С нами остается только то, что мы теряем

            (памяти выдающегося актера и режиссера)

   В июле 2025 года исполняется  четыре года со дня смерти   заслуженного деятеля искусств, народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии СССР и премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» Владимира Валентиновича Меньшова.
 
    Наверное, нет такого человека в нашей стране, кто бы не смотрел «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит», «Ширли-мырли». Его фильмы быстро разошлись на цитаты, а герои стали всенародно любимыми. Наверное, потому, что были не придуманы, а подсмотрены в самой жизни.

   Мне посчастливилось встречаться и беседовать  с Владимиром Меньшовым в его квартире. Мы говорили о современности, творчестве и задачах художника, о роли личности в истории и жизни, о том, как оставаться человеком в любых, самых сложных ситуациях.

   В одном интервью Владимир Валентинович Меньшов отмечал: «У меня есть все основания считать, что жизнь прожита с пользой». Что ж, он имел право так говорить. У него было много наград и призов. Но самая главная, по выражение самого Меньшова, – это  народная любовь. И это не просто слова: приз такого же названия был вручен ему  в 2017 году на XIII Международном фестивале документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе».

   Но я хотел бы сказать несколько слов не столько о заслугах Меньшова в кино и театре, которые известны всем, сколько о нем самом.

   Не секрет, что творческий успех пришел к Владимиру Валентиновичу далеко не сразу. Он несколько раз пытался поступить во ВГИК, но приемная комиссия не видела актерских перспектив у молодого астраханского парня, приехавшего покорять столицу. Однако Меньшов не отчаивался. За время между вступительными экзаменами он успел потрудиться токарем, разнорабочим, матросом-водолазом на Каспийском море и даже шахтером в Воркуте. Удача улыбнулась Владимиру в 1961 году, когда он стал студентом актерского факультета школы-студии МХАТ. Еще одно испытание ждало молодого актера сразу после окончания обучения. Он не получил приглашения ни от одного московского театра, потому решил уехать в Ставрополь, где работал актером драмтеатра им. М. Ю. Лермонтова.
 
   В Москву Владимир Меньшов вернулся в 1967 году. После знакомства с легендарным режиссером Михаилом Роммом он был принят сразу на второй курс режиссерского факультета ВГИКа. В 1970–1980-е годы Владимир работал на киностудиях «Мосфильм», «Ленфильм» и на Одесской киностудии. Наконец-то появилась возможность заниматься любимым делом, и успех не заставил себя ждать. В 1981 году его фильм «Москва слезам не верит» был удостоен премии «Оскар» американской Академии кинематографических искусств и наук как лучший фильм на иностранном языке. О своей победе Меньшов узнал от коллег на следующий день после церемонии награждения, и поскольку случилось это 1 апреля, поначалу принял все за неудачный розыгрыш. Окончательно убедился, что это не розыгрыш, когда про «Оскар» сказали в программе «Время». Однако получить заветную статуэтку лично Меньшов смог только в конце 1980-х. Владимир Валентинович  много снимался как актер, в нескольких картинах выступил в качестве режиссера и сценариста, преподавал кинорежиссуру, руководил режиссерскими мастерскими на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

    Цитата из интервью: «Моя личность перетекает в то, что я делаю. А так как я человек, интересующийся всем, я чувствую современность. Ремеслу можно научить, но главное решение принимаешь ты – как личность. Это высшее. Постоянно воспитывать, анализировать, не оставлять  себя в покое, добавлять. «С нами остается только то, что мы теряем…»

    Владимир Валентинович был честным перед собой и другими. Многие помнят случай, когда он отказался вручать награду за сомнительный в художественном и нравственном отношении фильм «Сволочи». Назвал его подлым и позорящим страну. Или его решительный отказ работать над  сатирической комедией «Ширли-мырли», если на главную роль не  утвердят  Валерия Гаркалина. Он умел отстаивать свою точку зрения, и чиновники, как правило, отступали.

    Цитата из интервью: «У меня есть внутреннее ощущение судьбы. Что-то тебя ведет по этой жизни... Все цепляется одно за другое. Объяснить логически свою жизнь я не берусь. Но я знаю, что есть шестое чувство, которое подсказывает, что делать мне на распутье».

    В нем совсем не было звездности. Меньшов, ко всему прочему, был еще председателем Общественного совета при ФСИН России и многое сделал для того, чтобы уголовно-исполнительная система стала гуманной и справедливой. Он часто выезжал в исправительные учреждения, с интересом знакомился с условиями отбывания наказаний, правами и обязанностями осужденных. Особое внимание всегда уделял личному составу, выслушивал вопросы и просьбы сотрудников. В общении не отказывал никому, при этом старался каждому помочь, неоднократно заявлял, что надо заниматься социальными гарантиями для сотрудников.    
   Кстати, такая общественная деятельность помогла ему при работе над ролью начальника колонии в фильме «Каникулы строгого режима».

   Цитата из интервью: «Я вхожу в положение людей, которые делают зло. Я думаю, они недопонимают, что делают. Они теряют гораздо  больше, когда совершают злые поступки».

                ***
                Интересные мысли Владимира Меньшова

   Вопрос: может ли искусство воспитать или исправить человека?

   «Думаю, что да. Если это настоящее искусство. Оно, образно говоря, опрокидывает душу и обязательно приводит к чему-то положительному. О себе я могу так сказать: родители  много работали и в воспитании  детей  не принимали большого участия. Нас, я имею в виду мое поколение, во-первых, воспитывала школа, а во-вторых, – книги и фильмы. Причем очень серьезно воспитывали, именно из книг и фильмов мы брали примеры для себя, узнавали, что хорошо, что плохо, как надо дальше жить.  Да, фильмы  сделали очень многое в моей жизни».

    Вопрос: Ваша жизнь в искусстве не была такой прямолинейной. Что заставляла вас идти вперед по выбранному пути, несмотря ни на что?

   «Для меня самого это несколько загадочно. У нас в Астрахани многие поступали в  местные вузы: пединститут, мединститут и пр. Я же чувствовал тягу   попробовать себя в чем-то другом. Это была некая внутренняя маета, некая затаенная  мысль… И я приехал в Москву поступать во ВГИК. На мое счастье прошел консультацию, и получил место в общежитии. Неделю я там прожил. Потом  пошел на экзамен, провалился и вынужден был уехать. Но  в ту неделю, пока я жил в общежитии, я окунулся во ВГИКовскую атмосферу – это и актеры, и режиссеры, и операторы, и сценаристы,  и художники – вся творческая среда. Присутствовал на ночных спорах, разговорах до утра о кино – и вот, тогда у меня окончательно сложилась мысль, что именно в этой среде я хочу жить. Если  поступлю в другой вуз, то совершу капитуляцию и проживу не свою жизнь. Только сюда. Это было смелое решение, так как в глазах своих бывших одноклассников и их родителей я выглядел сумасшедшим:  они уже учились на 3-4 курсе института, а я каждый год езжу в Москву поступать и проваливаюсь. Наконец с 4-й попытки я был принят.
   Кстати, три года после школы не прошли для меня даром, я работал в разных местах. Это были, например, завод, шахта в Воркуте. Я многое чего там видел. Подавляющее большинство работающих на шахте – это те, кто отсидел и остался там трудиться. Я видел много типажей, которые позднее помогали мне в работе над ролью. Даже завел записные книжки, в которые записывал  свои наблюдения».

   Вопрос: Чтобы бы из советского прошлого Вы взяли в современную действительность?

   «Все, чему меня учили в школе, было правильно: нас воспитывали гражданами, патриотами, хорошими людьми. Для этого существовала масса организаций – пионерия, комсомол, молодежные клубы, нас учила прекрасная литература. Сейчас потеряны  многие ориентиры, и общество не понимает, что движется к катастрофе. Точно так же в свое время Николай II не понимал, что страна идет к краху, хотя в массах уже вовсю полоскали имя царя... Вот это неумение отделить в прошлом преступное от того, что действительно было завоеванием системы, и привело к той России, которую мы теперь имеем… Как-то в телепередаче я спросил школьников: кто хочет жить в России? Треть сказала, что хочет уехать».

   Как актер Владимир Валентинович снялся в десятках кинокартинах, а в качестве режиссера создал пять фильмов. На вопрос, кем он себя больше ощущает – актером или режиссером, Меньшов ответил так:

   «Вопрос скорее риторический. Выдающийся актер может, конечно, задать целое направление в искусстве, даже создать новый мир. Но обычно под руководством режиссера. Как бы ты хорошо не играл, режиссер все равно сделает по-своему, смонтирует фильм, как считает нужным, и ты можешь  оказаться даже в проигрыше.  А когда ты выступаешь в роли режиссера, то отвечаешь за каждый кадр, за игру каждого актера и, если все получается, то это аналогично созданию параллельной реальности. Это принципиально другое ощущение. При встречах со зрителями ты чувствуешь, что твой фильм, твои герои вошли в  их жизнь, персонажи для людей становятся как бы родственниками, они их цитируют, берут за образец. Так было с фильмами «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби». Тот, кто попробовал яд режиссуры,  уже не ощущает себя комфортно только в актерской профессии. Но, конечно, все относительно: если ты, к примеру, сыграл Чапаева, то  тоже создал огромный мир. Или, например, Урбанский в роли коммуниста. Это серьезная актерская работа, здесь действительно задано целое  направление».

   Вопрос: Вы создали много разноплановых ролей:  талантливый, но скромный инженер («Где находится нофелет?»), начальник исправительной  колонии в уже упомянутом фильме «Каникулы строгого режима», агент  ЦРУ-диверсант («Перехват») и многие другие. И все же, какую роль Вы для себя считаете самой важной?

    «Могу сослаться на одну работу, которую я считаю для себя важной и принципиальной. Была такая картина  «Последняя встреча», снятая еще в 1974 году, ее сейчас почти не помнят. Там у меня одна из главных ролей, материал был хороший, сценарий добротный… Фильм о людях 60-х годов. И все же самая запоминающаяся роль – это, пожалуй, маршал Жуков».

   Вопрос: Жуков в «Ликвидации» у вас довольно жесткий военачальник, но вы еще показываете его и как обычного человека. Например, маршал один в кабинете, пританцовывает под музыку известной песни «Валенки», наливает стакан водки и выпивает, стоя перед портретом Сталина. Чья была идея такого эпизода?

   «Режиссер Урсуляк, ставивший этот фильм, предложил мне роль Жукова. По сценарию маршал вроде как обижен на Сталина за то, что его сослали в Одессу. И оставшись один на один с портретом, Жуков, пританцовывая, показывает Сталину язык, словно издеваясь над ним. Но мне показалось, что эту сцену нельзя показывать так однозначно. Имелись материалы, что Жуков обижен не совсем незаслуженно. Он был военным человеком и правоту Сталина отчасти понимал. Поэтому я предложил иной вариант этой сцены, который и вошел в кино. Эпизод, на мой взгляд, получился более сложным и интересным, и зритель воспринимает его каждый по-своему».

   Вопрос: Из чего, по Вашему мнению, складывается успех в творчестве?

   «Владимир Немирович-Данченко однажды сказал,  что есть три составляющие творческого успеха: талант, труд и удача. Я полностью согласен с его словами. Только совпадение всех этих трех элементов приводит к настоящему успеху.  И здесь нельзя, наверное, выделить что-то одно. От удачи тоже многое зависит. Отсутствие любого из этих компонентов делает неполноценным существование в искусстве. Пожалуй,  это правило распространяется не только на творческие профессии, а вообще на любой вид деятельности».

  О таких людях, как Владимир Меньшов, порой говорят – с ним ушла целая эпоха. Я не согласен с таким утверждением. Владимир Валентинович навсегда остался с нами:  в великолепных фильмах, которые он создал, в  десятках талантливых ролей, в которых сыграл. И еще – как  образец порядочности, человечности и принципиальности, как  талантливая, цельная личность, с которой надо брать пример.


Рецензии