Есть ли душа у ангела?

                Если  телом человек неразрывно связан с нашим миром, то его духовная природа нерЕсли  телом человек неразрывно связан с нашим миром, то его духовная природа неразрывна с миром горним или ангельским. Знание о них лежат в основе богопознания и формируют православное отношение к жизни. В беседе «О душе» я сказал, что она есть у животных и человека. Первые наделены ею, как жизненной силой, а у последнего она составляет природу  разумной твари. Наша душа – не просто носительница жизненной силы и человеческих качеств, но и вместилище ума. Именно ум отображает в себе образ Божий. Люди и ангелы – единственно разумные творения во вселенной, хотя и существенно отличаются по природе. Нам важно понять, насколько ангельский мир соответствует миру человеческому, поскольку в эсхатологической перспективе эти миры неизбежно встречаются. С точки зрения учения о спасении, Церковь делится на Торжествующую (Небесную) и Воинствующую (Земную). Главой обеих Церквей является Христос. Небесную – составляют ангелы и святые. К Воинствующей относятся все православные. Исповедующие иные философские или религиозные учения или адепты  других конфессий, включая деноминации католицизма и протестантизма, остаются вне ее ограды, а значит и вне истинного знания веры. Поэтому неискаженное представление об ангельском мире крайне важно для понимания посмертной участи души.  Итак, мы знаем, что тело, душа и ум составляют единую Богом данную человеческую природу как разумной твари. А какова же  природа другого разумного существа – ангела? Об этом достоверных сведений нет, поскольку невидимый мир познаваем настолько, насколько это угодно Богу. Однако Писание говорит, что ангелы были сотворены до появления Вселенной, о чем свидетельствует Господь: «Когда сотворены были звезды, восхвалили Меня громогласно все ангелы Мои» (Иов.38:7). Непонимание ангельской природы привело к возникновению многочисленных ересей, главной из которых является оригенизм. Согласно Оригену и, развившему его учение Евагрию Понтийскому, Бог эманирует из Себя некие «умы» или энады, которые становятся людскими душами и ангелами, «истощаясь» из Божества, и при конце мира возвращаются к своему источнику, то есть к Богу. Здесь я не буду разбирать ересь Оригена, поскольку это вопрос весьма сложный, требующий специфических знаний и особой терминологии. Достаточно отметить, что оригенизм и  поныне процветает в нашей Церкви.
                Некоторыми теологами высказывается предположение, что ангелы – это сыны Божии, упоминание о которых есть в Библии: «Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт.6:1-4). Однако это мнение не выдерживает критики, поскольку в данном случае речь идет не об ангелах, а о людях; и «сыны Божии», как здраво рассуждают некоторые богословы – это потомки третьего сына Адама Сифа, сохранившие веру в Бога, а не ангелы. Мне же представляется следующее. Несомненно, что Господь создал ангелов задолго до вселенной. Такая последовательность обусловлена тем, что ангелы – это служебные духи, задача которых содействовать Богу в Его делах. Это не значит, что Всевышний без них Сам бы не управился. Главная причина заключалась в разделение Божественной любви с разумными существами. Она не может оставаться неразделенной, поскольку это противоречит Божественной природе. Другими словами, разделение любви вытекает из свойств Бога. Являясь существами высокоразумными и чистыми, ангелы намного превосходят человека в интеллектуальном и нравственном плане. О сотворении ангельского мира нам доподлинно ничего не известно. Но, как говорят Отцы,  под словами Книги Бытия: «Да будет свет» (Быт.1:3) следует понимать рождение ангельской иерархии. Она – отражение Света Первого, то есть, исходящего свыше. Святитель Григорий Богослов говорит: «Силы, окружающие Бога, и служебные духи – суть вторые светы, отблески Света Первого».
                Как и все сущее, кроме человека, ангелы сотворены Логосом или Словом по воле Отца действием Святого Духа. Они имеют свою Причину в Боге, а значит являются тварными по природе. Но, если служебные духи были явлены одним словом Божиим, то сотворению человека предшествовал Совет Святой Троицы, о чем свидетельствует Писание: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт.1:26). Получив бытие от Бога, ангелы были наделены высочайшим умом, необходимым для предстоящего служения. Помимо этого, они имеют эфирные тела, свидетельствующие о тварности их природы: все имеющее форму – ограниченно и конечно. Ангелы настолько тонки и непознаваемы, что рассуждать о них не представляется возможным. Духи кардинально отличается от нас тем, что не является носителями образа Божия, а служит вместилищем нетварной энергии, исходящей от Бога. Поэтому, в отличии от нас, ангелы не нуждаются в знании, памяти и иных качествах, необходимых людям. Для ангелов нет прошлого, настоящего и будущего, потому что все, что они познают, они видят как настоящее. Любое информацию служебные духи получают от Бога напрямую, то есть все знания отображаются в их уме непосредственно. Древнегреческий философ Платон догадывался об этом, когда писал: «Высшей формой знания служит созерцание» или видение, как его называет преподобный Исаак Сирин. А созерцание невидимого в помощи разума не нуждается. Его заменяет духовное видение.
                Некоторые святые сподоблялись этого дара еще при жизни. Итак, с понятием «ума» в ангельской природе мы определились, А, что с душой? Очевидно, что души у ангелов нет, поскольку для  этого отсутствуют предпосылки в самой  ангельской природе. Во-первых, потому что ангелы света  и аггелы тьмы не подлежат Страшному Суду Христову, поскольку первые никогда не будут осуждены, а вторые – уже осуждены; я здесь не буду объяснять как и почему; во-вторых, у ангелов нет привычного нам тела, а значит отпадает необходимость в руководящей и жизненной силе души; в третьих, и это главное, – наш праотец был сотворен «душою живою», чего не скажешь об ангелах. Ее главное предназначение – служить человеку на земле и нести ответственность за его дела на Небе. И то, и другое совершенно чуждо святой ангельской природе, поскольку они причастны Божеству и грешить не могут, а значит не подлежат Суду. Что касается бесов, то они также не подлежат осуждению, поскольку, во-первых, уже сами себя осудили, отпав от Бога, а, во-вторых, как служебные, пусть и павшие духи, они не способны грешить, а значит и каяться. А только покаяние оправдывает разумную тварь.
                Казалось бы, как прекрасен мир ангелов, лицезрящих Бога и не испытывающих страданий или страха. Однако, существует известный афоризм: «Нет человека, который не мечтал бы стать ангелом, и нет ангела, который не мечтал бы стать человеком». И, если с первым все понятно, то со вторым возникает недоумение: как может приближенный к Богу и не подлежащий Суду, мечтать все это потерять и погрузиться в падшую человеческую природу? Ответ на этот вопрос, возвращает нас к теме «образа Божия». Именно он помог, избавленному от греха человеку, обрести усыновление Отцу по обетованию, в силу искупительных заслуг Христа. Как Сын сидит одесную Отца, так и обновленный человек, сподобляется такой же чести, по слову апостола Павла: «Быв погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли» (Кол.2:12). Быть сыном Божьим, ангелам недоступно, поскольку они лишены, плоти, души, страданий, нападок дьявола, не ведут изнуряющую брань, не падают и не встают, то есть не делают ничего, за что положены венцы и усыновление. Соответственно: «кто не борется тот и не венчается», – как говорил святитель Иоанн Златоуст. Ангелы являются служебными духами и по отношению к человеку, помогая ему в земной жизни. Вот почему они "мечтают" стать человеком, чтобы через вочеловечивание усыновиться Богу.
                Доступное знание ангельского мира необходимо для понимания смысла жизни и Промысла Божьего о каждом. Кроме того, ангелология или учение об ангелах, напрямую связана с Таинством крещения, ибо только после купели христианину дается Ангел Хранитель. Его задача наставлять и помогать верующему, а по исходе души сопровождать ее к престолу Божьему, защищая от нападок бесов в мытарствах. Не принявший истинную веру, лишается этой помощи и участь его незавидна.
.


Рецензии