Письма Учителю. Мирозлостие

  "      Задумался, граф, об антонимах к слову "миролюбие".

 Достаточно, но как-то частно. Нет общего, обратного от Вашей любви ко всему миру, сочетаемой с непротивлением злу насилием.

 Мирозлостие? Сосредоточение этого чувства в одной точке, активирующей все пространство перед его общей аннигиляцией.

 Три дня в конце апреля 1889 года  читаете Нойеса. Судя по записям в дневнике за этот период, Вы не готовы к такой радикализации общественной жизни. Даже словосочетание "свободная любовь" уже не вдохновляет бывшего "ходока".

 Соглашусь, старина Джон ломает представления об устройстве отношений между людьми. В первый день Вы отмечаете этот отход личности от государства:

 "Везде одно — освобождение себя от суеверий религии, правительства и семьи"

 Но разве может быть иначе в поддерживаемых Вами же коммунах, одну из которых пытался создать Озмидов?  В Штатах, у Нойеса получилось круче. Но везде полная утопия.

 На второй день изучения американского опыта Вы весьма жестко отзываетесь:

 "Удаление в общину, образование общины, поддержание ее в чистоте — всё это грех — ошибка"

 Получается, Лев Николаевич, что и первоначальная община Христа несет подобный зачаток? В конечном счете, прорастая, он же и создает одну из составляющих государственной системы насилия над личностью.

 Вы же продолжаете:

 "Нельзя очиститься одному или одним; чиститься, так вместе; отделить себя, чтобы не грязниться, есть величайшая нечистота, в роде дамской чистоты, добываемой трудами других"

 Право, любите попутно уколоть наших прекрасных дам. Харе Кришна, интерес Софьи Андреевны к Вашим дневникам со временем поостыл. Да и Вы не давали повода. 

 Ну и альтернативой к правилам Нойеса:

 "Это всё равно, как чистить или копать с края, где уж чисто. Нет, кто хочет работать, тот залезет в самую середину, где грязь, если не залезет, то, по крайней мере, не уйдет из середины, если попал туда"

 Получается, чтобы изменить систему, надо быть в её центре. Но у большинства попавших сюда нет такой цели изначально. Наоборот, им всеми доступными, включая самые бесчеловечные, нужно сохранить выстроенную систему отношений. А раз так, то и прикормленный ближний круг подобран соответственно.

 Это, кстати, видится и у сексуально озабоченного Нойеса. Некая кратковременная альфа-самцовость, с попыткой дальнейшего унаследования.

 Далее, в Вашем дневнике видится мне туманным:
 
 " Смутно проходит мысль: всё дело в том, чтобы за исполнять закон истины, насколько есть свет там, где стоить, и сдвигаться с места только для того, чтобы исполнять этот закон, а не для себя.

 Это как "за исполнять закон истины"?

                Ваш ученик ЕС.

 A propos!

 Через сто лет после Нойеса неустойчивость подобных систем взаимоотношений между людьми показали коммуны хиппи"


Рецензии
аравийский типа
шейх

хиппи хиппи хиппи
шейк

путешествия
и сны
полежалки и
хоп-хны
и солдатик
типа Швейк

хиппи хиппи хиппи
шейк

Владимир Кутузов-Урганчи   08.06.2025 08:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.