воюющих сторон изображены во многих произведениях . Я читаю сейчас трилогию Генрика Сенкевича .
В романе « Потоп « изображены две беспощадные силы , стоящие за шведским королём Карлом и за шведским же королём Яном Казимиром . Обе стороны обвиняют друг друга в измене .
Главный герой мечется между этими двумя силами .
Остановшись в конце концов на стороне Яна Казимира .
Этого героя Сенкевич изображает как « духа уничтожения « . Пишет о том , что герой вместо того , чтобы стать на колени и вымаливать прощения у Бога , взял в руки меч , и стал мстить тем , кого считал врагами Бога , то есть протетантов .
И потому стал добрым католиком . Дождавшимся своего триумфа именно в костёле , получив благодарственное письмо от Яна Казимира , бывшего ранее кардиналом римско - католической церкви . Католики против протестантов .
И та , и другая сторона непримирима , жестока , кровожадна .
В чём же разница ? Кто же эти наёмники , мстящие за ту , или иную сторону . Боги мщения , воплотившиеся в героев войны .
Сторона неважна . И той , другой стороне одинаково присущи жестокость и беспощадность . Победа оказывается на стороне того героя , который призывает в своё войско крымских татар .
И поэтому победивший . Ибо жестокость его превысила жестокость европейского человеческого материала .
Вот в чём разница в этих войнах богов в конечном результате .
И война за Иерусалим , оставленный Богом Израиля , о чём повествует священник Иосиф Флавий , стала войной богов .
Одинаково жестоких и беспощадных с обеих сторон .
Разница в том , что человеческий материал разный .
Со стороны римлян более жестокий и беспощадный .
Иосиф Флавий встал на сторону Флавиев , надо учитывать это .
Он считает Веспасиана Мессией . Он пишет :
« Тогда Тит приказал весь город и храм сравнять с землёй ; только башни , возвышавшиеся над всеми другими , Фазаель , Гиппик , Мариамма , и западная часть обводной стены должны были остаться : последняя - для образования лагеря оставленному гарнизону , а первые три - чтобы служить свидетельством для потомства :
Как величествен и укреплён был город , который пал перед мужеством римлян . Остальные стены города разрушители так сравняли с поверхностью земли , что едва можно было признать , что эти места некогда были обитаемы .
Таков был конец этого великолепного , всемирно известного города , постигший его в следствие безумия мятежников .
В качестве гарнизона Тит назначил десятый легион и несколько отрядов конницы пехоты . По окончании всех военных действий Тит пожелал поблагодарить всё войско ( Ибо оно было орудием его воли , императора как выразителя воли римских богов . )
за его военные подвиги и в отдельности вознаградить достойным образом тех , которые выдвигались из среды других .
Посреди бывшего лагеря для него построена была трибуна .
Которую он занял с главнейшими начальниками , и вслух перед войском сказал : « Благодарю , много раз благодарю вас за вашу ПРЕДАННОСТЬ МНЕ , оставшуюся неизменной до сих пор .
( Да , Веспасианы начали галерею так называемых солдатских римских императоров , приводившихся к власти солдатами .
Хотя как будто бы и Клавдий был приведён был к власти солдатами , но не как их военоначальник , а как человек из рода Юлиев . Притом солдаты уже тогда засомневались . )
Тит же их полководец и мог сказать : « Хвалю ваше послушание ( не римским богам , а лично императору , потому что пришли в армию люди разных религиозных воззрений . И ещё Августом предусмотрительно был введён культ императора Рима . )
И личную храбрость , которую вы , невзирая на великие и многочисленные опасности , выказывали в продолжение всей войны , чтобы , насколько это зависело от вас , РАСШИРИТЬ ГОСПОДСТВО ВАШЕГО ОТЕЧЕСТВА и тем ясно показать миру , что ни численное превосходство , ни могучие крепости , ни величина города , ни слепая безумная отвага и зверская свирепость врага не могут устоять против могущества римлян , хотя бы даже одни и другие из наших врагов во многом были покровительствуемы счастьем . Хорошо , что долго длившаяся война , благодаря вам , окончилась , и что все желания , какие мы лелеяли в начале войны , теперь исполнились . Но ещё приятнее и достопамятние должно быть для вас то , что правителей и руководителей римского государства , которых вы избрали и дали отчеству , все встречают с радостью , охотно подчиняются их распоряжениям и к вам питают признательность за избрание их . Удивления и любви преисполнен ко всем вам ; ибо я знаю , что каждый из вас ревностно исполнял то , что мог .
Но тех из вас , которые благодаря своей превосходной силе особенно отличились на войне , украсили свою жизнь геройскими подвигами и своими успехами возвеличили славу моего войска , - тех я хочу вознаградить теперь достойным образом .
Всякий , старавшийся делать больше других , да получит заслуженную награду . Об этом я больше всего забочусь , как вообще мне гораздо приятнее награждать доблесть моих соратников , чем наказывать их погрешности . « .
Тотчас же он приказал провозгласить имена тех , которые в этой войне совершили какой - нибудь блестящий подвиг .
Вызывая их поимённо , он хвалил подходивших и выказывал столько радости , как будто их подвиги осчастливили лично его .
Тут же он возложил на них золотые венки , золотые шейные цепи , дарил большие золотые копья или серебряные знамёна .
И каждого из них возводил в высший чин - того , он щедрой рукой наделял их из добычи золотом , серебром , одеждой и другими вещами . Вознаградив таким образом всех по заслугам , он БЛАГОСЛОВИЛ всё войско и при громких ликующих криках солдат сошёл с трибуны и ПРИСТУПИЛ К ПОБЕДНЫМ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯМ : огромное количество быков было заколото и мясо их роздано войску .Он сам ПИРОВАЛ вместе с ними три дня . После чего часть войск была отпущена .
Десятому легиону вместо того , чтобы послать его обратно на место его прежней стоянки за Евфратом , он поручил охрану Иерусалима , а двенадцатый легион , которому он не мог забыть прежнего его поражения , понесённого ими в Иудее при Цестии , он совсем изгнал совсем из Сирии , и сослал в Мелитину у Евфрата , на границе между Арменией и Каппадокией . Пятый и пятнадцатый легионы он решил оставить при себе до своего прибытия в Египет . Вместе с этим войском он отправился в Кесарию Приморскую , куда вслед за ним была доставлена НЕСМЕТНАЯ ДОБЫЧА и где также охранялись пленники
Веспасиан выехал из Александрии на грузовом судне в Родос , там пересел на триеру и посетил все попутные города , встречая везде радостный приём . Тит же выступил из Кесарии Приморской и направился в Кесарию Филиппову , где он устраивал всякого рода зрелища ( как понтифик ) , причём множество пленников нашло свою смерть ( то есть полностью человеческие жертвоприношения римским богам ! ) частью в борьбе с дикими животными , большей же частью во взаимной борьбе , к которой их принуждали . Здесь Тит получил известие о захвате Симона , сына Гиоры . Который прятался в подземных ходах .
Когда припасы начали истощаться , Симон одел белую тунику , поверх неё пурпурную хламиду и выступил из подземелья на том самом месте , где прежде стоял храм , и приказал привести командующего . ( Ещё один руководитель восстания предпочёл сдаться , перед этим отправив на смерть последовавших за ним жестоко и беспощадно ) . Терентий Руф немедленно явился .
Так Бог предал Симона в руки сильно против них раздражённых врагов в наказание за его жестокости к своим соотечественникам , которых он так бесчеловечно тиранил . Злу не избежать гнева Божьего , Его справедливость всемогуща , и рано или поздно постигает она грешных . Чувствительнее для тех , кто более уверен в том , что если не были наказаны сейчас , то уже избавлены от наказания всегда . Симона в цепях отвели к Титу в Кесарию Приморскую . Тит приказал сохранить его для триумфа в Риме . В Кесарии Тит блестящим образом ОТПРАЗДНОВАЛ день рождения своего брата , В ЧЕСТЬ КОТОРОГО ( КАК БОГА , ТОЧНЕЕ , КАК ВОПЛОЩЕНИЯ РИМСКОГО БОГА ) МНОГО ПЛЕННЫХ ИУДЕЕВ БЫЛО ПРЕДАНО СМЕРТИ . ЧИСЛО ПОГИБШИХ В БОЮ С ЖИВОТНЫМИ , СОЖЖЁНЫХ И ПАВШИХ В БИТВАХ , УСТРОЕННЫХ МЕЖДУ САМЫМИ ПЛЕННИКАМИ , превышало 2500 . Но всё это и другие БЕССЧИСЛЕННЫЕ виды мученической смерти , которым подвергались иудеи , казались римлянам ЧЕРЕСЧУР ЛЁГКИМ НАКАЗАНИЕМ . Из Кесарии Тит отправился в Берит ( нынешний Бейрут ) , римскую колонию в Финикии , где ко дню рождения своего отца устроил всевозможные празденства , где погибло множество пленников . Известие о задушевной встрече Веспасиана во всех городах Италии , и в особенности о сердечном и блестящем приёме , оказанном ему в Риме , освободило Тита от забот о нём . И действительно , когда Веспасиан был ещё очень далеко , изо всей Италии радостно бились ему навстречу сердца жителей . Сенат , помня потрясения от частой смены последних властителей , считал за счастье иметь императором человека почтенного возраста , окружённого ореолом военных подвигов , в котором можно быть уверенным , что он будет пользоваться властью только для блага своих подданных ( уже не для блага римских богов , в выборе которых были разочарованы те , которые стали римлянами недавно в большинстве своём , и были разочарованы . И потому римская армия , которая уже не состояла только из римских граждан , стала выбирать « солдатских « императоров . Для своего собственного блага . И строительство Колизея стало уступкой новым гражданам , которые не понимали , почему нужно уступать власть « патрициям « , которые были беспомощны перед волей императоров . Не стало власти равных , которая провозглашалась ещё Александром Македонским , когда удачливые в войне получали власть . Но Клавдий и Нерон не участвовали в битвах , а пользовались только её трофеями без всяких ограничений . Разочарование в Цезарях было повсеместным .
Хотя Нерон угодил плебсу , и ходили истории об его воскресении .
Он был популярен у плебса , но не у войска . Войско обладало силой , а плебс - нет . История о том , как Калигула назначил своего коня в сенат , прибавляло пренебрежения к сенату .
И сенат в очередной раз уступил . Он уже не обладал властью . )
Народ , истерзанный междоусобными войнами , с нетерпением ждал прибытия Веспасиана , и был уверен , что при Веспасиане воцарится благодать и личная безопасность . Войско взирало на него с высоким доверием : изведав бездарность и трусость других императоров , войско желало , наконец , смыть позор , так часто понесённый им раньше , и единственного человека , который может восстановить его честь и могущество , ВДОХНОВЛЁННЫЕ ЕГО ДОБРОДУШНЫМ ВИДОМ И КРОТКИМ ВЗОРОМ , издавали радостные крики , называя его благодетелем , СПАСИТЕЛЕМ и единственным , достойным править Римом .
ВЕСЬ ГОРОД ПРИНЯЛ ВИД ХРАМА , наполненного венками и фимиамом . Веспасиан с трудом мог протесниться сквозь окружавшие его толпы народа во дворец , где он прежде всего ПРИНЁС ДОМАШНИМ БОГАМ ( ЛАРАМ ) БЛАГОДАРСТВЕННУЮ ЖЕРТВУ за своё благополучное прибытие . После этого народ предался пиршествам . ТРИБЫ ( территориальные округа ) , собравшись для пирования , при своих жертвоприношениях молили божество о сохранении римскому царству Веспасиана ещё на долгие годы , об оставлении престола неоспоримым наследием его сыновьям и их отдалённейшим потомкам .
Принявший тогда так радостно Веспасиана город Рим с тех пор ВСТУПИЛ НА ПУТЬ ПОЛНОГО БЛАГОДЕНСТВИЯ ( !!! )
Но ещё когда Веспассиан находился в Александрии , а Тит был занят осадой Иерусалима ( А Домициан был занят в Риме , ещё один сын Веспасиана ) , восстала значительная часть германцев , к которым присоединились соседние галлы ; соединённые вместе , они возымели большую надежду свергнуть с себя совершенно римское иго . Германцами в их отпадении и объявлении войны руководил , во - первых , национальный характер , в силу которого они , неспособные действовать разумно , при малейших только видах на успех слепо бросаются в опасность , во - вторых , ненависть к притеснявшим властителям и сознание , что их народ никем ещё , кроме римлян , не был покорён ; главным образом их ободрял на этот шаг удобный момент . Они видели , что римское государство вследствие быстрой смены императоров потрясено внутренней междоусобицей ; они слышали , что все страны римского мира находятся в напряжённо - выжидательном положении , и думали , что эти затруднения и несогласия римлян дают им в руки удобный случай . Эти высокомерные надежды были им внушены обоими их вождями - Классиком и Вителлием , которые , очевидно , давно уже замышляли мятеж и только теперь , поощряемые обстоятельствами , открыто выступили , опираясь на племена и без того склонные к волнениям .
Веспасиан , точно по высшему внушению , послал прежнему правителю Германии Петилию Цереалию письмо , в котором он предоставил ему сан консула и приказал отправиться в качестве правителя в Британию . По дороге к месту своего нового назначения Цереалий получил известие об отложении и вооружении германцев . Тогда он немедленно напал на них , уничтожил в одном сражении значительную часть восставших .
Германцы покорились Домициану Флавию из страха . Домициан , увенчанный славой и окружённый почётом , сын такого отца , возвратился в Рим . В Риме было получено известие о возмущении скифов . Многочисленное скифское племя сарматов незаметно перешло через Дунай в Мезию , и в огромном количестве , распространяя повсюду панику неожиданностью своего нашествия .
Напали на римлян , истребили значительную часть гарнизона , убили легата Фонтея Агриппу , разграбили и опустошили страну .
Веспасиан , услышав об этом , послал Рубрия Галла , который множество их уничтожил , а остальных заставил бежать .
Цезарь Тит некоторое время провёл в Берите .
И осматривал замечательную по своей природе реку , протекающую посередине между Аркеей и Рафанеей .
Водообильная и довольно быстро несущаяся во время течения , река ровно 6 дней в неделю иссякает от самого источника , и представляет зрителям сухое русло , в каждый же седьмой день воды её снова текут , словно не было перерыва .
Такой порядок течения река сохраняет в точности , вследствие чего она и названа Субботней рекой по имени священного седьмого дня , празднуемого иудеями . ( есть миф о реке Самбатион ) .
Когда население Антиохии узнало о приближении Тита , оно от радости не могло удержаться в своих стенах , а ринулось навстречу . Когда они обступили его с просьбами об изгнании иудеев из города , он дал им меткий ответ :
« Их отечество , куда иудеи могли бы выселиться , опустошено , а другой страны нет , которая их приняла бы . « И оставил за антиохийскими иудеями их прежние права . После этого он выехал в Египет , быстро прорезал пустыню и прибыл в Александрию . Здесь он отпустил два легиона , сопровождавшие его : 5 легион - в Мезию , а 15 - в Паннонию .
Из военнопленных он приказал отделить вожаков Симона и Иоанна и , кроме них , 700 человек , отличавшихся ростом и красотой , и немедленно отправить их в Италию , чтобы вывести их в триумфальном шествии . Плавание его по морю совершилось в полнее благополучно , и Рим готовился выйти ему навстречу и приветствовать его точно таким же образом , как приветствовал его отца . Особенную честь доставляло Титу то , что его отец выехал ему навстречу лично . Тогда население города к величайшему своему удовольствию могло видеть их троих ( Веспасиана , Тита и Домициана ) вместе .
По истечении нескольких дней они порешили устроить общий триумф для чествования СВОИХ подвигов , хотя сенат разрешил каждому из них отдельный триумф . День , назначенный для празднования победы был объявлен заранее . Ещё ночью всё войско выстроилось в боевом порядке по начальством своих командиров вблизи ХРАМА ИЗИДЫ , где в ту ночь отдыхали императоры .
( Императоры Флавии - Веспасиан и Тит в ночь перед триумфом ночевали в храме Изиды . Что такое триумф ? это очищение римских воинов от мести богов мщения - манов , если они в окружении римских богов у триумфальной арки , пройдут под аркой с подношениями этим богам , с жертвоприношениями в их честь . Для чего и должен быть построен Колизей
именно императорами , имеющими в своих руках империй - власть над жизнью и смертью каждого человека .
И построили Колизей Веспасиан и Тит - триумфаторы .
Они , как и Калигула до них , давали
щедрые подношения Изиде . Изиде , которая обрела таблицы тайных судеб . Тогда её звали Инанна , или Астарта .
В Месопотамии . В Шумере . Стала значимой в Египте .
В Египте она стала мамой . Но ранее она нашла Фаммуза ,
Для земных отношений . Богиня . Женщинам она была мила
в Израиле . Там ей пекли пирожки как Небесной Царице .
Что порицал пророк Исайя .
Астарта давала женщинам накидки на груди ,
которые красноречиво говорили : Иди ко мне мужчина , иди !
Помогала решать земные проблемы . Но в Риме
Изидой - Астартой заинтересовались мужчины .
В её храме проводили ночь перед триумфом своим императоры
Флавии . Ночи в храме проводят по обычаю ищущие откровений .
Они искали откровений у Изиды . И там должно быть пришло откровение о строительстве огромного цирка - Колизея . В руках у императоров были Священные предметы иудеев , взятые из разрушенного храма , которые они оставили себе в их доме , собственном - императорском дворце . Они знали от жрецов
Изиды то , что она - первая дочь бога земли и богини неба .
Родилась из недр земных в первые из пяти священных дней ,
Которые закрывают год . С желаниями конца времени .
Изида желала завладеть тайным знанием и обрести магическую силу , которая бы заставяла старого бога старого года выполнять её желания . Исполнение желания любого языческого бога , или богини - это обладание властью над миром .
И потому Изида изображена с троном на голове .
Как же она трон получила ? Целиком и полностью женской хитростью своей , божественной , потому что она богиня - дива по латыни . Она заметила своим недреманным оком , что с губ стареющего бога Ра капала слюна , и с неба эта слюна падала на землю . И она собирала капли слюны бога Ра , стоя на коленках , коленопреклоненной как будто бы , и смешала слюну неба с пылью земной , но слепила из этой смеси не человека , а змею , произнесла над ней свои заклинания , она их узнала , когда как будто бы Ра поклонялась , и положила змею на той дороге , по которой Ра - солнечный бог , проходил по небу ежедневно , должно быть созвездие .
Змея укусила Ра , для этого она была создана .
И не было противоядия у старого бога Ра .
Не помогли Ра и сбежавшие на его крик боги .
Но Изида , Астарта , Инанна , которая меняла свои имена как будто змея , сбрасывающая старую кожу , как негожую .
Изида как создательница змеи имела предусмотрительно и противоядие к её яду , как мудрая богиня , а не просто женщина , испепеляемая своими желаниями , хотя также неукротимая . Она потребовала от бога Ра , как всякая требовательная женщина всё , что принадлежит богу Ра как мужчине : своё тайное имя и ключ ко всем загадочным силам вселенной , то есть ключ ко всем банковским счетам , и его кодовое имя . И тогда Ра сказал как любой мужчина , готовый на всё ради того , чтобы , как сказал Ра : « Пусть Исида поищет во мне , и моё имя перейдёт из моего тела в её . «
И тогда трон Ра , владыки миллионов лет , стал свободен .
Сердце Ра было вынуто из его груди . И Изида сказала :
« Истекая , яд , выходи из Ра ! « . И свершилось .
Имя бога Ра было взято у него Изидой .
И Изида поместила убор в виде солнечного диска , обрамлённого рогами коровы , на свою голову . Великая корова Гелиополя - мать мемфисского быка Аписа , отдала Изиде свои рога .
Изида стала госпожой звёзд . Изида - мать грозная в облике созвездия Большой медведицы . Исцелила младенца Гора , ужаленного в болоте скорпионами . И стала владычицей скорпионов . Вот кто такая Изида , кому поклонялись Флавии ) . С наступлением утра Веспасиан и Тит появились в лавровых венках и обычном пурпурном одеянии и направились к портику Октавии . Здесь ожидал их сенат , высшие чиновники и знатнейшие всадники . Перед портиком была воздвигнута трибуна , на которой были приготовлены для триумфаторов кресла из слоновой кости . Как только они прибыли туда и опустились на эти кресла , войско подняло громовой клич и громко восхваляло их доблести . Солдаты были без оружия , и в шёлковых одеждах , и лавровых венках . Приняв их приветствия Веспасиан подал им знак замолчать . Наступила глубокая тишина , среди которой он поднялся и , ПОКРЫВ ПОЧТИ ВСЮ ГОЛОВУ ТОГОЙ , ПРОЧЁЛ ИЗДРЕВЛЕ УСТАНОВЛЕННУЮ МОЛИТВУ
( Покрыл голову тогой и Юлий Цезарь перед тем , как был убит . Это знак предания себя власти подземных богов .
Императоры Рима главным образом были верховными жрецами , чем полководцами . Верховными жрецами подземных богов . )
Точно таким же образом молился Тит . После молитвы Веспасиан произнёс перед собранием краткую , обращённую ко всем речь и отпустил солдат на пиршество , обыкновенно даваемое в таких случаях императором , и проследовал к воротам , названным триумфальными . Здесь они подкрепились пищей , оделись в триумфальные облачения , принесли в жертву богам , ИМЕВШИМ У ЭТИХ ВОРОТ ( ТРИУМФАЛЬНЫХ ) СВОИ АЛТАРИ , и открыли триумфальное шествие , которое продвигалось мимо театров . Почти всё драгоценное и достойное удивления , - всё в этот день было выставлено напоказ , чтобы дать понятие о величии римского государства . Разнообразнейшие изделия из серебра , золота и слоновой кости видны были не как при обыкновенном торжестве , но точно рекой текли перед глазами зрителей . Ткани , окрашенные в редчайшие пурпуровые цвета и испещрённые тончайшими узорами вавилонского искусства , блестящие драгоценные камни в золотых коронах или других оправах приносились в большом количестве . НОСИЛИ ТАКЖЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ БОГОВ БОЛЬШИХ РАЗМЕРОВ , весьма художественно отделанные и изготовленные исключительно из драгоценного материала . ( Здесь Иосиф описывает не как священник , который знает о том , что есть запрещение на изготовление таких изображений . Он даёт художественное описание . )
Далее вели животных разных пород , каждое - украшенное .
Даже многочисленные носильщики всех драгоценностей были одеты в пурпуровые и золототканые материи . Даже толпа пленников одета была не просто : пестрота и пышность цветов их костюмов скрашивали печальный вид этих измождённых людей
Но величайшее удивление возбуждали пышные носилки , которые были громадны . Многие из них имели по 3 , даже по 4 этажа .
Многие были обвешаны золототкаными коврами , и на всех их были художественные изделия из золота и слоновой кости .
Множество отдельных изображений чрезвычайно живо воспроизводило войну в главных её моментах . Изображалось , как опустошается счастливейшая ( удачливая ) страна , как истребляются целые толпы , как одни из них бегут , а другие попадают в плен , как падают исполинские стены под ударами машин , как покоряются сильные крепости , или как взбираются на самый верх укреплений многолюднейших городов , как войско проникает через стены и наполняет всё кровью , умоляющие жесты безоружных , пылающие головни , швыряемые в храм , обваливающийся над головами своих обитателей , наконец , после многих печальных стен разрушения , водяные потоки , разливающиеся по охваченной всюду пожаром местности . Художественное исполнение и величие этих изображений представляли события как бы воочию .
Предметы добычи носили массами , но особенное внимание обращали на себя те , которые взяты были из храма : золотой стол , весивший много талантов , и золотой светильник .
По самой середине которого подымался из подножия столбообразный стержень , из которого выступали тонкие ветви , расположенные наподобие трезубца , на верхушке каждого выступа находилась лампадка , всех лампадок было 7 , символически изображающих седмицу иудеев . Последним в ряду ПРЕДМЕТОВ ДОБЫЧИ НАХОДИЛСЯ ЗАКОН ИУДЕЕВ .
Вслед за этим множество людей несло статую БОГИНИ ПОБЕДЫ , сделанную из слоновой кости и золота . После ехал Веспасиан , за ним Тит , а Домициан в пышном наряде ехал сбоку на достойном удивления коне . Конечной целью триумфального шествия был ХРАМ ЮПИТЕРА КАПИТОЛИЙСКОГО .
( Храм Юпитера Хранителя располагался на Капитолийском холме в Риме . Был построен по инициативе Домициана Веспасиана .
В 69 году - году четырёх императоров , Рим охватили беспорядки .
Птались схватить Домициана . Ему удалось найти убежище в Капитолии . Преследователи подожгли Великий Капитолийский храм , который являлся религиозным центром республиканского и имперского Рима . В нём собирался сенат , приносили жертвы магистраты , там располагался архив . Храм являлся для римлян символом власти , силы и бессмертия Рима . Домициану едва удалось спастись в доме хранителя святилища .
В благодарность за спасение Домициан построил часовню , в которой на мраморном алтаре были изображены сцены спасения своего . И сделал Юпитера своим покровителем и защитником . И тогда , когда он стали императором , Домициан построил храм Юпитеру . )
Здесь по старинному обычаю все должны были ожидать , пока гонец не возвестит о смерти вражеского вождя .
Это был Симон , сын Гиоры . На него накинули верёвку .
И , подгоняя его ударами плетей , стража втащила его на возвышающееся над форумом место , где по римским законам совершается казнь над осуждёнными преступниками .
Когда было объявлено о его смерти , поднялось всеобщее ликование
И тогда начались жертвоприношения .
Благополучно окончив жертвоприношения с установленными молитвами , императоры возвратились во дворец .
В этот день ( День Победы , несомненно ) римляне праздновали как победу над врагами , так и конец внутренних распрей и зарю надежды на лучшее будущее . ( День Победы и празднуется как надежда на лучшее будущее ) .
По окончании празденств Веспасиан решил воздвигнуть храм богине мира . Он употребил на это неимоверные средства .
И разукрасил его всевозможными произведениями живописи и скульптуры . Здесь он приказал хранить также драгоценности и сосуды , взятые из Иерусалимского храма , так как очень дорожил ими . Закон же иудеев и пурпуровые завесы Святая Святых он приказал бережно сохранить в СВОЁМ ДВОРЦЕ .
( В Риме прошли уже триумфальные празденства .
Но вся Иудея ещё не была покорена . Оставалась крепость Махерон , о которой Иосиф Флавий рассказывает ) :
На престол вступил Ирод , он нашёл , что это место больше всякого другого заслуживает особенного внимания и сильнейшего укрепления , в особенности ещё вследствие соседства арабов , против владений которых крепость эта образовала по своему положению чрезвычайно выгодный пункт . Он обвёл поэтому оширное пространство стенами и башнями , и основал там город .Через который лежал путь в цитадель . И самую вершину горы окружил стеной , и построил на углах башни по 160 локтей каждую . Посреди укреплённой таким образом площади воздвиг дивный дворец , помещавший в себе множество просторных и изящных покоев , в наиболее подходящих местах построено было ещё много цистерн как для сбора , так и для сохранения обильных запасов воды . Ирод снабдил крепость огромным запасом стрел и машин . И старался вообще всевозможными средствами поставить гарнизон в такое положение , чтобы он мог противостоять продолжительнейшей осаде .
В бывшем дворце росла РУТА поразительных размеров , не уступавшая ни высотой своей , ни объёмом фиговому древу . Говорят , что она стояла со времён Ирода , и она , быть может , ещё долго бы существовала , если бы иудеи при занятии Махерона не срубили её . В долине , примыкающей к городу с севера , находится место , называемое Ваорасом и производящее корень того же имени . Корень имеет огненно - красный цвет , и по вечерам испускает от себя лучи . Его очень трудно схватить , так как он как будто убегает из - под рук , и только тогда остаётся в покое , когда его поливают уриной от женщины , или её месячной кровью . Но и тогда прикосновение к нему влечёт за собой , если его не несут таким образом , чтобы он свешивался с руки . Существует , впрочем , и другой безопасный метод для овладения этим корнем . Сначала его окапывают кругом до тех пор , пока только маленькая часть корня остаётся ещё в земле , затем привязывают к нему собаку .
Когда собака устремляется за человеком , корень привязанный легко вырывается . Но собака умирает на месте как заместительная жертва за того , который хотел взять растение
( Собаку приносили в жерву богине Гекате , богине преисподней ) .
( Иосиф Флавий описывает то , что приносились жертвы богине преисподней до тех пор , пока наступил конец Иудеи .
И в жертву богам преисподней стали приноситься люди .
Но Флавий не связывает одного с другим .
Но как бы эти корни способствуют изганию демонов :
Принеси в жертву собаку богине преисподней и демоны уйдут ! )
И тогда корень можно уносить без всяких опасений .
( И уже как практикующий священник Иосиф говорит ) :
СТОИТ , ОДНАКО , ПОДВЕРГАТЬ СЕБЯ ОПАСНОСТИ .
И трудиться над добыванием этого растения - из - за присущего ему следующего свойства : так называемые ДЕМОНЫ , ТО ЕСТЬ ДУХИ ЗЛЫХ ЛЮДЕЙ , вселяющихся в живущих , и убивающие всех тех , которые остаются без помощи , немедленно изгоняются тем корнем , как только подносят его близко к больному . ( Или месячная кровь женщин выступает как подношение духам болезней по моему мнению ) .
На том же самом месте бьют тёплые ключи , отличающиеся между собой различным вкусом воды : одни из ключей горьки , другие - почти совершенно пресны . Ещё ниже , в долине , находятся многочисленные холодные источники , тесно расположенные один возле другого . Но ещё удивительнее следующее : вблизи находится незначительной глубины пещера , прикрываемая свешивающейся над ней скалой , а над этой скалой возвышаются на близком расстоянии один от другого два утёса , имеющие форму женских грудей , причём из одного утёса бъёт совершенно холодный ключ , а из другого - очень горячий .
Будучи же смешаны вместе , оба ключа доставляют в высшей степени приятное , целебное , в особенности укрепляющее нервы купание . Местность эта изобилует также серными и квасцовыми рудами . Римские войска осадили эту крепость .
Тогда находившиеся внутри иудеи , видя себя запертыми , отделились от прибывших к ним извне , на которых они и без того смотрели как на сброд , и принудили их остаться внизу в городе .
Они заняли цитадель наверху , полагаясь на её сильные укрепления и надеясь в крайнем случае СПАСТИ СЕБЯ посредством сдачи …
Храбрейшие пробились и спаслись , но застигнутые внутри города 1700 мужчин были перебиты , а женщины и дети были проданы в рабство . Справившись с Махероном , римляне быстрым маршем двинулись к лесу , называвшемуся Ярдесом , где собралась масса иудеев , бежавших во время осады Иерусалима и Махерона .
Иудеи бросились на римлян , но ни один из иудеев не вышел целым из этого сражения . Все они в числе не менее 3000 человек были смяты , и между ними также их предводитель Иуда , сын Иаира . Который спасся бегством через подземный ход .
К этому времени император послал предписание прокуратору Ливерию Максиму РАСПРОДАТЬ ВСЮ СТРАНУ ИУДЕЙСКУЮ .
Он оставил за собой страну в собственность . 800 выслужившизся солдат он наделил землёй в районе Эммауса . На иудеев же во всех местах их жительства он наложил поголовную подать в размере двух драхм в год в пользу Капитолия вместо того , что прежде тот же налог взимался на нужды храма .
После смерти прежнего римского полководца Басса правление над Иудеей перешло к Флавию Сильве . Он нашёл всю страну уже покорённой , только одна крепость упорно отстаивала свою независимость , и против неё он выдвинул теперь все силы .
Эта крепость была Масада . Её занимали сикарии , во главе которых стоял Элеазар , потомок Иуды , который , когда Квириний был послан цензором в Иудею ( в 6 году 1 в . от Р. Х . была проведена перепись , которая проводилась для установления налогов ) , уговорив множество иудеев сопротивляться переписи .
( Сикариев Иосиф отличает от зелотов . Должно быть это было более радикальное крыло зелотов , которые боролись за государство , независимое от Рима . )
Вот как описывает Иосиф Флавий последователей Иуды Галилеянина , восставшего в 6 году , тогда , когда назначенный вместо сына Ирода Великого Архелай прославился только жестокостью своего отца , и был смещён по жалобе знатных иудеев , которые просили себе наместника от Рима , то есть прокуратора , и прокуратор был назначен - Квириний , который и организовал перепись евреев для исчисления налогов .
« И теперь сикарии восстали против тех , которые хотели подчиниться римлянам и обращались с ними как с врагами , грабя их имущество , угоняя их скот и сжигая их дома . Сикарии говорили : « Ведь нет никакой разницы между ними и чужими , так как они постыдно предали свободу , за которую так много было войн и сами облюбовали римское рабство . « .
Но этими речами , как явно показали их действия , они только прикрывали своё жестокосердие и корыстолюбие . «
Прошло 70 с лишним лет , и сикарии остались с тех пор .
Нужно отметить то , что при Ироде Великом , который верно служил Августу Октавиану , имея титул « друга императора « , наделы иудеев были отданы солдатам - ветеранам Римской армии
И потому некоторые , особо непримиримые и радикальные иудеи стали , гвооря языком римлян , разбойниками , и оказались вне закона . Храмовая верхушка была настроена против них .
Но народные массы поддерживали их .
У Иисуса Христа появился ученик Симон Зелот .
Одновременно с Иудой Искариотом .
Что позолило мне предположить , что Иуда Искариот был тайным агентом первосвященника , внедряемым в радикальные группы .
О чём я написала в романе « История предательства длиною в 3000 лет « . И вот сикарии после разрушения Иерусалима оказались в крепости Массада , последнем оплоте иудеев .
В труднодоступном месте , оснащённом ещё Иродом Великим всем для длительного пребывания в осаде , для своей семьи .
Благодаря одной мудрой женщине , избежавшей всеобщего самоубийства вместе с пятью девочками , мы можем узнать о воззрениях сикариев из речи последнего представителя семьи Иуды Галилеянина , Элеазара . Я полагаю , что находившаяся в Галилее семья Иуды Галилеянина - из колена Дана .
По своим самоволию , самодеянности , неуступчивости , жестокости , присущей этому колену .
Они тебе и судьи , и палачи в одном лице .
Так вот , Иосиф Флавий пишет об этом так :
« Элеазар решил , что все должны умереть « .
То есть то , что решал глава , то исполнялось всеми остальными без промедления . Только его родственница , женщина с не менее твёрдым характером , оказалась вне влияния лидера .
И спаслась , спасая пятерых девочек из семейства Иуды Галилеянина . и смогла рассказать обо всём произошедшем .
И благодаря тому , что сохранилась речь Элеазара , можно узнать о воззрениях сикариев , о том , откуда они питали свою уверенность в спасении . Поэтому я хочу сделать анализ этой речи . Элеазар с уверенностью говорит :
« Уже давно , храбрые мужи , мы приняли решение не подчиняться римлянам , и никому либо другому , кроме только Богу , ибо Он Один истинный и справедливый Царь над людьми .
( На первый взгляд - хорошая идея . Но …
Подразумевается , что волю Бога может интерпретировать только глава сикариев . Остальные подчиняются главе как Богу .
Что можно увидеть явно . А это уже проблема . )
Теперь же настал час , призывающий всех нас исполнить на деле наше ( имеется в виду решение самого главы сикариев ) решение . Да не посрамим себя мы , которые не хотели переносить рабство ещё прежде , когда оно не угрожало никакими опасностями , не предадим же себя теперь добровольно рабству , и самым страшным мучениям , которые нас ожидают , если мы живыми попадём во власть римлян !
Ибо мы первые восстали против них и воюем последними .
( История сикариев заключается в этих словах ) .
Я смотрю на это как на милость Божью , что Он даровал нам возможность умереть прекрасной смертью и свободными людьми . Чего не суждено другим , неожиданно попавшим в плен .
( Этими словами глава сикариев отделяет себя от судьбы всего народа . Сам решает , что он тот остаток Израиля , которому только известна полная воля Божья , не опирающаяся не на слова Священного Писания , не на слова пророков Израиля , а только на слова главы сикариев как полного выразителя воли Божьей ) . Мы свободны выбрать славную смерть вместе со всеми , которые нам дороги . Быть может в самом начале мы бы должны разгадать волю провидения и уразуметь , что БОГ ОБРЁК НА ГИБЕЛЬ столь любимый нам народ иудейский .
( Сейчас , только сейчас Элеазар понимает , что он не смог разведать волю провидения . Но он привёл не только в Массаду своих последователей , но до этого - в Иерусалим , и участвовал в сопротивлении римлянам последовательно , как и его предок Иуда Галилеянин . И только сейчас понял , что путь выбранный сикариями , был неправильным в какой то мере . )
Если б мы не грешили перед Богом и не были бы причастны ни к какой вине , а то ведь мы на этом пути были учителями для других ! Вы видите , как Бог осмеял наши суетные надежды ! Вель Он вверг нас в такую беду , какую мы ожидать не могли .
( То есть он признал , что был слепым поводырём для слепых же )
Непобедимое положение крепости не послужило нам на пользу .
Мы всё таки , по явному предопределению судьбы , лишены всякой надежды на спасение . Ещё недавно огонь , устремившийся сначала на врагов , как - то против воли своей ( интересно то , что он считает огонь обладающим собственной волей !!! ) обратился против построенной нами стены . Разве это не гнев Божий , постигший нас за многие преступления , которые мы в своей свирепости совершали против своих же соплеменников . Лучше поэтому принять наказание не от наших смертельных врагов - римлян , а от самого Бога , ибо Божья десница милостивее рук врагов . ( То есть с самого начала действия сикариев были самоубийственными , направленных против Бога . )
Пусть наши Жёны умрут неопозоренными , а наши дети - не изведавшими рабства … Нашим почётным саваном будет наша сохранённая свобода . Но прежде мы истребим огнём все наши сокровища и крепость . Мы предпочли смерть рабству . «
Так говорил Элеазар . Глубоко проникнутый величием охватившей его мысли , сам себя вдохновляя , начал говорит великолепную речь о бессмертии души :
« Жестоко я ошибался , если я мечтал , что предпринимаю борьбу за свободу с храбрыми воинами , решившимся с честью жить , но и с честью умереть …
От самого раннего пробуждения сознания в нас нам внушалось унаследованным от отцов божественным учением - а наши предки подкрепляли это и мыслью , и делом , - что не смерть , а жизнь - несчастье для людей . Ибо смерть дарует душам свободу и открывает им вход в родное светлое место , где их не могут постигнуть никакие страдания . До тех же пор , пока они находятся в оковах бренного тела и заражены его пороками , они , в сущности говоря , мертвы , так как божественное с тленным не совсем гармонирует .
( Он говорит те вещи , которые положены в основу гностицизма . То есть гностицизм обрёл существенные свои корни в воззрениях сикариев . но идеи были переняты у эллинских философов . Которые иудаизм сделал своими . И это не единственное влияние Главная идея гностицизма – существование тайного знания (гнозиса) , которое позволяет человеку постичь высшую реальность и достичь спасения . Обладатель высшего знания - и является главой течения . Элитаризм приводит к тому , что осознаётся неисследимое превосходство отдельного человека , которому адепты вручают свои души , чтобы достичь спасения под его руководством . Сам же Элеазар осознаёт , что он не смог предвидеть события , и осмысляет их после того , как они уже произошли . И принимает решение за всех - единственное , как он полагает . ) Правда и то ( продолжает он ) , что душа может великое творить и будучи привязана к телу , ибо она делает его своим восприимчивым орудием , управляя невидимо его побуждениями и делами , возвышая его над смертной природой . Но когда она , освободившись от притягивающего её к земле и навязанного её бремени , достигает своей родной обители , тогда только она обретает блаженную мощь и ничем не стесняемую силу , оставаясь невидимой для человеческого взора , как сам Бог . Незрима она , собственно , во всё время пребывания своего в теле , невидимо она приходит , и никто не видит её , когда она опять отходит .
Сама же она неизменна , а между тем в ней же лежит причина всех перемен , происходящих с телом . Ибо чего только коснётся душа , всё то живёт и процветает , а с чем она разлучается , то вянет и умирает - такова сила бессмертия присущая ей .
Наиболее верное доказательство того , что я вам говорю , даёт вам сон , в котором души , не тревожимые телом , отдавались самим себе , вкушает самый сладкий покой в общении с Богом , которому они родственны , повсюду летают и предвещают многое из грядущего . Стоит ли бояться смерти , если так приятен покой во сне ? И не бессмысленно ли стремиться к завоеванию свободы при жизни и в то же время не желать себе вечной свободы ? Уже в силу воспитания , полученного нами на своей родине , мы должны показать другим пример готовности смерти .( Пример готовности к смерти сикарии воспринимают у индусов . Каким - то образом Элеазар не только узнаёт об индуизме , но и включает воззрения индуизма в свой список авторитетов в духовных вопросах . Как и элллинизм . По существу воззрения сикариев синкретические . То есть соединения разнородных элементов без их глубокого объединения . )
Но если мы тоже нуждаемся в чужих примерах , так взглянем на индусов , у которых можно научиться мудрости . Эти благородные мужи переносят земную жизнь нехотя , как отбытие какой - нибудь повинности природе , И СПЕШАТ РАЗВЯЗАТЬ ДУШУ С ТЕЛОМ ( вот чему учились сикарии , собирая воззрения , подтверждающие их точку зрения со всего мира ) . Без горя , без нужды , а только их страстного влечения к бессмертному бытию , они возвещают другим , что намерены уйти от этого мира . Никто не препятствует им , а , напротив , каждый считает их счастливыми и ДАЁТ ИМ ПОРУЧЕНИЯ К УМЕРШИМ РОДСТВЕННИКАМ . Так твёрдо и незыблемо веруют они в общность жизни душ . Выслушав эти наставления , они предают своё тело огню для того , чтобы как можно чище отделить от него душу , и умирают , прославляемые всеми . Близкие им люди провожают их к смерти с более лёгким сердцем , чем другие своих сограждан в далёкое путешествие : оплакивают самих себя , считают блаженными , так как те уже приняты в сонм бессмертных .
Не стыдно ли нам будет , если мы покажем себя ниже индусов .
Если мы своей нерешительностью посрамим наши отечественные законы , служащие предметом зависти для всего мира ?
Но если бы даже нас издавна учили как раз противному , а именно , что земная жизнь - высочайшее благо человека , а смерть есть несчастье , то ведь настоящее наше положение требует , чтобы мы её мужественно перенесли , ИБО И ВОЛЯ БОЖИЯ , И НЕОБХОДИМОСТЬ ТОЛКАЮТ НАС НА СМЕРТЬ . БОГ ПО ВИДИМОМУ ( то есть Элеазар увидел волю Божью и без сомнения навязывает своё понимание остальным . ) уже давно произнёс этот приговор над всей иудейской нацией . МЫ ДОЛЖНЫ ПОТРЕРЯТЬ ЖИЗНЬ , ПОТОМУ ЧТО МЫ НЕ УМЕЛИ ЖИТЬ ПО ЕГО ЗАВЕТАМ . ( отвергнув Иисуса Христа , отвергли спасение не только для себя самих , но и для тех , кто пошёл за ними . Они оказались слепцами . ) Не приписывайте ни самим себе вины , ни римлянам заслуги в том , что война с ними ввергла нас всех в погибель . Но собственное могущество их довело нас до такого положения , но Высшая Воля , благодаря которой они только кажутся победителями . Разве от римского оружия погибли иудеи в Кесарии ? В то время , когда иудеи и не помышляли об отпадении от римлян , среди субботнего праздника на них напала кесарийская чернь , которая избила их вместе с жёнами и детьми , не встречая ни малейшего сопротивления , и не робея даже перед римлянами , которые только отпавших , подобно нам , объявили врагами . Мне , пожалуй , возразят , что кесариане всегда жили в разладе с иудеями , и , дождавшись удобного момента , выместили лишь старую злобу ? Но что можно сказать об иудеях в Скифополисе ? В угоду эллинам они подняли оружие против нас , вместо того , чтобы в союзе с нами бороться с римлянами . Помогла ли им эта дружба и преданность эллинам ? Вместе с семействами своими они были беспощадно умерщвлены ими . Так их отблагодарили за помощь .
Однако слишком долго пришлось бы говорить , если бы я хотел перечислить всё в отдельности . Вы знаете , что нет города в Сирии , где не истребляли бы иудеев , хотя последние были более нас враждебны , чем римляне . Дамаскины , например , не имея даже возможности выдумать какой - нибудь благовидный повод , запятнали свой город ужасной резнёй , умертив 18000 иудеев вместе с жёнами и детьми .Число замученных насмерть в Египте 60000 . О всех этих случаях можно по крайней мере сказать , что иудеи , живя в другой стране , не находили того , что нужно для успешной борьбы против врага , но разве те , которые в своей собственной стране вели войну с римлянами , не обладали всеми средствами , которые в состоянии сулить несомненную победу ? Оружие , стены , непобедимые крепости и мужество , бесстрашно смотревшее в глаза всем опасностям борьбы за освобождение , всё сильнее воодушевляло всех на отпадение .
Но всё это , исполнявшее нас гордых надежд , выдержало лишь очень короткое время и послужило причиной величайших несчастий . Ибо всё завоёвано и досталось врагам , как будто оно было приготовлено для того , чтобы придать больше блеска их победе , а не для того , чтобы содействовать спасению тех , которые обладали всем этим . Счастливы ещё те , которые пали в бою . Ибо они умерли сражаясь и не изменив свободе .
Но кто будет жалеть тех многих людей , которые попали в руки римлян ? Кто для избавления себя от такой же участи не прибегнёт к смерти ? Одни из них умирали под пытками , мучимые плетьми и огнём , другие , полусъеденные дикими зверьми , сохранялись живыми для вторичного пира на потеху и издевательство врагов . Но больше всех достойны сожаления те , которые ещё живут : они каждый час желают себе смерти и не могут найти её . А где великий город , центр всей иудейской нации , укреплённый столь многими обводными стенами , защищённый столь многими цитаделями и столь исполинскими башнями , - город , который еле окружила вся масса военных орудий , который вмещал в себе бесчисленное множество людей , сражавшихся за него этот город , который Бог , казалось , избрал Своим жилищем ? До самого основания и с корнем он уничтожен !
Единственным памятником его остался лагерь опустошителей , стоящий теперь на его развалинах , несчастные старики , сидящие на пепелище храма , и некоторые женщины , оставленные для удовлетворения бесстыдной похоти врагов . Если кто подумает обо всём этом , как он может ещё смотреть на дневной свет , если бы даже он мог жить в бехопасности ?
Кто в такой степени враг отечества , кто так труслив и привязан к жизни , чтобы не жалеть о том , что ещё живёт на свете ? О ! Лучше мы все умерли бы прежде , чем увидели святой город опустошённым вражеской рукой , а священный храм так святотатственно разрушенным ! Но нас воодушевляла ещё не бесславная надежда , быть может , нам удастся за всё это отомстить врагу . Теперь же , когда и эта надежда потеряна , и мы так одиноко стоим лицом к лицу с бедой , так поспешим же умереть со славой ! Умилосердимся над самими собою , над жёнами и детьми , пока мы ещё в состоянии проявить такое милосердие . Для смерти мы рождены и для смерти мы воспитали своих детей . Смерти не могут избежать и самые счастливые . Но терпеть насилие , рабство , видеть , как уводят жён и детей на поругание , - не из тех это зол , которые предопределены человеку законами природы , это люди навлекают на себя своей собственной трусостью , когда они , имея возможность умереть , не хотят умереть прежде , чем доживут до всего этого . Мы же в гордой надежде на вашу мужественную силу отпали от римлян и недавно отвергли их предложение сдаться им на милость . Каждому должно быть ясно , как жестоко они будут нам мстить , когда возьмут нас живыми .
Горе юношам , которых молодость и свежесть сил обрекают на продолжительные мучения , горе старикам , которые в своём возрасте не способны перенести страдания . Тут один будет видеть своими глазами , как уводят его жену на позор , другой услышит голос своего ребёнка , зовущего отца , а он , отец , связан по рукам ! Но нет ! Пока эти руки свободны и умеют держать меч , пусть они сослужат нам прекрасную службу .
Умрём , не испытав рабство , как люди свободные , вместе с жёнами и детьми расстанемся с жизнью . Это повелевает нам закон , а необходимость этого шага ниспослана нам от Бога .
Поспешим же к делу . Римляне лелеют сладкую надежду захватить нас в плен , но мы заставим их ужаснуться картине нашей смерти и изумиться нашей храбрости ! « .
Жители в один голос прервали его , бурно потребовали немедленного исполнения , и , точно толкаемые ДЕМОНИЧЕСКОЙ СИЛОЙ , разошлись . Всеми овладело какое - то бешеное желание убивать , всякий хотел показать свою силу и решимость .
При этом ярость , охватившая их , не ослабла . До самого конца они остались в том же ожесточении , в какое привела их речь Элеазара . Они исполняли своё решение , как будто чужая рука ими повелевала . И ни один не оказался слишком слабым для этого тяжёлого дела , все убивали своих ближайших родственников одного за другим , несчастные ! Как ужасно должно было быть их положение , когда меньшим из зол казалось им убивать собственной рукой своих жён и детей ! Не будучи в состоянии перенести ужас совершённого ими дела и сознавая , что они как бы провинятся перед убитыми , если переживут их хотя бы одно мгновение , они поспешно стащили всё ценное , сожгли это .
А затем избрали по жребию из среды себя 10 человек , которые должны были заколоть всех остальных . Расположившись возле своих жён и детей , охвативши руками их тела , каждый подставлял своё горло десятерым , исполнявшим ужасную обязанность . Когда десятеро без содрогания пронзили мечами всех , одного за другим , они метали жребий меж собой , кто должен был убить всех девятерых , а в конце самого себя .
Все верили друг другу , что каждый с одинаковым мужеством исполнит общее решение . Оставшийся самым последним осмотрел кучи павших , чтобы убедиться , не остался ли при этом великом избиении кто - либо такой , кому нужна его рука , поджёг дворец , твёрдой рукой вонзил в себя весь меч до рукояти , и пал бок о бок возле своего семейства .
Одна старуха , родственница Элеазара , женщина , которая по своему уму и образованию превосходила большинство своего рода , вместе с пятью детьми спряталась в подземный водопроводный канал . Число убитых , включая и женщин и детей , достигло 960 . Кроме клокотавшего внутри огня , над всей крепостью царило глубокое молчание .
Женщины вылезли из подземелья , и рассказали римлянам о всём произошедшем . ( Эта женщина - родственница Элеазара , и не находилась под его влиянием полностью как знающая его каков он есть ) ) .
И теперь сикарии восстали против тех , которые хотели подчиниться римлянам и обращались с ними как с врагами , грабя их имущество , угоняя их скот и сжигая их дома . Сикарии говорили : « Ведь нет никакой разницы между ними и чужими , так как они постыдно предали свободу , за которую так много было войн и сами облюбовали римское рабство . « .
Но этими речами , как явно показали их действия , они только прикрывали своё жестокосердие и корыстолюбие .
Приняв необходимые меры по обеспечению войска продовольствием и водой , Сильва приступил к осаде .
Природа этой местности такова : скалистый утёс значительного объёма и огромной высоты окружают со всех сторон обрывистые пропасти непроницаемой глубины , недоступные ни для людей , ни для животных . Только в двух местах , и то с трудом , можно приступить к утёсу . Одна из этих дорог лежит на востоке от Асфальтового озера , а другая , более проходимая , - на западе . Первую вследствие её узости и извилистости , называют Змеиной тропой . Она пробивается по выступам обрыва , часто возвращается назад , с обоих сторон зияют глубокие пропасти . По этой тропинке достигают вершины , которая образует широкую поляну . Здесь первый построил крепость первосвященник Ионатан , назвавший её Масадой . Царь Ирод всю вершину обвёл стеной из белого камня , на ней были возведены 37 башен , каждая их которых достигала 50 локтей высоты ; с этих башен можно было проходить в жилые дома , пристроенные к внутренней стороне стены по всей её длине . У западного входа под стеной , окружавшей вершину , он воздвиг дворец с 4 башнями на углах .
Во всех жилых помещениях наверху , во дворце и перед стеной Ирод приказал вырубить в скалах много больших цистерн , для запасов воды . В крепости было сложено много хлеба , вина и масла , фиников и стручковых плодов в избытке . Когда Элеаазар со своими сикариями овладел крепостью , он нашёл всё это в свежем виде , как будто оно только что было сложено , а между тем времени прошло около столетия .
Найдено было разного рода оружие на 10000 человек .
Сильва приказал построить большой таран с тем , чтобы беспрерывно потрясать стену . Но сикарии поспешно выстроили другую стену . По приказу Сильвы солдаты стали бросать в стену горящие головни . Стена была охвачена пламенем до самого основания , как по божественному мановению ветер переменил своё направление и направил огонь против стены , которая горела уже сверху донизу . Элеазар решил , что все должны умереть : « Уже давно , храбрые мужи , мы приняли решение не подчиняться римлянам , и никому либо другому , кроме только Богу , ибо Он Один истинный и справедливый Царь над людьми . Теперь же настал час , призывающий всех нас исполнить на деле наше решение . Да не посрамим себя мы , которые не хотели переносить рабство ещё прежде , когда оно не угрожало никакими опасностями , не предадим же себя теперь добровольно рабству , и самым страшным мучениям , которые нас ожидают , если мы живыми попадём во власть римлян !
Ибо мы первые восстали против них и воюем последними .
Я смотрю на это как на милость Божью , что Он даровал нам возможность умереть прекрасной смертью и свободными людьми . Чего не суждено другим , неожиданно попавшим в плен .
Мы свободны выбрать славную смерть вместе со всеми , которые нам дороги . Быть может в самом начале мы бы должны разгадать волю провидения и уразуметь , что БОГ ОБРЁК НА ГИБЕЛЬ столь любимый нам народ иудейский .
Если б мы не грешили перед Богом и не были бы причастны ни к какой вине , а то ведь мы на этом пути были учителями для других ! Вы видите , как Бог осмеял наши суетные надежды ! Вель Он вверг нас в такую беду , какую мы ожидать не могли .
Непобедимое положение крепости не послужило нам на пользу .
Мы всё таки , по явному предопределению судьбы , лишены всякой надежды на спасение . Ещё недавно огонь , устремившийся сначала на врагов , как - то против воли своей обратился против построенной нами стены . Разве это не гнев Божий , постигший нас за многие преступления , которые мы в своей свирепости совершали против своих же соплеменников . Лучше поэтому принять наказание не от наших смертельных врагов - римлян , а от самого Бога , ибо Божья десница милостивее рук врагов .
Пусть наши Жёны умрут неопозоренными , а наши дети - не изведавшими рабства … Нашим почётным саваном будет наша сохранённая свобода . Но прежде мы истребим огнём все наши сокровища и крепость . Мы предпочли смерть рабству . «
Так говорил Элеазар . Глубоко проникнутый величием охватившей его мысли , сам себя вдохновляя , начал говорит великолепную речь о бессмертии души : « Жестоко я ошибался , если я мечтал , что предпринимаю борьбу за свободу с храбрыми воинами , решившимся с честью жить , но и с честью умереть …
От самого раннего пробуждения сознания в нас нам внушалось унаследованным от отцов божественным учением - а наши предки подкрепляли это и мыслью , и делом , - что не смерть , а жизнь - несчастье для людей . Ибо смерть дарует душам свободу и открывает им вход в родное светлое место , где их не могут постигнуть никакие страдания . До тех же пор , пока они находятся в оковах бренного тела и заражены его пороками , они , в сущности говоря , мертвы , так как божественное с тленным не совсем гармонирует . Правда и то , что душа может великое творить и будучи привязана к телу , ибо она делает его своим восприимчивым орудием , управляя невидимо его побуждениями и делами , возвышая его над смертной природой . Но когда она , освободившись от притягивающего её к земле и навязанного её бремени , достигает своей родной обители , тогда только она обретает блаженную мощь и ничем не стесняемую силу , оставаясь невидимой для человеческого взора , как сам Бог . Незрима она , собственно , во всё время пребывания своего в теле , невидимо она приходит , и никто не видит её , когда она опять отходит .
Сама же она неизменна , а между тем в ней же лежит причина всех перемен , происходящих с телом . Ибо чего только коснётся душа , всё то живёт и процветает , а с чем она разлучается , то вянет и умирает - такова сила бессмертия присущая ей .
Наиболее верное доказательство того , что я вам говорю , даёт вам сон , в котором души , не тревожимые телом , отдавались самим себе , вкушает самый сладкий покой в общении с Богом , которому они родственны , повсюду летают и предвещают многое из грядущего . Стоит ли бояться смерти , если так приятен покой во сне ? И не бессмысленно ли стремиться к завоеванию свободы при жизни и в то же время не желать себе вечной свободы ? Уже в силу воспитания , полученного нами на своей родине , мы должны показать другим пример готовности смерти . Но если мы тоже нуждаемся в чужих примерах , так взглянем на индусов , у которых можно научиться мудрости . Эти благородные мужи переносят земную жизнь нехотя , как отбытие какой - нибудь повинности природе , и спешат развязать душу с телом . Без горя , без нужды , а только их страстного влечения к бессмертному бытию , они возвещают другим , что намерены уйти от этого мира .
Никто не препятствует им , а , напротив , каждый считает их счастливыми и даёт им поручения к умершим родственникам .
Так твёрдо и незыблемо веруют они в общность жизни душ . Выслушав эти наставления , они предают своё тело огню для того , чтобы как можно чище отделить от него душу , и умирают , прославляемые всеми . Близкие им люди провожают их к смерти с более лёгким сердцем , чем другие своих сограждан в далёкое путешествие : оплакивают самих себя , считают блаженными , так как те уже приняты в сонм бессмертных .
Не стыдно ли нам будет , если мы покажем себя ниже индусов .
Если мы своей нерешительностью посрамим наши отечественные законы , служащие предметом зависти для всего мира ?
Но если бы даже нас издавна учили как раз противному , а именно , что земная жизнь - высочайшее благо человека , а смерть есть несчастье , то ведь настоящее наше положение требует , чтобы мы её мужественно перенесли , ибо и воля Божия , и необходимость толкают нас на смерть . Бог по видимому уже давно произнёс этот приговор над всей иудейской нацией . Мы должны потерять жизнь , потому что мы не умели жить по Его заветам . Не приписывайте ни самим себе вины , ни римлянам заслуги в том , что война с ними ввергла нас всех в погибель . Но собственное могущество их довело нас до такого положения , но Высшая Воля , благодаря которой они только кажутся победителями . Разве от римского оружия погибли иудеи в Кесарии ? В то время , когда иудеи и не помышляли об отпадении от римлян , среди субботнего праздника на них напала кесарийская чернь , которая избила их вместе с жёнами и детьми , не встречая ни малейшего сопротивления , и не робея даже перед римлянами , которые только отпавших , подобно нам , объявили врагами . Мне , пожалуй , возразят , что кесариане всегда жили в разладе с иудеями , и , дождавшись удобного момента , выместили лишь старую злобу ? Но что можно сказать об иудеях в Скифополисе ? В угоду эллинам они подняли оружие против нас , вместо того , чтобы в союзе с нами бороться с римлянами . Помогла ли им эта дружба и преданность эллинам ? Вместе с семействами своими они были беспощадно умерщвлены ими . Так их отблагодарили за помощь .
Однако слишком долго пришлось бы говорить , если бы я хотел перечислить всё в отдельности . Вы знаете , что нет города в Сирии , где не истребляли бы иудеев , хотя последние были более нас враждебны , чем римляне . Дамаскины , например , не имея даже возможности выдумать какой - нибудь благовидный повод , запятнали свой город ужасной резнёй , умертив 18000 иудеев вместе с жёнами и детьми .Число замученных насмерть в Египте 60000 . О всех этих случаях можно по крайней мере сказать , что иудеи , живя в другой стране , не находили того , что нужно для успешной борьбы против врага , но разве те , которые в своей собственной стране вели войну с римлянами , не обладали всеми средствами , которые в состоянии сулить несомненную победу ? Оружие , стены , непобедимые крепости и мужество , бесстрашно смотревшее в глаза всем опасностям борьбы за освобождение , всё сильнее воодушевляло всех на отпадение .
Но всё это , исполнявшее нас гордых надежд , выдержало лишь очень короткое время и послужило причиной величайших несчастий . Ибо всё завоёвано и досталось врагам , как будто оно было приготовлено для того , чтобы придать больше блеска их победе , а не для того , чтобы содействовать спасению тех , которые обладали всем этим . Счастливы ещё те , которые пали в бою . Ибо они умерли сражаясь и не изменив свободе .
Но кто будет жалеть тех многих людей , которые попали в руки римлян ? Кто для избавления себя от такой же участи не прибегнёт к смерти ? Одни из них умирали под пытками , мучимые плетьми и огнём , другие , полусъеденные дикими зверьми , сохранялись живыми для вторичного пира на потеху и издевательство врагов . Но больше всех достойны сожаления те , которые ещё живут : они каждый час желают себе смерти и не могут найти её . А где великий город , центр всей иудейской нации , укреплённый столь многими обводными стенами , защищённый столь многими цитаделями и столь исполинскими башнями , - город , который еле окружила вся масса военных орудий , который вмещал в себе бесчисленное множество людей , сражавшихся за него этот город , который Бог , казалось , избрал Своим жилищем ? До самого основания и с корнем он уничтожен !
Единственным памятником его остался лагерь опустошителей , стоящий теперь на его развалинах , несчастные старики , сидящие на пепелище храма , и некоторые женщины , оставленные для удовлетворения бесстыдной похоти врагов . Если кто подумает обо всём этом , как он может ещё смотреть на дневной свет , если бы даже он мог жить в бехопасности ?
Кто в такой степени враг отечества , кто так труслив и привязан к жизни , чтобы не жалеть о том , что ещё живёт на свете ? О ! Лучше мы все умерли бы прежде , чем увидели святой город опустошённым вражеской рукой , а священный храм так святотатственно разрушенным ! Но нас воодушевляла ещё не бесславная надежда , быть может , нам удастся за всё это отомстить врагу . Теперь же , когда и эта надежда потеряна , и мы так одиноко стоим лицом к лицу с бедой , так поспешим же умереть со славой ! Умилосердимся над самими собою , над жёнами и детьми , пока мы ещё в состоянии проявить такое милосердие . Для смерти мы рождены и для смерти мы воспитали своих детей . Смерти не могут избежать и самые счастливые . Но терпеть насилие , рабство , видеть , как уводят жён и детей на поругание , - не из тех это зол , которые предопределены человеку законами природы , это люди навлекают на себя своей собственной трусостью , когда они , имея возможность умереть , не хотят умереть прежде , чем доживут до всего этого . Мы же в гордой надежде на вашу мужественную силу отпали от римлян и недавно отвергли их предложение сдаться им на милость . Каждому должно быть ясно , как жестоко они будут нам мстить , когда возьмут нас живыми .
Горе юношам , которых молодость и свежесть сил обрекают на продолжительные мучения , горе старикам , которые в своём возрасте не способны перенести страдания . Тут один будет видеть своими глазами , как уводят его жену на позор , другой услышит голос своего ребёнка , зовущего отца , а он , отец , связан по рукам ! Но нет ! Пока эти руки свободны и умеют держать меч , пусть они сослужат нам прекрасную службу .
Умрём , не испытав рабство , как люди свободные , вместе с жёнами и детьми расстанемся с жизнью . Это повелевает нам закон , а необходимость этого шага ниспослана нам от Бога .
Поспешим же к делу . Римляне лелеют сладкую надежду захватить нас в плен , но мы заставим их ужаснуться картине нашей смерти и изумиться нашей храбрости ! « .
Жители в один голос прервали его , бурно потребовали немедленного исполнения , и , точно толкаемые ДЕМОНИЧЕСКОЙ СИЛОЙ , разошлись . Всеми овладело какое - то бешеное желание убивать , всякий хотел показать сою силу и решимость .
При этом ярость , охватившая их , не ослабла . До самого конца они остались в том же ожесточении , в какое привела их речь Элеазара . Они исполняли своё решение , как будто чужая рука ими повелевала . И ни один не оказался слишком слабым для этого тяжёлого дела , все убивали своих ближайших родственников одного за другим , несчастные ! Как ужасно должно было быть их положение , когда меньшим из зол казалось им убивать собственной рукой своих жён и детей ! Не будучи в состоянии перенести ужас совершённого ими дела и сознавая , что они как бы провинятся перед убитыми , если переживут их хотя бы одно мгновение , они поспешно стащили всё ценное , сожгли это .
А затем избрали по жребию из среды себя 10 человек , которые должны были заколоть всех остальных . Расположившись возле своих жён и детей , охвативши руками их тела , каждый подставлял своё горло десятерым , исполнявшим ужасную обязанность . Когда десятеро без содрогания пронзили мечами всех , одного за другим , они метали жребий меж собой , кто должен был убить всех девятерых , а в конце самого себя .
Все верили друг другу , что каждый с одинаковым мужеством исполнит общее решение . Оставшийся самым последним осмотрел кучи павших , чтобы убедиться , не остался ли при этом великом избиении кто - либо такой , кому нужна его рука , поджёг дворец , твёрдой рукой вонзил в себя весь меч до рукояти , и пал бок о бок возле своего семейства .
Одна старуха , родственница Элеазара , женщина , которая по своему уму и образованию превосходила большинство своего рода , вместе с пятью детьми спряталась в подземный водопроводный канал . Число убитых , включая и женщин и детей , достигло 960 . Кроме клокотавшего внутри огня , над всей крепостью царило глубокое молчание .
Женщины вылезли из подземелья , и рассказали римлянам о всём произошедшем . Полководец с остальным войском вернулся в Кесарию . Страна продолжительной войной была покорена .
Зато теперь иудеи чужих стран начали чувствовать опаснотсь своего тревожного положения . Уже после падения Масады в Александрии погибла масса иудеев . Дело в том , что проникнувшуя туда часть партии сикариев , не довольствуясь своим спасением , стала опять поднимать волнения и возбудила многих из оказавших им убежище восстать во имя свободы , не считать римлян лучше себя , повелителем же над собой признавать одного Бога . Так как некоторые из знатных иудеев воспротивились им , то они одних убивали , а других беспрерывно подстрекали к восстанию . Сознавая безумие их идеи , знатнейшие члены совета в видах личной безопасности нашли невозможным дольше терпеть . Они созвали всех иудеев в собрание , раскрыли безумные замыслы сикариев и представили их как виновников всех бедствий . Они советовали поэтому народу остерегаться той беды , в которую хотят ввести его сикарии , и выдачей сикариев в руки римлян доказать свою невиновность . Сознавая всю опасность своего положения и убеждённый этими речами , народ с яростью набросился на сикариев и захватил их в плен .
Их стойкость и безумие , или сила духа , как угодно это называть , возбуждал тогда всеобщее удивление : всевозможного рода пытки и мучения , которым их подвергали только для того , чтобы они признали императора своим повелителем , не склонили ни одного из них на эту уступку ; ни от кого их них нельзя было добиться этого признания , а все сохранили своё ничем не сокрушимое упорство , точно их тело не было чувствительно ни к огню , ни к другим пыткам , а душа чуть ли не находила усладу в их страданиях . Наибольшее удивление зрителей возбуждали дети , ибо из них никто не поддался на то , чтобы назвать императора своим властелином . Так сила духа превышала слабость тела . Луп ( Луп - Волк ) , тогдашний правитель в Александрии , поспешил известить императора об этом движении . Тогда император в том убеждении , что мятёжническая страсть иудеев никогда не укротится , опасаясь также того , чтобы они , соединившись вместе , не привлекали и других на свою сторону , приказал Лупу разрушить иудейский храм в так называемом Онийском округе . Этот египетский храм обязан своим основанием и именем следующему обстоятельству .
Хоний , сын Симона , один из иерусалимских первосвященников , бежал в Александрию от сирийского царя Антиоха , воевавшего с иудеями . Птолемей , находившийся в разладе с Антиохом , принял Хония дружелюбно . Тогда Хоний обещал Птолемею привлечь на его сторону всех иудеев , если он последует его совету
Хоний попросил у Птолемея разрешения построить где - либо в Египте храм и ввести в нём богослужение по иудейскому обряду
Птолемей подарил Хонию место в 180 стадиях от Мемфиса , в Гелиопольском номе . Был построен из огромных камней храм , хотя не по образцу иерусалимского , а походивший больше на цитадель вышиной 60 локтей , жертвеннику же он придал форму иерусалимского , и храм украсил такими же священными дарами как в Иерусалиме . Только для светильника он сделал исключение : вместо стоячего светильника изготовил только золотую ламападу , испускавшую лучистый свет , и её он повесил на золотую цепь . Всё освящённое место он обвёл кирпичной стеной , которая была снабжена массивными каменными воротами . Царь затем принёс в дар большой участок земли , доходов , с которых хватило с избытком на содержание священников и на все нужды богослужения . Намерения Хония в этом предприятии не были безукоризненны , им руководило недоброе чувство к иерусалимским иудеям , внушённое ему памятью об его бегстве , и вот , он думал , что , что постройкой храма ему удастся отвлечь значительную часть иудеев . Впрочем , сущестовало древнее предсказание , предвозвещённое ещё 600 лет назад ; ибо пророк Исайя прорицал постройку иудеем этого храма в Египте . Таким образом возник храм .
Правитель Александрии Луп по получении предписания императора появился в священном округе и запер храм , взяв оттуда некоторые священные драгоценности предварительно .
Вскоре за этим Луп умер . Его преемником сделался Павлин .
Который взял из храма всё , что там ещё оставалось .
И , воспретив иудеям посещение священного места , запер храм .
От сооружения храма до его закрытия протекло 343 года .
Безумием сикариев заразились , как это бывает при повальных болезнях .В город Кирены бежал некто Ионатан , по профессии своей ткач , который привлёк к себе немало неимущих , повёл их в пустыню , где обещал показать им чудеса и знамения .
Знатные иудеи Кирены сами указали правителю Ливийского Пентаполиса Катуллу на выступление в пустыню . Катулл послал пехоту и всадников , которые легко овладели безоружной толпой . Ионатан же , представ пред правителем , сумел выхлопотать себе прощение и дал ещё повод Катулу к незаконным действиям , ложно указав на богатейших иудеев как на руководителей восстания. Катулл жадно ухватился за эту клевету , преувеличил всю историю , и придал ей важное значение для того , чтобы могло казаться , будто бы и он вынес на своих плечах нечто вроде иудейской войны . Катулл казнил сразу всех богатых иудеев в числе 3000 . Он думал , что всё это окажется безнаказанным ввиду того , что имущество убитых было им присоединено к доходам императора . Для того , однако , чтобы иудеи не вывели на свет его беззаконий , он уговорил Ионатана и его соплеменников обратить обвинение в мятежнических происках против знатнейших иудеев в Александрии и в Риме .
В число этих столь коварно обвинённых попал также Иосиф , автор настоящей истории ( сам Флавий ) . Катулл прибыл в Рим и привёз с собой в кандалах Ионатана и его товарищей в надежде , что если эти ложные обвинения будут поддержаны им , Катуллом , лично , тогда будет перерезан путь всякому дальнейшему расследованию . Но Веспасиан , которому дело показалось подозрительным ( он знал уже священника Иосифа бен Матитьягу как честного человека ) , приказал строжайше исследовать обстоятельства дела , и , убедившись в безосновательности обвинения , поднятого против названных лиц , объявил их , по заступничеству Тита , совершенно свободными .
А Ионатана , напротив , приговорили к заслуженной каре : он был подвергнут бичеванию и затем соожён живым .
Катулл , хотя и признанный виновным , освобождён был от наказания . Но вскоре его схватила сложная и неизлечимая болезнь . Он умер в больших мучениях , терзаемый не только телом , но ещё более болезнью духа . Ужасные призраки преследовали его беспрестанно , он не переставал кричать , что видит возле себя тени им умерщвлённых ; бывало так же , что он , теряя самообладание , соскакивал со своего ложа , как будто к нему применяли пытки и огонь . Внутренности его начали гнить , пока не выпали совсем , тогда он испустил дух .
Случай этот не менее других служит явным доказательством того , что божественное провидение наказывает злодеев .
Свидетельство о публикации №225052501729