Движение к милосердию

 Всё время представляется тщедушный  облик Спасителя, призванный чего- то хотеть от человека.
 Ждали- то героя, рослого и блестящего горой мускул. Пришёл доходяга, который  явно не смог бы перенести побоев цепями, сдирающими плоть.
 Мел Гибсон тут пошёл на поводу Павла, заменившего Жертву на кровавое человеческое жертвоприношение.
 Да. Ницше. Как прав…
Величину страданий человек до сих пор меряет литрами пролитой крови и килограммами содранной плоти.
  Не совсем понятно, как  в голову приходят мысли о равенстве. Речи Спасителя царского рода,  не обладавшего подобающей внешностью,  на нашем веку обретают содранную плоть.
 Если Мессия, действительно, говорил то, что ему приписывают. 
Психиатр   Карл Роджерс  определял гуманизм, как « веру   в способность любого человека к развитию своего потенциала.  Проявить его  бывает трудно, проще отойти в сторону. Неравнодушие и активность – достаточно простые качества – способны сыграть большую роль,  как в личностном развитии, так и в общественных процессах».
Говорил Христос, не говорил о подобном равенстве, но доходит.

 Хотела пройтись по истории инвалидности, в сети сплошная благодать, утверждающая, что инвалидов преследовали только в Античности.  В Средние века им уже было хорошо. Убогих ценили.
Оставим это на совести очередного заказа или моды. Почитаем художественную литературу и то, что нам оставлено отчётностью перед международными органами.
Тема, понятное дело, не популярная. Только в семидесятых годах прошлого века Человечество  дозрело до признания инвалидов тоже людьми. Это сделала Специальная  Ассамблея ООН.
 К  нам признание инвалидов людьми пришло с Ельциным, который инициировал принятие Декларации на государственном уровне.
 Даты российского признания разные.  От 1992 года до 2012 года. Будем считать разницу статистической погрешностью.

Вдруг, после Второй Мировой войны общество в целом столкнулось с огромным количеством инвалидов, дефицитом грамотных и разнорабочих  рук.
Понятное дело, разбрасываться мозгами показалось странной роскошью и придурью.
 Тем более, плохо оплачиваемый или совсем не оплачиваемый труд бессловесных умалишённых манил и плакал.
 «Возьми меня».
Там, где есть несправедливость, появляются неравнодушные люди. Или желающие на этом продвинуться.
 Смотря, какой точки зрения придерживаться. Считают же Чуму  мамой Билля о правах человека. Народ в массе своей вымер. Оставшихся надо было заманивать на работу особыми условиями труда.
 Женщины занялись предпринимательством. Тем, кем побрезговала  Инквизиция, так и вовсе не на что было отвлекаться. Они и двинулись  капиталистической заре на встречу.

 Очередная Чума Война.
  Опа! Правозащитники. Новые хохаевА   сказали: « Надо!». Появляется новая задача. Интернет полнится радостными отчётами о проделанной работе.

 Интонацию мою диктует сожаление по поводу пренебрежения человека человеком. Без отмашки сверху  многие, вполне себе, богоугодные дела не делаются, даже не мыслятся.

Займёмся той областью, которая может показать, как жили инвалиды   во все времена.

  Дискриминация лиц с психическими расстройствами существовала всегда и везде.   В обращении с пациентами обычны были связывание и содержание на цепи, побои, попытки «лечения» голодом и др.
Отторжение  лиц с психическими расстройствами имеет древнюю историю и существует с библейских времён, когда сумасшествие,  как наказание за грехи стало рассматриваться в рамках религиозной веры и практики.
  В Европе времён Средневековья наличие психических расстройств приписывалось одержимости человека бесами. Считалось  также, что Бог насылает безумие в наказание грешникам.
 Отношение к душевнобольным определялось позицией церкви.  «Лечение» психически больных «изгнанием беса» проводили священнослужители.   
Однако именно благодаря церкви начал осуществляться организованный уход за страждущими и призрение душевнобольных. Ещё в XVI—XVII вв. призрение душевнобольных в монастырях не только обеспечивало им уход и лечение, но и побуждало их к самообслуживанию и труду.

В ходе знаменитых процессов ведьм пыткам и казням подвергались, по-видимому, в том числе и люди с психическими расстройствами. Среди них, вероятно,  было  много людей с депрессией и бредом самообвинения, с истерией и др.
 Вопреки распространённому представлению, эти события характерны были не,  сколько для Средневековья, сколько для Ренессанса. Определённую роль в преследовании «бесоодержимых» сыграло не только католичество, но и лютеранство. Известна позиция Мартина Лютера, писавшего:
 «Вифлеемский госпиталь», Уильям Хогарт. По моему мнению, все умалишённые повреждены в рассудке чёртом. Если же врачи приписывают такого рода болезни причинам естественным, то происходит это потому, что они не понимают, до какой степени могуч и силён чёрт».

Вплоть до конца XVIII — первой половины XIX века узники заведений для душевнобольных Англии, Франции и Германии содержались в тяжёлых условиях: в каменных «мешках», лишённые солнечного света и прикованные цепями,  голодая и подвергаясь избиениям.
 Например, знаменитый психиатр Ж. Эскироль, посетив психиатрические учреждения в провинциальных городах Франции, в 1818 году писал:
Несчастные, в интересах которых я возвышаю свой голос, подвергаются обращению, худшему, чем преступники, и живут в обстановке, достойной зверей. Я видел их покрытых лохмотьями, на соломе, которая служит для них единственной защитой от сырости каменного пола. <…> Вот что я видел во Франции, и вот как содержатся душевнобольные почти повсеместно в Европе.

В 1780-е годы во Франции была создана комиссия, возглавляемая  врачом - хирургом профессором Теноном  для изучения условий психиатрического призрения в Париже. В отчёте Тенона говорилось об условиях содержания в огромной больнице общего типа Отель-Дьё, куда помещались пациенты с первичным эпизодом психических расстройств, следующее: « Больные лежат на кроватях по четыре, а иногда и по шести на каждой. Нередко умершие лежат вперемежку с живыми на одних и тех же кроватях… Помещения не отапливаются. Больные отмораживают уши, ноги, носы, и им тут же делают ампутации.

Как правило, пациенты проводили в Отель-Дьё несколько недель,  их безуспешно лечили там повторными кровопусканиями, слабительным, опием, обливаниями холодной водой и пр. После такого безуспешного лечения мужчин направляли в убежище Бисетр, женщин — в убежище Сальпетриер.

Бытовые и санитарные условия пребывания в обоих учреждениях были  тяжёлыми и антигуманными. Узники  Бисетра и Сальпетриера содержались, прикованными  цепями, в узких, холодных и сырых, лишённых света и воздуха, каменных карцерах, где они вынуждены были сидеть, скорчившись из-за крайней тесноты.
 Срок пребывания в этих заведениях мог длиться несколько месяцев или лет, а порой и 12—15 лет, вне зависимости от того, поправился узник или нет.

В Лондоне и в Париже популярны были представления с участием «буйных» душевнобольных: их запирали в клетки и за деньги демонстрировали публике — в целях нравственного поучения.
 В воскресные дни в Бедлам за малую плату (один пенни) пускали посетителей. Число  посетителей при этом достигало 96 тысяч в год. Во Франции горожане с левого берега Сены по воскресеньям совершали развлекательную прогулку в госпиталь Бисетр, чтобы посмотреть на знаменитых сумасшедших.
 Некоторые тюремщики получали известность благодаря своему умению ударами хлыста заставлять душевнобольных проделывать танцевальные па и акробатические трюки.
 
В германских домах для умалишённых практиковались избиения плетью и палками, в качестве метода лечения применялась так называемая механотерапия: вращательная машина, вращающееся колесо и вращающаяся кровать (действие последней приводило к наиболее тяжёлым эффектам: головокружение, тошнота, рвота, удушье, кровоизлияния в конъюнктиву глаз), смирительный стул и смирительная кровать, «мешок».
 Практиковалось погружение в ледяную воду. Пациентов  заставляли принимать раствор винного камня, сажу, мокриц и мыло.

Жестокие методы «лечения» использовались и в ряде других стран: например, в Британии и в США применялось вращающееся кресло. Существовали и такие средства, как прижигание лба калёным железом.
 Принципы гуманного отношения к людям с психическими расстройствами в Западной Европе были заложены Филиппом Пинелем, в 1793 году буквально снявшим цепи с душевнобольных в парижской государственной больнице Бисетр.
 Именно в конце XVIII века по преимуществу полицейское отношение общества к «помешанным» начинает сменяться отношением к ним,  как к больным людям. Эта эпоха развития  характеризуется становлением психиатрии,  как области медицины, введением принципов гражданской защиты душевнобольных и исключения насилия над ними.

Фразе о гражданских правах душевнобольных доверять не стоит.  Вряд ли к  ним относились лучше, чем к женщинам. Над  несчастными  дамами ещё на рубеже 19 и 20 веков проводили публичные эксперименты, излечивая от истерии электрошоком.

  Очень медленно  на протяжении первых десятилетий XIX века с душевнобольных в психиатрических учреждениях повсеместно снимались цепи.  В середине XIX столетия английский врач Джон Конолли предлагает принцип No restraint («Никакого стеснения»); спор вокруг этого принципа стал общеевропейским и глубоко символичным, однако никак не затронул основы доктрины врачебного отношения.
 
Вплоть до середины XX века принудительная  модель психиатрической помощи преобладала во всем мире,  недобровольная госпитализация подавляющей части душевнобольных считалась общепринятой социальной нормой…

В  Германии пациенты в первые послевоенные десятилетия находились в переполненных палатах крупных психиатрических больниц почти без  лечения или перспектив на будущее, с полным отсутствием частной жизни, ухода, какой-либо деятельности.
Некоторые хронические пациенты без всякой оплаты помогали медсёстрам в гериатрических отделениях, занимаясь этим регулярно с утра до вечера. Другие  работали в домах врачей и медсестёр. При этом (по данным на 1973 год) почти две трети пациентов германских психиатрических больниц, то есть около 60 тыс. человек, пребывали в психиатрических больницах свыше двух лет, а почти треть — свыше 10 лет.

  В отчёте комиссии законодательного собрания американского штата Западная Вирджиния о результатах проверки одной из психиатрических больниц штата (1972) было сказано:
 «Комиссия испытала во всей полноте отвращение к жалким условиям, существующим в этом учреждении. Грязь, отбросы и отвратительные запахи были повсюду. Ежедневная уборка и обычная деятельность по поддержанию порядка не осуществлялись. Сеток [для защиты от насекомых] не было, роились мухи, мусорные баки были открыты и переполнены…»

Обратили внимание на годы? Сейчас,  ещё работающие и практикующие светила психиатрии  вспоминают, как бегали с девушками  на специальный остров Нью-Йорка, отданный под содержание «психов». Посмотреть и развеяться. Развлечение вполне в духе средневековой Франции.

А вот сообщение по поводу хвалёной восточной терпимости по отношению к инвалидам. Хотя есть инвалиды и есть «психи». Две большие разницы.

 «В Японии лица с психическими расстройствами традиционно подвергались  отторжению  и дискриминации, приводившей к полной их изоляции от общества. Сотни законов и нормативных актов дискриминировали душевнобольных: в частности, им запрещён был доступ в бассейны, общественные бани, музеи искусства, к историческим памятникам, запрещена возможность участвовать в местных собраниях и т. п.
Люди с психическими нарушениями лишены были возможности заниматься многими видами профессиональной деятельности. К 1980-м годам в газетных статьях, книгах и медицинских журналах появились публикации о многочисленных нарушениях прав пациентов японских психиатрических стационаров». 

Снова обращаем внимание на год.  Пожалуй, здесь можно порассуждать о традиционных ценностях общества и меняющейся психике коллективов, входящих в стадию капитализма.

 Все площадки с гордостью сообщают о заботе первых Романовых о душевнобольных. Законодательства Петра, учреждения Екатерины. Только надо останавливаться  на фамилиях.
  Приглашённые из Франции учредители домов призрения, лечебниц, училищ для слепо - глухо - немых уже имели имя в  молодой науке  и лечебные учреждения, построенные специально под их практику. То есть, время волне соотносимо с европейскими течениями.

А основой подобной романовской деятельности были давние традиции русской общины с особым трепетом, относившейся к юродивым и душевнобольным.
 Учтём и правила  Рюриковичей. Многие,  какую-нибудь богаделенку, да содержали. О нищих приживалках и убогих при каждом состоятельном  дворе вспомним тоже.
 Можно такую качественную особенность русской общины связать с каноническим правом.
 О, я до него, так и не добралась. Ну, в следующий раз. Особого разговора требует и отношение к инвалидам на местах.

Существует  ряд специализированных документов ООН:
1. Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.),
2. Декларация о правах инвалидов (1975 г.),
3.   Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению,  в какой бы то ни было форме (1988 г.),
4. Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (1991 г.)
5. Конвенция о правах инвалидов (2008 г.).

Здесь бы пригодился материал по настоящему положению инвалидов в западном обществе. У меня подробная информация есть только по Англии. Я статью найду и покажу. Как иллюстрацию к высказываниям о давней зрелости Запада, его передовом законодательстве и беззаботной жизни инвалидов.
 Давняя забота общества - это после Войны. Одно время там, действительно, спохватились.
 Сейчас снова заговорили о смерти социального государства. Программы сворачиваются, пособия урезаются.
 Правда, уже существуют сильные организации инвалидов, отстаивающие свои права. Новая социальная сила, которую никто не ожидал. О ней мы ещё тоже поговорим.
 В движение входят и родные, знакомые, неравнодушные люди. Их много. Они умны, влиятельны и материально обеспечены. А в некоторых вопросах  ещё и агрессивны.

 Так движение инвалидов сдвинуло общество к признанию прав умалишённых. Разработаны подробнейшие правила и положения о том, что можно называть условиями достойного проживания  такого инвалида.
Некоторые из них даже мне читать удивительно. Впечатление,  написано на будущее.
 К этому следует стремиться. Как и  с проповедями Христа.
  Эти документы я знаю по публикациям Центра международного права на Чистых Прудах. Не знаю, есть ли он сейчас. Спонсировалось всё  иностранными фондами. Страшно   скользкая тема.

  Тем не менее, некоторые пункты этих прав обговорю.


Рецензии